Судья Мустафаев С.М.
Дело № 33-3933
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2012г. г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РД в составе:
председательствующего Мамаева И.М.,
судей Омарова Х.М. и Бейтуллаевой З.А.,
при секретаре Азизовой З.М.,
с участием прокурора отдела Прокуратуры РД Алиевой Ф.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации ГО «Город Дербент» Сеидова М.М. на решение Дербентского городского суда от 30.11.2011г., которым постановлено:
«Иск прокурора города Дербента удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации городского округа «город Дербент», выразившееся в неприятии достаточных мер по обеспечению конституционного права граждан на доступное дошкольное образование на территории городского округа «город Дербент». Обязать администрацию городского округа «город Дербент» увеличить число мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования на 2.280 в течении 3-х лет со дня вынесения решения суда, обеспечив предоставление общедоступного дошкольного образования на территории городского округа «город Дербент» для всех малолетних, нуждающихся в дошкольном обучении в соответствии с требованиями действующего законодательства».
Заслушав доклад судьи Омарова Х.М., объяснение представителя администрации ГО «Город Дербент» Сеидова М.М. (доверенность № от 28.12.2011г.), просившего решение суда отменить, заключение прокурора Алиевой Ф.Д., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Дербента в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Дербент» о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в неприятии достаточных мер по обеспечению конституционного права граждан на доступное дошкольное образование на территории городского округа «Город Дербент», увеличить число мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования на 2.280 в течении 3-х лет со дня вынесения решения суда, обеспечив предоставление общедоступного дошкольного образования на территории города для всех малолетних, нуждающихся в дошкольном обучении в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование иска указывалось, что на территории города функционируют 26 дошкольных образовательных учреждений и 2 прогимназии, реализующие программу дошкольного образования. Согласно данным, полученным из УО г. Дербента, проектная предельная наполняемость всех муниципальных дошкольных образовательных учреждений составляет 3.850 мест, фактическая наполняемость – 5.030 мест. Число детей, не обеспеченных путевками и находящихся в очереди в дошкольные учреждения по состоянию на 1 октября 2011г. составляет 1.100 человек. В некоторых детских дошкольных образовательных учреждениях плановая наполняемость существенно превышает фактическую. Так, в МДОУ № плановая наполняемость составляет 230 мест, а фактическая - 450 детей, в МДОУ № плановая наполняемость составляет 280 мест, фактическая - 400 детей, в МДОУ № плановая наполняемость составляет 220 мест, фактическая - 320 детей, МДОУ № плановая наполняемость составляет 250 мест, фактическая - 550 детей и т. д. Вышеизложенное свидетельствует о том, что уполномоченными органами не исполняются надлежащим образом обязанности предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа «город Дербент», поскольку такое увеличение не обеспечивает качественное получение образовательных услуг, снижается контроль за воспитанниками, что может повлечь угрозу жизни и здоровью воспитанников учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Одним из приоритетных принципов государственной политики в области образования согласно ст. 2 Закона РФ от 10.07.1992г. № «Об образовании», является общедоступность образования.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
Часть 3 ст. 18 Закона предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии со ст. 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 17.12.2009г.) целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий, прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству, традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
С целью реализации государственной политики в интересах детей создается социальная инфраструктура для детей, представляющая собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Таким образом, при формировании социальной инфраструктуры для детей должны учитываться основные права и законные интересы ребенка. В частности, право ребенка на получение дошкольного образования должно быть обеспечено путем создания по месту жительства ребенка образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей детей.
Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 03.05.2011) организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа отнесена к вопросам местного значения (ст. 16).
Положениями п. 13 ч. 1 ст. 6 Устава городского округа «Город Дербент» к вопросам местного значения округа отнесена, в том числе, и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
Ранее в ходе проверки были выявлены нарушения в части предельной наполняемости детей в группах. Количество детей, находящихся в очереди по состоянию на 01.07.2010г. в дошкольные учреждения составляло 300 человек. Кроме того, в ходе проверки было установлено, что при наличии реальной возможности для создания дополнительных мест и обеспечения получения малолетними гражданами образования в дошкольных учреждениях, администрацией городского округа не было принято никаких мер.
Так, постановлением главы администрации городского округа «Город Дербент» от 26.02.2009г. ликвидировано МОУ «Прогимназия №», которое реализовывало программу дошкольного образования. Постановлением главы администрации городского округа «Город Дербент» от 08.04.2009г. принято решение о создании муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский са<адрес>» и передаче ему имущества, ранее используемого Прогимназией №. Здание общей площадью 1423,72 кв. м, в котором ранее функционировала «Прогимназия №», располагалось по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, 5. Постановлением главы городского округа «Город Дербент» 03.08.2011г. № постановление № от 08.04.2009г. «О создании муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский са<адрес>» отменено по тем основаниям, что детский сад, как образовательное учреждение в Единый государственный реестр юридических лиц не внесено и в налоговом органе на учет не поставлено. В соответствии с распоряжениями и. о. главы администрации г. Дербента от 10.06.2010г. №-р, главы администрации от 02.06.2011г. №-р, постановлением от 03.06.2011г. № в здании, расположенном по ул. <адрес>, функционируют структурные подразделения администрации городского округа «город Дербент», Дербентский городской отдел Росреестра по РД, а также принято решение о закреплении за многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, по результатам проверки были выявлены нарушения в сфере распоряжения имуществом, закрепленным за ДОУ №, на праве оперативного управления. Так, согласно договора от 27.02.2002г. №, заключенного городским комитетом по управлению имуществом г. Дербента с МДОУ «Детский са<адрес>», детскому саду на праве оперативного управления передано здание, расположенное в г. Дербенте по ул. Буйнакского, 55. В соответствии с договором № от 01.01.2008г., заключенным Управлением муниципальным имуществом г. Дербента с Управлением судебного департамента по РД, на праве безвозмездного пользования для размещения мировых судей г. Дербента предоставлено помещение общей площадью 125 кв. м в здании МДОУ №.
По фактам выявленных нарушений в адрес и. о. главы городского округа «Город Дербент» 09.07.2010г. в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» было внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно ответам и. о. главы городского округа «Город Дербент» на представление от 06.08.2010г., 19.08.2010г., 30.08.2011г. администрацией приняты меры по расторжению договора о передаче в безвозмездное пользование помещений площадью 125 кв. м, принадлежавших МДОУ № на праве оперативного управления. Что касается здания, расположенного по ул. <адрес> 5, согласно этим же ответам в бюджете города на 2011г. должны были быть предусмотрены средства на проведение капитального ремонта в целях открытия детского сада. Однако решением Собрания депутатов городского округа «Город Дербент» от 28.12.2011г. № «О бюджете городского округа на 2011 год» денежные средств на ремонт и реконструкцию здания дошкольного учреждения не предусмотрены.
Заявляя требования об организации дошкольных образовательных учреждений на территории г. Дербента, считает, что формы и способы такой организации должны определяться администрацией города самостоятельно, будь то создание муниципальных дошкольных образовательных учреждений, открытие дополнительных групп в действующих учреждениях, организация семейных групп, реконструкция имеющихся помещений и оборудование их под детские сады, строительство новых детских садов, переоборудование помещений бывших детских садов и др., что не запрещено законом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представителя администрации ГО «Город Дербент» Сеидова М.М. содержится просьба об отмене решения Дербентского городского суда от 30.11.2011г. и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
В обоснование жалобы указывается, что суд, удовлетворяя исковое заявление прокурора г. Дербента, оставил без внимания доводы администрации города.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов муниципальных образований.
Однако, суд не учел, что прокурором заявлены требования в интересах определенного круга лиц, и в исковом заявлении указано даже их количество по состоянию на 1 октября 2011г. – 1.100 человек, то есть круг лиц, в защиту интересов которых подано заявление, определен, сведения о них имеются в городском управление образования, они поставлены на учет в качестве нуждающихся.
Таким образом, у прокурора не имелось полномочий на предъявление заявления в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, что влечет прекращение производства по делу по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
У суда не было оснований признавать незаконными бездействия администрации.
Суду не представлены доказательства того, что администрация города, имея финансовую возможность для увеличения числа мест в дошкольных образовательных учреждениях, не принимала меры по их увеличению.
Администрацией города планируется открыть несколько ДОУ на территории г. Дербента.
Сам факт нехватки на территории города мест в дошкольных образовательных учреждениях не может служить основанием для признания недействительным бездействия администрации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, положения ст. 43 Конституции РФ, согласно которой «важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях», недостаточно реализуется органами местного самоуправления «Город Дербент».
Об этом свидетельствуют приведенные прокурором г. Дербента доказательства.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 10.07.1992г. № «Об образовании», одним из приоритетных принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 вышеуказанного Закона государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Из материалов дела усматривается, что в муниципальном образовании «Город Дербент» действует недостаточная сеть дошкольных образовательных учреждений.
На день рассмотрения дела достаточного количества дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании «город Дербент» отсутствует.
Согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 17.12.2009г.) целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
С целью реализации государственной политики в интересах детей создается социальная инфраструктура для детей, представляющая собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Между тем, как установлено судом, в муниципальном образовании «Город Дербент» не была создана достаточная социальная инфраструктура для детей, представляющая собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Как правильно указал суд, при формировании в муниципальном образовании «Город Дербент» социальной инфраструктуры для детей должны учитываться основные права и законные интересы ребенка. В частности, право ребенка на получение дошкольного образования должно быть обеспечено путем создания по месту жительства ребенка образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей детей.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 03.05.2011г.), организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа отнесена к вопросам местного значения.
Положениями п. 13 ч. 1 ст. 6 Устава городского округа «Город Дербент» к вопросам местного значения округа отнесена, в том числе, и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
Как установлено судом, требования ст. 16 вышеуказанного закона и п. 13 ч. 1 ст. 6 Устава городского округа «Город Дербент» в полной мере ответчиком не выполняются. Вместо создания новых мест в дошкольных образовательных учреждениях, фактически занимаются увеличением количества детей в тех же учреждениях, превышая допустимые нормы.
Изложенное свидетельствует, что ответчик, будучи в состоянии увеличить число мест в дошкольных образовательных учреждениях, ликвидируя часть из них, передавая часть зданий другим ведомствам в безвозмездное пользование, разместив в зданиях этих учреждений другие организации, не имеющие никакое отношение к образовательному процессу. На создание новых мест, капитальный ремонт существующих зданий, строительство новых в городском бюджете не предусмотрены средства и источники финансирования.
Из материалов дела усматривается, что доводы прокурора представителем ответчика не опровергнуты и частично подтверждены.
Так, согласно договора № от 01.01.2001г., Управлением муниципальным имуществом г. Дербента и Управлением судебного департамента в РД заключен договор аренды, согласно которого арендодатель передает в аренду нежилые помещения общей площадью 125 кв. м., расположенные по <адрес>, под размещение пяти мировых судей г. Дербента и их аппаратов.
Факт передачи в аренду зданий детского сада № подтверждается:
- распоряжением главы администрации г. Дербента от 16 ноября 2000г. за № о выделении освободившихся помещений в детском саде № по <адрес>, площадью 125 кв. м для размещения мировых судей;
- постановлением главы администрации г. Дербента от 26.02.2009г. за № о внесении изменений в аналогичное постановление от <дата> за № и ликвидации с 15.01.2009г. муниципального образовательного учреждения - прогимназии №, расположенного в <адрес>, ул. <адрес> <адрес> и решении вопроса о собственности, находящегося в оперативном управлении данного учреждения;
- постановлением от 08.04.2009г. за № о создании муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский са<адрес>;
- постановлением главы администрации <адрес> от 03.06.2011г. за № о предоставлении помещения под размещение многопрофильного центра предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа «Город Дербент» общей площадью 480 кв. м по ул. <адрес> 5 «а» в <адрес>;
- постановлением главы администрации городского округа «Город Дербент» от 03.08.2011г. за № об отмене постановления главы администрации городского округа «Город Дербент» от 08.04.2009г. за №, которым было создано вместо ликвидированной прогимназии № муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский са<адрес>. Основанием для отмены данного постановления указано, что детский са<адрес> не функционировал, а административное здание было закрыто на капитальный ремонт. Прием-передача имущества не была произведена. Детский сад, как образовательное учреждение в Единый государственный реестр юридических лиц не внесен и в налоговом органе на учет не поставлен;
- распоряжением главы администрации города от 02.06.2011г. за №-р о рассмотрении ходатайства ФРС РФ по РД от 19.05.2011г. и безвозмездной передаче в пользование ФРС нежилых помещений, расположенных на первом этаже двухэтажного здания по ул. Г.<адрес>ю 173 кв. м для размещения Дербентского городского отдела Росреестра по РД;
- распоряжением главы администрации города от 10.06.2010г. за №-р о временном переводе в здание детского сада №, расположенного по ул. <адрес> <адрес> структурных подразделений администрации городского округа «<адрес>»: управления земельных и имущественных отношений площадью 135 кв. м, МУП УКС администрации – 129,6 кв. м, управления по делам архитектуры и градостроительства – 89,9 кв. м;
- письменным ответом главы администрации городского округа «город Дербент» на представление прокурора от 09.07.2010г. Из письма усматривается, что по поводу отчуждения и перепрофилирования дошкольных образовательных учреждений и детских оздоровительных лагерей, глава администрации сообщил, что причиной ликвидации муниципального дошкольного образовательного учреждения № послужило то, что это учреждение не прошло в соответствии со ст. 51 ГК РФ в уполномоченном органе государственную регистрацию и в Единый государственный реестр юридических лиц не включено, потому не может оно считаться дошкольным образовательным учреждением. Актом имущество ликвидированной прогимназии № не было передано дошкольному учреждению № и не было закреплено за ним. Административное здание бывшей прогимназии № в августе 2009г. было закрыто для реконструкции под детский сад. Однако, ремонт и реконструкция не проведен из-за отсутствия в бюджете средств. По этой причине и в связи с острой служебно-производственной необходимостью в указанное здание временно переведены несколько структурных подразделений администрации городского округа «<адрес>», которым в будущем будут выделены отдельные помещения, а детский са<адрес> будет отремонтирован. В городе большая нехватка дошкольных образовательных учреждений и город в детских садах остро нуждается. По поводу предоставления части детского садика № по <адрес> в <адрес> сообщается, что помещения площадью 125 кв. м в указанном детском саду действительно переданы в аренду Судебному департаменту для размещения мировых судей, которым в здании городского суда предоставлены помещения. В этом же письме глава администрации города указал, что действительно имеют место факты превышения предельной наполняемости детей в группах ДОУ. Из другого письма главы администрации города на имя прокурора указывается, что средства на капитальный ремонт детского сада № будут предусмотрены в бюджете на 2011г. А структурные подразделения администрации города, занимающие помещения ДОУ №, будут переведены оттуда при наличии денежных средств для осуществления капитального ремонта. По поводу предоставления помещений ДОУ № Управлению Судебного департамента по РД администрация городского округа «город Дербент» обратилась в Управление Судебного департамента по РД об освобождении помещений. Таким образом, фактически в данном письме признается, что имеющиеся дошкольные образовательные учреждения или закрыты, или частично используются не по назначению, также признается, что в городе достаточного количества дошкольных образовательных учреждений нет, превышена предельная наполняемость детей в группах. В подтверждение изложенного, к ответу на имя прокурора приложено письмо на имя начальника Управления Судебного департамента, из которого видно, что возникла острая необходимость в расширении дошкольных учреждений и в срок до 1 января 2011г. предложено освободить помещения детского сада №, расположенного по <адрес>.
Из письменного ответа государственного регистратора усматривается, что по ул. <адрес> <адрес> <адрес> на праве собственности зарегистрированы 59 квартир.
Суд правильно посчитал неубедительными доводы представителя администрации городского округа «город Дербент» о том, что администрация города принимает достаточные меры к увеличению количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, хотя средства на капитальный ремонт указанного детского сада при рассмотрении бюджета не предусмотрены, закрыв под видом капитального ремонта детский сад. В то же время в помещения этого детского сада ответчик перевел свои структурные подразделения, которые на день рассмотрения дела занимали часть указанного детского сада. Направив письмо о необходимости освобождения части территории другого детского сада № к 01.01.2011г., никаких мер к высвобождению дошкольного образовательного учреждения не принимает, а там продолжают функционировать мировые судьи г. Дербента.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что иск прокурора г. Дербента следует удовлетворить, признав незаконным бездействие администрации города, выразившееся в неприятии достаточных мер по обеспечению права граждан на доступное дошкольное образование на территории г. Дербента, обязав администрацию города увеличить число мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования на 2.280 в течении 3-х лет со дня вынесения решения суда, обеспечив предоставление общедоступного дошкольного образования на территории г. Дербента для всех малолетних, нуждающихся в дошкольном обучении в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Выводы суда достаточно подробно мотивированы в решении, они основаны на доказательствах, которым он дал оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
В ходе судебного разбирательства нормы материального и процессуального права соблюдены и правильно применены.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дербентского городского суда от 30.11.2011г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи