Пермский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Пермский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья - Мокрушин О.А.
Дело № 33-3968
25 апреля 2011 года
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Гилевой М.Б.
и судей Киселевой Н.В., Абашевой Д.В.,
при секретаре Кармановой Ж.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 25 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе Администрации г. Перми на решение Индустриального районного суда г. Перми от 25 января 2011 года, которым постановлено:
заявление Администрации г.Перми о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 11.10.2010г. по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО1, ФИО2 на семью из двух человек, жилое помещение, на основании решения Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 01.10.2009г., -оставить без удовлетворения;
заявление Администрации г.Перми о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 11.10.2010г. по исполнительному производству № ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО3 жилое помещение, - оставить без удовлетворения;
заявление Администрации г.Перми о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 11.10.2010г. по исполнительному производству № ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 жилое помещение, - оставить без удовлетворения.
заявление Администрации г.Перми о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 11.10.2010г. по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО9 жилое помещение, - оставить без удовлетворения;
заявление Администрации г.Перми о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 11.10.2010г. по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО10 жилое помещение, - оставить без удовлетворения; заявление Администрации г.Перми о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 11.10.2010гпо исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО11, ФИО12, ФИО13 жилое помещение, - оставить без удовлетворения;
заявление Администрации г.Перми о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 11.10.2010г. по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО14 жилое помещение, - оставить без удовлетворения;
заявление Администрации г.Перми о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 11.10.2010г. по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО15 жилое помещение, - оставить без удовлетворения;
заявление Администрации г.Перми о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 11.10.2010г. по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО16, ФИО17, ФИО18, действующей за себя и за несовершеннолетнего ФИО19, жилое помещение, - оставить без удовлетворения;
заявление Администрации г.Перми о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 11.10.2010г. по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО20 жилое помещение, - оставить без удовлетворения;
заявление Администрации г.Перми о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 11.10.2010г. по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО21 жилое помещение, - оставить без удовлетворения;
заявление Администрации г.Перми о признании незаконным и отмене постановлений судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 11.10.2010г. по исполнительному листу ** от 29.09.2009г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, предоставить ФИО22 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме, установленной законодательством, но не менее 15 кв.м. общей площадью в г.Перми; по исполнительному листу ** от 05.05.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставить ФИО23 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме, установленной законодательством, но не менее 15 кв.м. общей площадью в г.Перми; по исполнительному листу ** от 02.06.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставить ФИО24 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме, установленной законодательством, но не менее 15 кв.м. общей площадью в г.Перми; по исполнительному листу ** от 05.07.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, предоставить ФИО25. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме, установленной законодательством, но не менее 15 кв.м. общей площадью в г.Перми; по исполнительному листу ** от 05.07.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставить ФИО25. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме, установленной законодательством, но не менее 15 кв.м. общей площадью в г.Перми; по исполнительному листу ** от 18.05.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, предоставить ФИО26 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме, установленной законодательством, но не менее 15 кв.м. общей площадью в г.Перми; по исполнительному листу ** от 02.02.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, предоставить ФИО27 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме, установленной законодательством, но не менее 15 кв.м. общей площадью в г.Перми; по исполнительному листу ** от 15.06.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставить ФИО28 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме, установленной законодательством, но не менее 15 кв.м. общей площадью в г.Перми; по исполнительному листу ** от 16.06.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставить ФИО29 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме, установленной законодательством, но не менее 15 кв.м. общей площадью в г.Перми; по исполнительному листу ** от 11.02.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставить ФИО30 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме, установленной законодательством, но не менее 15 кв.м. общей площадью в г.Перми; по исполнительному листу ** от 07.05.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставить ФИО31 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме, установленной законодательством, но не менее 15 кв.м. общей площадью в г.Перми; по исполнительному листу ** от 15.07.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета~для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставить ФИО32 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме, установленной законодательством, но не менее 15 кв.м. общей площадью в г.Перми; по исполнительному листу ** от 28.06.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставить ФИО33 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме, установленной законодательством, но не менее 15 кв.м. общей площадью в г.Перми; по исполнительному листу ** от 28.06.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставить ФИО34 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме, установленной законодательством, но не менее 15 кв.м. общей площадью в г.Перми, - оставить без удовлетворения;
заявление Администрации г.Перми о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 11.10.2010г. по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО35 жилое помещение, - оставить без удовлетворения;
заявление Администрации г.Перми о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 19.10.2010г. по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО36 жилое помещение, - оставить без удовлетворения;
заявление Администрации г.Перми о признании незаконным и отмене постановлений судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 11.10.2010г. по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО37 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 15 кв. м.; по исполнительному производству № ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО38 на семью их четырех человек благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 47 кв. м.; по исполнительному производству № ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО39 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 30 кв. м.; по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО40. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 15 кв. м.; по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО41 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 15 кв. м.; по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО42 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 45 кв. м.; по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО43 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 15 кв. м.; по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО44 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 15 кв. м.; по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО45 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 15 кв. м.; по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО46 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 15 кв. м.; по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО47 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 45 кв. м.; по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО48 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 30 кв. м.; по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО49 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 15 кв. м.; по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО50 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 15 кв. м.; по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО51 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 45 кв. м.; по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО52 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 48, 8 кв. м., - оставить без удовлетворения;
заявление Администраций г.Перми о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 11.10.2010г. по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО53 жилое помещение, - оставить без удовлетворения;
заявление Администрации г.Перми о признании незаконным и отмене постановлений судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 10.11.2010г. по исполнительному листу ** от 17.08.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставить ФИО54 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.м. в черте г.Перми; по исполнительному листу ** от 28.09.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставить ФИО55 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. в черте г.Перми; по исполнительному листу ** от 30.07.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставить ФИО56 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. в черте г.Перми; по исполнительному листу ** от 24.08.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставить ФИО57 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.м. в черте г.Перми; по исполнительному листу ** от 30.07.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставить ФИО34 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. в черте г.Перми; по исполнительному листу ** от 30.06.2010г. об обязанности Администрации г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставить ФИО58 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. в черте г.Перми, - оставить без удовлетворения;
заявление Администрации г.Перми о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 11.10.2010г. по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО59 жилое помещение, - оставить без удовлетворения;
заявление Администрации г.Перми о признании незаконным и отмене постановлений судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 03.11.2010г. по исполнительному производству ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО60 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 15 кв. м.; по исполнительному производству № ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО61 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 19,87 кв. м.; по исполнительному производству № ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО62 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 30 кв. м.; по исполнительному производству № ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО63 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 45 кв. м.; по исполнительному производству № ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО64 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 15 кв. м.; по исполнительному производству № ** об обязании Администрации г.Перми предоставить ФИО65 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г.Перми общей площадью не менее 15 кв. м., - оставить без удовлетворения.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Абашевой Д.В., объяснения представителя Администрации г. Перми ФИО66, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация г. Перми (далее администрация) обратилась в суд с заявлениями о признании незаконными и отмене ряда постановлений о взыскании исполнительского сбора (перечисленных судом в решении). Требования мотивировали тем, что по части решений Администрацией предпринимались попытки к исполнению судебного акта. Судебным приставом - исполнителем не проверены причины неисполнения решений суда, которые являются объективными и свидетельствуют об отсутствии вины администрации. Администрация лишена возможности исполнить решения суда в связи с отсутствием финансирования, которое относится к компетенции других органов.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивает на заявленных требованиях в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражает против заявленных требований в полном объеме, поддерживает доводы, изложенные в письменных возражениях.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Администрация г. Перми. Кассационная жалоба содержит следующие доводы. При вынесении решения суд ссылается на ч. 1,2,6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которыми, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа. При этом судом не проверено, имелись ли сведения о надлежащем уведомлении администрации г.Перми о возбуждении в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, учитывая, что добровольный срок для исполнения решения установлен 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Ссылка в решении суда о том, что до сентября 2010 г. администрация г.Перми была уведомлена о наличии возбужденных производств несостоятельна, поскольку в сентябре в адрес администрации г.Перми ФИО67 было направлено требование в срок до 20 сентября 2010 г. исполнить требования исполнительных документов и представлен список возбужденных исполнительных производств. Данное требование нельзя считать надлежащим уведомлением должника о предоставлении добровольного срока для исполнения решения суда. В соответствии с приложением № 5 Приказа ФССП России от 30 января 2008 г. N 1 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для реализации инструкции по документационному обеспечению (делопроизводству) исполнительных производств в структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов» при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан предупредить должника, что в случае неисполнения исполнительного документа срок, предоставленный для добровольного исполнения и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере до 7% от подлежащей взысканию суммы. Как после поступления требования судебного пристава-исполнителя ФИО67, так и после получения постановлений о взыскании исполнительного сбора администрацией г.Перми в адрес Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю были направлены письмо причинах неисполнения решений суда о предоставлении жилых помещений, а также невозможности исполнения решений в установленный срок вследствие непредотвратимых обстоятельств, в частности ввиду отсутствия достаточного жилищного фонда до предоставления его по решениям суда. Кроме того, судебному приставу-исполнителю была направлена информация направленности действий должника на добровольное исполнение требований исполнительного документа. Финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, т.е. бюджета Пермского края. Администрация города Перми наделена полномочиями по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями только в пределах выделяемых денежных средств. Из-за отсутствия бюджетного финансирования исполнить решение в кратчайшие сроки нет возможности. При этом в бюджете Пермского края отсутствует отдельная статья расходов на исполнение вступивших в силу судебных решений. Исполнение решения суда за счет средств бюджета города Перми будет являться нецелевым использованием бюджетных средств, а также противоречить вынесенным решениям, поскольку в каждом из них определен источник финансирования - средства Пермского края. Доказательства направления денежных средств из бюджета Пермского края и их получение администрацией города Перми на исполнение решения суда в материалах исполнительного производства отсутствуют. Судебным приставом-исполнителем в нарушение требований ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" меры для правильного исполнения вынесенного решения не приняты. Протоколом № 01 координационного совещания о проблемных вопросах исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей проведенного 25 ноября 2010 года Управлению федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю рекомендовано до принятия закона Пермского края, наделяющего органы местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилыми помещениями, при указании их должниками в исполнительных документах данной категории, обеспечить обращение судебных приставов-исполнителей в суд с заявлением о замене соответствующей стороны исполнительного производства. Данная рекомендация судебным приставом-исполнителем выполнена не была. Судебный пристав-исполнитель на день вынесения Постановления о взыскании исполнительского сбора не проверил основания неисполнения исполнительного документа. Надлежащая оценка действиям администрации не дана, причины неисполнения решений суда о предоставлении жилого помещения судебным приставом не исследованы, Исходя из изложенного, вины администрации г.Перми в невозможности своевременного исполнения решения суда о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нет. Согласно пункту 2 статьи 36 ФЗ «Об исполнительном производстве», если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом. Выделение и предоставление жилого помещения взыскателю, должны быть выполнены при наступлении определенного условия, а именно, при выделении денежных средств из бюджета Пермского края. Срок наступления данного события решением суда не определен. Администрация же в свою очередь может исполнить решение суда только после выделения денежных средств. Согласно ст. 12 Бюджетного кодекса РФ -финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Учитывая порядок формирования расходов, денежные средства для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения могут быть запланированы в бюджете края и выделены администрации города Перми в течение 2011 года. Администрация города Перми со своей стороны повлиять на бюджетный процесс не может. Срок исполнения решения наступит после выделения денежных средств из бюджета Пермского края. Надлежащая оценка данных обстоятельств судом не была дана.
Предоставление жилья участковым уполномоченным милиции относится к расходным обязательствам Российской Федерации, должно осуществляться за счет средств Федерального бюджета. Это подтверждается Постановлениями Конституционного суда РФ от 08.07.2004 № 303-О, № 58-0 от 15.02.2005. Исполняя решения суда о предоставлении жилых помещений участковым уполномоченным милиции, администрация г.Перми несет убытки, которые да сегодняшний день Российской Федерацией не возмещены. Деньги на исполнение решений не выделены. Обеспечение жилыми помещениями участковых уполномоченных милиции предусмотрено федеральным законодательным актом. Порядок финансирования расходов по предоставлению жилой площади и компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления, при реализации данной льготы не предусмотрен, до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета. Законом РФ «О милиции» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции. В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Администрации г.Перми такие субвенции не передаются. Денежные средства на обеспечение жилыми помещениями участковых уполномоченных милиции из федерального бюджета администрации г.Перми не выделяются. При этом, как следует в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, судебный пристав-исполнитель, во всяком случае, обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Таким образом, на момент вынесения постановлений о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем не были учтены доводы администрации г.Перми о невозможности исполнения решений суда по объективно непреодолимым обстоятельствам.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Дав правовую оценку установленным по делу фактическим обстоятельствам в совокупности с представленными в обоснование своих доводов и возражений доказательствами, суд пришел к выводу о том, что истцом не представлено допустимых доказательств в обоснование заявленных требований, в силу чего требования не подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении требований администрации, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемые постановления о взыскании исполнительского сбора основаны на законе, поскольку на день вынесения постановления должник не исполнил исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непреодолимых при данных условиях обстоятельств, должник судебному приставу-исполнителю не представил.
В соответствии со ст. 112 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Кассационная жалоба содержит доводы о том, что вины администрации в нарушении срока для добровольного исполнения решения суда не имеется. Администрацией представлены доказательства объективной невозможности исполнения решения суда в установленный срок, а также доказательства того, что Администрацией предпринимаются меры к исполнению решения. Администрация является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления и обязана исполнять обязательства с учетом требований бюджетного законодательства. В обоснование приведенных доводов, заявитель кассационной жалобы ссылается на неправильное применение судом положений ФЗ «Об исполнительном производстве». В связи с чем указывается, что оснований для применения мер ответственности штрафного характера - исполнительского сбора, у суда не имелось.
Указанные доводы следует признать несостоятельными и основанными на неправильном толковании положений ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве». В связи с неисполнением администрацией решения суда в срок для добровольного исполнения, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания исполнительского сбора в соответствии с положениями п. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве». Права администрации как взыскателя на представление доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 112 Закона судебным приставом-исполнителем соблюдены. При этом судебным приставом-исполнителем и судом называемые администрацией в качестве исключающих возможность исполнения решения суда обстоятельства правильно в соответствии с требованиями п. 2 ст. 112 указанного Закона не расценены как непреодолимая сила, то есть чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.
Кроме того, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, неисполнение решения суда нарушает права граждан на доступ к суду и создает препятствие к получению жилого помещения. Нарушение администрацией прав взыскателей по исполнительному производству длительным неисполнением судебного решения обосновано повлекло за собой взыскание с должника исполнительского сбора, с учетом того, что Администрацией не названы приемлемые по смыслу приведенной правовой нормы (п. 2 ст. 112 Закона) основания неисполнения судебного решения.
Доводы кассационной жалобы относительно того, что судом не проверено, имелись ли сведения о надлежащем уведомлении администрации о возбуждении в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств - исполнительных производств в отношении администрации, следует признать несостоятельными. Данные доводы приводились администрацией при рассмотрении дела, судом им дана надлежащая оценка, изложенная в решении, с которой судебная коллегия согласна и повторять её в кассационном продлении оснований не усматривает.
Учитывая, что оспариваемые постановления о взыскании исполнительского сбора соответствуют требованиям закона, вынесены в пределах полномочий судебного пристава-исполнителя, оснований для отмены постановлений у суда не имелось и в удовлетворении заявления администрации обоснованно отказано.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были проверены судом при разбирательстве дела и обоснованно, по мотивам, приведенным в решении суда, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Оснований к отмене решения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Администрации г. Перми на решение Индустриального районного судах. Перми от 25 января 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи