ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 33-3766 Судья Н.Е. Шульга 2010 год
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Крыловой В.Н.
судей Лепской К.И. и Суриной Е.В.
с участием прокурора Алексеевой О.М.
при секретаре Мининой С.В.
по докладу судьи Суриной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери 12 октября 2010 г
дело по кассационной жалобе ФИО1
на решение Западнодвинского районного суда Тверской области от 10 августа 2010 года, которым постановлено:
Заявление ФИО1 о признании противоречащими закону нормативных правовых актов - Решения Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области №48 от 24 ноября 2006 года «Об утверждении и введении в действие тарифов на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2007 года», Решения Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области №60 от 04 декабря 2007 года «Об утверждении и введении в действие тарифов на содержание и текущий ремонт жилого фонда и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2008 год», постановления Главы администрации городского поселения город Западная Двина № 17 от 05 декабря 2008 года «О тарифах на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «Водоканал», оставить без удовлетворения.
Судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов.
В заявлении указал, что ему принадлежит на праве совместной собственности квартира, расположенная по адресу: . Он не вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги в ООО «Управляющая компания» за период с 2007 по 2009 год по причине несогласия с правовыми актами, определяющими тарифы по коммунальным услугам: холодное водоснабжение, водоотведение, отопление, поскольку считает, что при определении указанных тарифов нарушено действующее законодательство.
В соответствии ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов не входят в перечень коммунальных услуг, предусмотренный данной статьей. Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения, данная услуга должна оказываться только на основании договора с потребителем, который с потребителями в Западнодвинском районе не заключался, но тем не менее, включается в квартплату решением общего Собрания депутатов городского поселения «Об утверждении и введении в действие тарифов на содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги для населения г. Западная Двина на 2009 год».
Установление размера платы за капитальный ремонт органами местного самоуправления законодательством РФ допускается в соответствии с п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75. В этом случае плата за капитальный ремонт устанавливается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации для многоквартирного дома.
Вышеуказанного открытого конкурса не проводилось, поэтому размер платы за капитальный ремонт неправомерно установлен органами местного самоуправления муниципальными правовыми актами, такие акты необходимо признать принятыми с нарушением действующего законодательства, и они подлежат отмене.
Согласно п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в случае, если собственники жилых помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2006 года № 75, равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации для конкретного многоквартирного дома. Установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого дома до проведения открытого конкурса является незаконным. Открытый конкурс не проводился, следовательно, акты, определяющие размер платы за содержание и ремонт жилого помещения без проведения конкурса, являются незаконными и подлежат отмене.
В соответствии с Федеральным законом № 41-ФЗ от 14.04.1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» полномочия по назначению тарифов на тепловую энергию возложены на органы исполнительной власти субъекта РФ. На основании данного Федерального закона РЭК Тверской области издал приказы от 15.11.2007 г. № 125-нп и от 08.12.2008 г. № 191-нп «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Теплосети» г.Западная Двина».
Собрание депутатов Западнодвинского района своими решениями «Об утверждении и введении в действие тарифов на содержание и текущий ремонт жилого фонда и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2007 и 2008 годы» приняло неверный норматив потребления тепловой энергии на 1 кв.м., вместо 0,007 принят 0,02. Данный коэффициент составляет 100% оплату теплоснабжения, а коэффициент необходимо определить на 35% теплоснабжения, который установлен тем же Собранием депутатов Западнодвинского района, то есть указанные решения противоречат сами себе, что не может быть законным и обоснованным, поэтому решения Собрания депутатов Западнодвинского района в части утверждения тарифов на тепловую энергию являются незаконными, а, следовательно, не могут быть применены для определения размера платы за отопление квартир граждан. Норматив тепловой энергии по формуле определяется на 218 дней, а расчет ООО «Управляющая компания» делает на 365 дней, что также не может быть законным. На 2009 год тарифы на тепловую энергию для потребителей г. Западная Двина установлены Региональной энергетической комиссией Тверской области приказом № 191-нп от 08.12.2008 г. в размере 1355,2 руб/Гкал.
Просит признать противоречащими закону и недействующими со дня принятия следующие нормативные акты: решениеСобрания депутатов Западнодвинского района Тверской области № 48 от 24.11.2006 г. «Об утверждении и введении в действие тарифов за содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2007 год»; решение Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области № 60 от 04.12.2007 г. «Об утверждении и введении в действие тарифов за содержание и текущий ремонт жилого фонда и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2008 год» с приложениями; постановление главы администрации городского поселения город Западная Двина № 17 от 05.12.2008 г.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2, заявленные требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что заявитель не оспаривал решения Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области. № 48 от 24.11.2006 г. и № 60 от 04.12.2007 г. в период действия данных актов, поскольку не был ознакомлен с ними, о завышении тарифов ему стало известно только после предъявления ООО «Управляющая компания» к ним иска о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг. Незаконность постановления главы администрации городского поселения город Западная Двина №17 от 05.12.2008 г. заключается в том же - установленные тарифы на водоснабжение и водоотведение завышены. Такой вывод они сделали, сравнив их с тарифами, установленными в других районах, где они ниже. На основании данного постановления ООО «Управляющая компания» необоснованно собирает с населения платежи за водоснабжение и водоотведение по завышенным тарифам.
Представители заинтересованных лиц - Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области ФИО3, администрации Городского поселения город Западная Двина - ФИО4 и ООО «Управляющая компания» - ФИО5 возражали против удовлетворения заявленных требований.
Прокурор против удовлетворения заявленных требований возражал, полагая, что оспариваемые заявителем нормативно-правовые акты приняты в соответствии с действующим законодательством.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. При этом указывает, что судом неправильно возложено бремя доказывания на заявителя. Срок исковой давности при подаче заявления в суд им не пропущен, поскольку он обратился в суд в рамках главы 24 ГПК РФ, в соответствии с которой заявление об оспаривании нормативного правового акта может быть подано в суд заинтересованным лицом в течение всего срока действия данного акта, поскольку отношения, возникающие в связи с принятием нормативного правового акта, являются длящимися; нормативные акты адресованы неопределенному кругу лиц и устанавливают правила, рассчитанные на неоднократное применение. В соответствии со ст. 252 ГПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта суд должен проверить его законность в полном объеме независимо от оснований и доводов заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области ФИО3, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Алексеевой О.М., полагавшей, что решение является законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене частично.
Как следует из материалов дела, заявителем оспариваются решение Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области № 48 от 24.11.2006 г. «Об утверждении и введении в действие тарифов за содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2007 год», решение Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области от 04 декабря 2007 г. № 60 «Об утверждении и введении в действие тарифов на содержание и текущий ремонт жилого фонда и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2008 год».
Суд первой инстанции, установив, что действие приведенных актов ограничено временными рамками, указанными в самих актах, а также то, что данные нормативно-правовые акты на момент обращения заявителя в суд не порождали правовых последствий, вследствие чего не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом его прав и свобод, пришел к выводу об отказе в признании их незаконными.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ.
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» не может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, недействующий нормативный правовой акт или его часть, поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Учитывая, что недействующие правовые акты сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не могут, суду следовало прекратить производство по делу в указанной части.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда в части оставления без удовлетворения заявления ФИО1 о признании противоречащими закону решения Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области № 48 от 24 ноября 2006 г. «Об утверждении и введении в действие тарифов на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2007 года», и решения Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области № 60 от 04 декабря 2007 г. «Об утверждении и введении в действие тарифов на содержание и текущий ремонт жилого фонда и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2008 год» подлежит отмене с прекращением производства по делу в этой части.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Между тем, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании постановления Главы администрации городского поселения город Западная Двина Тверской области № 17 от 05 декабря 2008 г. «О тарифах на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «Водоканал».
Как установлено судом, постановлением Главы администрации городского поселения город Западная Двина № 17 от 05.12.2008 г. «О тарифах на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «Водоканал» г. Западная Двина» установлены и введены в действие с 01 января 2009 года тарифы на услуги системы водоснабжения, оказываемые ООО «Водоканал» в размере 22,68 руб/куб.м., на услуги системы водоотведения, оказываемые ООО «Водоканал» в размере 19,84 руб/куб.м., на услуги системы водоотведения и очистку сточных вод, оказываемые ООО «Водоканал» в размере 43,13 руб/куб.м. Указанное постановление опубликовано в средствах массовой информации 12 декабря 2008 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального Закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения).
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления осуществляют ряд полномочий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования), в частности, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования,
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.
Согласно п. 5 ст. 8 Устава города Западная Двина Тверской области, принятого Советом депутатов городского поселения город Западная Двина 09 февраля 2006 года, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают полномочиями, в том числе и по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги производителей в сфере электро- и теплоснабжения).
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Устава администрация поселения осуществляет полномочия по вопросам местного значения поселения, за исключением тех, которые, согласно действующему законодательству, Уставу и решениям Совета депутатов поселения входят в компетенцию главы поселения и Совета депутатов поселения.
В силу ч. 1 ст. 32 Устава Глава администрации поселения в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации поселения.
Поскольку статьи 27 и 28 Устава, определяющие компетенцию Совета депутатов поселения и главы поселения, не содержат указания о полномочиях данных органов по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, такой вопрос относится к компетенции администрации поселения, которой на принципах единоначалия руководит глава администрации (ст. 31 Устава).
Таким образом, оспариваемое постановление принято главой администрации городского поселения город Западная Двина в пределах предоставленных ему полномочий.
Как установлено судом, указанное постановление принято в соответствии с протоколом заседания Комиссии по вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, муниципальной собственности, приватизации и административно-территориального устройства, которая в соответствии с «Положением о порядке регулирования тарифов организаций коммунального комплекса на территории городского поселения город Западная Двина», в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса уполномочена производить расчет цен (тарифов) для потребителей.
Согласно ст. 4 ч. 3 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования, в среднем по муниципальным образованиям. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 1 декабря 2008 г. № 187-нп «Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, с учетом надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год» предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год по городскому поселению город Западная Двина составил 127%.
Как видно из решения Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области № 60 от 04.12.2007 г. «Об утверждении и введении в действие тарифов за содержание и текущий ремонт жилого фонда и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2008 год» тарифы на ЖКУ для населения г.Западная Двина в 2008 году составили: водоснабжение - 19,5 рублей, водоотведение - 38,27 рублей.
Установив, что соотношение величин тарифов на услуги организации коммунального комплекса по водоснабжению и водоотведению, установленных оспариваемым постановлением на 2009 год, и действовавших в 2008 году, показывает, что при установлении и введении в действие с 01 января 2009 года тарифов на услуги систем водоснабжения, водоотведения и очистку сточных вод, оказываемых ООО «Водоканал», предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги превышен не был, суд пришел к правильному выводу о том, что нарушений прав и законных интересов заявителя указанным актом, а также несоответствие данного акта федеральному законодательству не установлено.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании постановления Главы администрации городского поселения город Западная Двина Тверской области № 17 от 05 декабря 2008 г. «О тарифах на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «Водоканал».
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Западнодвинского районного суда Тверской области от 10 августа 2010 г. в части оставления без удовлетворения заявления ФИО1 о признании противоречащими закону решения Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области № 48 от 24 ноября 2006 г. «Об утверждении и введении в действие тарифов на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2007 года» и решения Собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области № 60 от 04 декабря 2007 г. «Об утверждении и введении в действие тарифов на содержание и текущий ремонт жилого фонда и коммунальные услуги для населения Западнодвинского района на 2008 год» отменить, производство по делу в этой части прекратить. В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: