ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-3894 от 15.09.2010 Тюменского областного суда (Тюменская область)

                                                                                    Тюменский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Тюменский областной суд — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

Дело № 33-3894/2010

Кассационное определение

г. Тюмень

15 сентября 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего:

Дудниченко Г. Н.

судей:

при секретаре

ФИО1, ФИО2

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии Тюменской области на решение Ленинского районного суда города Тюмени от 20 июля 2010 года, которым постановлено: «Заявление ФИО4 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в государственной регистрации права собственности на долю в незавершенном строительстве в виде двухкомнатной квартиры, общей проектной площадью 89, 38кв. м., расположенной на первом этаже в пятой блок- секции, литера А, в строящемся доме по адресу: <...>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в полном объеме устранить допущенное нарушение».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Дудниченко Г.Н., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области ФИО5, судебная коллегия

установила:

ФИО4 обратилась в суд с указанным заявлением. Свои требования мотивирует тем, что решением Ленинского районного суда г. Тюмени от 02. 04. 2010 года признано право собственности заявителя на долю в незавершенном строительстве в виде двухкомнатной квартиры, общей проектной площадью 89, 38 кв. м., расположенной на первом этаже в пятой блок- секции, литера А, в строящемся доме по адресу: <...>.

11. 05. 2010 года она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области для государственной регистрации права. 11. 06. 2010 года получен отказ в государственной регистрации на основании
п. 1. 2 ст. 20 ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Считает отказ незаконным, так как право собственности на долю признано на основании судебного решения, доля находится в объекте незавершенного строительством, на который в полном объеме техническая документация отсутствует, в связи с чем, предоставить кадастровый паспорт на данный объект не представляется возможным. Доля в незавершенном строительстве объекте не является самостоятельным объектом капитального строительства, не является самостоятельной единицей кадастрового учета. Доля не подлежит технической инвентаризации.

В судебном заседании ФИО4 заявление поддержала в полном объеме по изложенным основаниям, пояснила, что документы на регистрацию права собственности на долю поданы на основании решения суда. С основаниями отказа не согласна.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании с заявлением не согласился по основаниям, изложенным в возражениях, пояснил, что в связи с отсутствием технического паспорта не имеется оснований для регистрации права собственности.

Судом постановлено указанное решение. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в силу ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ далее) вступившие в законную силу постановления суда являются обязательными для всех уд сослался на то, что должностных лиц, организации и подлежат неукоснительному исполнению на все территории Российской Федерации. Кроме того, суд указал, поскольку доля истицы находится в незавершенном строительством объекте, объект не введен в эксплуатации., не проводилась первичная техническая инвентаризация данного объекта, кадастровый паспорт на долю в виде двухкомнатной квартиры общей проектной площадью 89, 38 кв.м., расположенной на первом этаже в пятой блок секции. Литера А, в строящемся доме по адресу: <...> кадастровый паспорт не может быть изготовлен, следовательно у ФИО4 отсутствует возможность предоставления данного документа.

С решением не согласен представитель Управления Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по Тюменской области. В кассационной жалобе просит решение суда отменить, принять новое - об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что судом нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неверном толковании норм Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ( № 122-ФЗ). Полагает, что предоставление кадастрового паспорт для регистрации права собственности основано на п.2 ст.16, п.10 ст. 33 названного Закона, независимо от того, на основании какого правоустанавливающего документа регистрируется право, в том числе и на основании решения суда, ссылаясь при этом на Постановление Верховного Суда РФ № 10 и Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности других вещных прав». Не согласен с выводом суда об отсутствии возможности заявителя представить технический паспорт, поскольку таких доказательств суду не представлено.

На кассационную жалобу поступили письменные возражения заявительницы, в которых она просит об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.

Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия находит жалобу необоснованной по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 17 ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: вступившие в законную силу судебные акты.

В силу ст. 20 указанного Федерального Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

На основании п. 1. 2 указанной статьи не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с п. 10 ст. 33 указанного Закона до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества.

Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Согласно ст. 14 ФЗ « О государственном кадастре недвижимости»
кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.

В силу ст. 1 указанного ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее -кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здании, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 04 декабря 2000 года JN? 921 « О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства» техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства. Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящею Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.

Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

П. 8 указанного Постановления предусмотрено, что первичный государственный технический учет многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений осуществляется по выбору заявителя: по результатам первичной технической инвентаризации; без проведении первичной технической инвентаризации.

В целях осуществления первичного государственного технического учета такого многоквартирного дома и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию и поэтажный план многоквартирного дома с указанием размеров и экспликации помещений, оформляемый в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой многоквартирный дом.

В результате осуществления первичного государственного технического учета указанного в настоящем пункте многоквартирного дома и расположенных в нем помещений организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации выдаются кадастровые паспорта расположенных в многоквартирном доме помещений.

На территориях субъектов Российской Федерации, в которых введены в действие правила ведения Единого государственного реестра, организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях осуществления без проведения первичной технической инвентаризации первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений оформляются технические паспорта на основании сведений, содержащихся в представленных заинтересованным лицом в соответствии с настоящим пунктом документах.

Техническую документацию и поэтажную экспликацию строительного объекта должен представлять застройщик - ООО «Индстройкомплект-2», который на основании решения Арбитражного суда Тюменской области от 18 мая 2010 года признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, утвержден конкурсный управляющий.

Рассматривая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в силу статьи 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются безусловными основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Данный вывод суда соответствует указанной норме, а также части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой вступившие в законную силу постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Доводы жалобы о том, что и в данном случае необходимо предоставление кадастрового паспорта объекта недвижимости, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно отвергнуты, как несостоятельные, по мотивам, изложенным в решении суда.

Судом установлено, что у заявительницы отсутствует возможность предоставления кадастрового паспорта на данный объект недвижимости, т.к. его строительство не закончено, он не введен в эксплуатацию, отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и поэтажный план данного объекта с указанием размеров и экспликации помещений, не проводилась первичная техническая инвентаризация данного объекта, кроме того, закон не предусматривает изготовление кадастрового паспорта на часть объекта незавершенного строительства при отсутствии первичной инвентаризации всего объекта либо разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Данные обстоятельства Росреестром не опровергнуты.

Судебная коллегия считает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, доводы кассационной жалобы направлены к иной оценке обстоятельств дела не влекут отмену решения суда первой инстанции, постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 20 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии