ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-3844 от 24.03.2011 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

                                                                                    ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Голованов С.В. Дело № 33-3844/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 24 марта 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Андреева А.А.

судей: Куратовой Л.В., Севериной Н.И.

при секретаре: Искендерове И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Б., М., Ш. об оспаривании решения Думы  № 61 от 18.10.2010 г. «О признании пункта 6.1,пункта 8.4 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Администрации и Думы » в части даты действия пунктов 6.1 и 8.4 во времени, установленного пунктом 5 этого решения, как нарушающим право пенсионеров на своевременный перерасчет их пенсий за выслугу лет и получение этих пенсий в повышенном размере, и об устранении в полном объеме допущенного нарушения прав.

по кассационной жалобе Думы  на решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 25 января 2011 года, которым постановлено:

Обязать Думу  устранить допущенное нарушение прав, обязав внести в пункт 5 Решения Думы № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании п.6.1,п.8.4 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Администрации и Думы » изменения в части установления даты действия этих пунктов с ДД.ММ.ГГГГ, вместо установленной даты с ДД.ММ.ГГГГ

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Думы  в доход государства госпошлину в сумме 2000 рублей.

Заслушав доклад судьи Куратовой Л.В., объяснения представителей Думы   Д. и Т., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Б., М. и Ш. обратились в суд с вышеуказанными требованиями, в обоснование указав, что Дума  своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ приняла Положение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Администрации и Думы ». Согласно пункту 6.1 Положения, муниципальным служащим пенсия устанавливается в размерах от 45 до 75 % ежемесячного денежного содержания за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. Однако решением Серафимовичского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ пункт 6.1 Положения был признан не соответствующим Федеральному закону № 166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с августа 2009 г., т.к. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 187-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»» изменен порядок исчисления пенсии за выслугу лет, при котором вычитывается только страховая часть трудовой пенсии по старости. Дума , исполняя решение Серафимовичского районного суда, приняла решение № от ДД.ММ.ГГГГ, которым изменила пункт 6.1 Положения и привела его в соответствие Федеральному закону. Однако пунктом 5 этого решения установила распространение действие измененного пункта 6.1 Положения на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, что находится в противоречии и несоответствии с вышепоименованными Федеральными законами. Дума района неоправданно все это время нарушала права муниципальных служащих на повышение пенсии за выслугу лет и ее перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме основного несоответствия, Дума допустила несоответствие в преамбуле своего решения № от ДД.ММ.ГГГГ. Так, Дума приняла решение о несоответствии пунктов 6.1 и 8.4 Положения решению суда, а не федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном обеспечении в Российской Федерации». Решение суда служит основанием и поводом для вынесения вопроса о приведении нормативного правового акта на заседание постоянной комиссии Думы по местному самоуправлению, бюджетной комиссии, а затем на заседание Думы. Но принимает Дума нормативные правовые акты и вносит в них изменения на основании Конституции РФ, Федеральных законов, законов Субъекта Российской Федерации, Постановлений Правительства РФ, . Это отражено пунктом 1 статьи 10 Устава Серафимовичского муниципального района, в статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Дума  своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ, установив дату действия измененных пунктов 6.1 и 8.4. Положения с ДД.ММ.ГГГГ, нарушила тем самым их права муниципальных служащих на пересчет назначенной выплачиваемой им пенсии за выслугу лет, т. е. на повышение размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ Заявители просят суд обязать Думу Серафимовичского  устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, обязав внести в пункт 5 решения Думы № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании п.6.1,п.8.4 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Администрации и Думы » изменения в части установления даты действия этих пунктов с ДД.ММ.ГГГГ, вместо установленной даты с ДД.ММ.ГГГГ, признать преамбулу решения Думы  № от ДД.ММ.ГГГГ, в которой в качестве основания решения Думы о признании не соответствующими п.п. 6.1. 8.4 Положения Федеральному закону, указан не Федеральный закон, а решение Серафимовичского районного суда, не соответствующим п.1 статьи 10 Устава Серафимовичского муниципального района и статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и обязать Думу Серафимовичского муниципального района привести в соответствие принятое решение Думы в этой части.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Дума  просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение подлежит отмене в части удовлетворения требований, а в остальной части – оставлению без изменения.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно статьи 255 ГПК РФ к решениям органов местного самоуправления, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия ), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет, и эта гарантия установлена пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

При рассмотрении дела судом установлено, что заявители Б., М. и Ш. являются лицами, получающими пенсии за выслугу лет как муниципальные служащие Серафимовичского муниципального района.

Установлено также, что Дума  своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ приняла Положение « О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Администрации и Думы  «Согласно пункта 6.1 Положения муниципальным служащим устанавливается пенсия в размерах от 45 до 75 % ежемесячного денежного содержания за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости.

В соответствии со статьей 11 ГПК РФ суды обязаны разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов постановлений Правительства РФ. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Согласно ч.2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решением Серафимовичского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению Б. было постановлено: признать п.6.1., п.8.4 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации и Думы », принятого решением Думы  № от ДД.ММ.ГГГГ и опубликованные в газете «» в феврале 2009 года не соответствующими Федеральному Закону № «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с августа месяца 2009 года и недействующими с 18.04.2010 года. Основанием для принятия данного решения послужило несоответствие указанных положений Федеральному закону № 166-ФЗ от 15.12.2001 г «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В силу ст.14 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.

При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона, а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Дума , исполняя решение Серафимовичского районного суда от 29.09.2010 г., приняла решение № 61 от 18 октября 2010 г., которым изменила пункт 6.1 Положения.

Установив указанные обстоятельства и указав об этом в решении, суд пришел к выводу о том, что Дума  неправомерно пунктом 5 своего решения установила распространение действия измененного пункта 6.1 Положения на правоотношения, возникшие с 18.04. 2010 г., что находится в противоречии с Федеральными законами, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления . Суд указал, что внесенные изменения исчисления пенсии за выслугу лет Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 187-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» вступили в действие с ДД.ММ.ГГГГ. С даты вступления в законную силу этого Федерального закона решением Серафимовичского районного суда пункт 6.1 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации и Думы », принятого решением Думы  № от ДД.ММ.ГГГГ признаны несоответствующим Федеральному закону. Следовательно, содержание измененного пункта должно действовать с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ, как установила Дума. Суд также указал, что, установив пунктом 5 Решения Думы  № от ДД.ММ.ГГГГ дату действия измененных пунктов 6.1 и 8.4. Положения с ДД.ММ.ГГГГ, Дума нарушила тем самым права заявителей - муниципальных служащих - на перерасчет назначенной выплачиваемой им пенсии за выслугу лет, то есть на повышение размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, установленного Федеральным законом; следовательно, Дума  должна привести пункты 6.1 и 8.4. Положения в соответствие ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 187-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако с подобными выводами суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

Так, вышеуказанным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 187-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не были внесены изменения, касающиеся изменения порядка исчисления пенсии за выслугу лет, при котором вычитается только страховая часть трудовой пенсии по старости. Эти изменения были внесены в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 213-ФЗ, вступившем в силу с ДД.ММ.ГГГГ, и доводы жалобы об этом обоснованны. Возражения истцов на кассационную жалобу о том, что, согласно ст.41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 213-ФЗ, изменения в ст.14 Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» вступили в силу со дня опубликования, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, несостоятельны, поскольку, согласно ст.41, со дня опубликования вступила в силу статья 14 именно этого закона, а не ст. 14 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Кроме того, судом не было учтено, что указанные в решении Думы даты, с которой п.6.1., п.8.4 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации и Думы », принятого решением Думы  № от ДД.ММ.ГГГГ и опубликованные в газете «» в феврале 2009 года признаются несоответствующими Федеральному Закону № «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с августа 2009 года, и не действующими - с ДД.ММ.ГГГГ, были установлены вступившим в законную силу решением Серафимовичского районного суда от 29.09. 2010 г..

Согласно ст.13 ч.2,4 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы.

Поскольку установлено, что при вынесении решения № от ДД.ММ.ГГГГ Дума   исполняла решение Серафимовичского райсуда Волгоградской области, о чем указано в решении Думы, у суда не было оснований обязывать Думу внести в п.5 данного решения изменения в части установления даты действия пунктов 6.1,8.4 Положения с 01.08. 2009 года вместо установленной даты с 18.04.2010 года.

При несогласии с решением Серафимовичского райсуда Волгоградской области от 29.09.2010 года заинтересованные лица вправе обжаловать его в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в части обязания Думы   устранить допущенное нарушение прав и внести в пункт 5 Решения Думы № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании п.6.1,п.8.4 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Администрации и Думы » изменения в части установления даты действия этих пунктов с ДД.ММ.ГГГГ, вместо установленной даты с ДД.ММ.ГГГГ, а также в части взыскания с Думы   в доход государства госпошлины в сумме 2000 рублей. В этой части следует постановить решение об отказе в удовлетворении требований. В остальной части решения, которым отказано в удовлетворении требований об обязании Думы внести в преамбулу решения Думы  № от ДД.ММ.ГГГГ изменения, решение подлежит оставлению без изменения, поскольку выводы суда о необоснованности этих требований являются правильными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 25 января 2011 года отменить в части обязания Думы  устранить допущенное нарушение прав и внести в пункт 5 Решения Думы № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании п.6.1, п.8.4 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Администрации и Думы » изменения в части установления даты действия этих пунктов с ДД.ММ.ГГГГ, вместо установленной даты с ДД.ММ.ГГГГ, а также в части взыскания с Думы  в доход государства госпошлины в сумме 2000 рублей.

Постановить в этой части новое решение, которым Б., М., Ш. отказать в удовлетворении требований об обязании Думы  устранить допущенное нарушение прав и внести в пункт 5 Решения Думы № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании п.6.1, п.8.4 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Администрации и Думы » изменения в части установления даты действия этих пунктов с 01.08. 2009 г., вместо установленной даты с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части решение  от 25 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Думы  – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Верно:

Судья Волгоградского Л.В.Куратова

областного суда