ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Сукачев Д.Ю. Дело № 33-4227/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 31 марта 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Андреева А.А.
судей: Куратовой Л.В., Бондаревой Н.И.
при секретаре Искендерове И.Р.
с участием прокурора
Волгоградской областной прокуратуры Бецковой И.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быковского района Волгоградской области в защиту интересов Российской Федерации к Федеральному государственному учреждению «» по Волгоградской области о снятии с кадастрового учета объектов недвижимости
по кассационной жалобе третьего лица администрации на решение Быковского районного суда Волгоградской области от 29 декабря 2010 года, которым постановлено:
Обязать Федеральное государственное учреждение «» по Волгоградской области снять с кадастрового учёта земельные участки, сформированные на основании постановления администрации №205 от 12.04.2006 г. «Об объединении земельных долей в общий земельный массив по администрациям сельских поселений Быковского муниципального района» а именно земельные участки:
- расположенные на территории Александровского сельского поселения: кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №;
- расположенные на территории Красносельцевского сельского поселения: кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №;
- расположенные на территории Побединского сельского поселения:
кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер № кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №;
- расположенные на территории Приморского сельского поселения: кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №,
- расположенные на территории Урало-Ахтубинского сельского поселения: кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №;
- расположенные на территории Лугопролейского сельского поселения:
кадастровый номер №; кадастровый номер №;
кадастровый номер №; кадастровый номер №;
- расположенные на территории Кисловского сельского поселения: кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер № кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №;
- расположенные на территории Демидовского сельского поселения:
кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №;
- расположенные на территории Садовского сельского поселения:
кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №;
- расположенные на территории Новоникольского сельского поселения: кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №; кадастровый номер №.
Заслушав доклад судьи Куратовой Л.В., прокурора прокуратуры Бецковой И.Б., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с иском, поданным в защиту интересов Российской Федерации, к администрации о снятии с кадастрового учета объектов недвижимости.
В обоснование указал, что постановлением главы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об объединении земельных долей в общий земельный массив по администрациям сельских поселений муниципального района» определено объединить 1623 земельные доли на территории в общий земельный массив как невостребованные. Однако в ходе прокурорской проверки было установлено, что граждане не оформили свои права собственности на земельные доли (указанные в постановлении как невостребованные) по независящим от них причинам. В связи с чем, прокурор в июле 2008 г. обратился в суд с иском о признании вышеуказанного постановления незаконным. Кроме того, в суд с аналогичными исками обратились граждане А.К.И., А.Г.И., А.М.У., А.А.Р., Г.К.В., П., Б.С.К., М., П.Е.Н., Г., З.. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление главы администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Но, несмотря на принятое решение, администрация района не обратилась в отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по с заявлением о снятии с кадастрового учета земельных участков, сформированных на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Поскольку указанными действиями администрации района нарушаются интересы Российской Федерации, так как на основании незаконного нормативного правового акта возникли права и обязанности, прокурор просил обязать отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по снять с кадастрового учёта 93 земельных участка, сформированных на основании постановления администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об объединении земельных долей в общий земельный массив по администрациям сельских поселений Быковского муниципального района».
Судом была произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим, в соответствии с этим прокурор просил обязать ФГУ «» по снять с кадастрового учета земельные участки, сформированные на основании постановления администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об объединении земельных долей в общий земельный массив по администрациям сельских поселений муниципального района».
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе третье лицо администрация просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Суд первой инстанции установил, что решением от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, постановление главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об объединении земельных долей по администрациям сельских поселений » признано незаконным.
Из этого следует, что объединение невостребованных земель 1623 обладателей земельных долей в общий земельный массив, в том числе: на территории Александровского сельского поселения в общий земельный массив объединены земли граждан общей площадью 3939 га, из них 2480 га богарной пашни, 108 га орошаемой пашни, 1349 га пастбищ; на территории Кисловского сельского поселения в общий земельный массив объединены земли граждан общей площадью 2883,2 га, из них 1463 га богарной пашни, 848 га орошаемой пашни, 572,2 га пастбищ; на территории Демидовского сельского поселения в общий земельный массив объединены земли граждан общей площадью 6485,5 га, из них 2237,2 га богарной пашни, 59,5 га орошаемой пашни, 1428 га сенокосов, 2760,8 га пастбищ; на территории Красносельцевского сельского поселения в общий земельный массив объединены земли граждан общей площадью 2616,2 га, из них 1606,8 га богарной пашни, 309 га орошаемой пашни, 103 га сенокосов, 597,4 га пастбищ; на территории Луговопролейского сельского поселения в общий земельный массив объединены земли граждан общей площадью 366,7 га, из них 184 га богарной пашни, 34,8 га орошаемой пашни, 14,5 га сенокосов, 133,4 га пастбищ; на территории Солдатско-Степновского сельского поселения в общий земельный массив объединены земли граждан общей площадью 1944 га, из них 921,6 га богарной пашни, 187,2 га орошаемой пашни, 43,2 га сенокосов, 792 га пастбищ; на территории Урало-Ахтубинского сельского поселения в общий земельный массив объединены земли граждан общей площадью 6510 га, из них 4137 га богарной пашни, 189 га сенокосов, 2184 га пастбищ; на территории Садовского сельского поселения в общий земельный массив объединены земли граждан общей площадью 2769 га, из них 1846 га богарной пашни, 78,1 га сенокосов, 844,9 га пастбищ является незаконным.
Однако в нарушение указанной нормы администрация провела межевание спорных земельных участков, поставила их на кадастровый учет, а также на учет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, о чем свидетельствуют кадастровые выписки о земельных участках, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поскольку администрация действовала на основании незаконного постановления, суд пришел к правильному выводу о необходимости возложить на ФГУ «» по (как на регистрирующий орган) обязанность по снятию с кадастрового учета земельных участков, сформированных на основании незаконного постановления.
Довод кассационной жалобы о том, что судом при вынесении решения не было рассмотрено заявление об отмене ранее состоявшегося решения по вновь открывшимся обстоятельствам, несостоятелен, и основан на неправильном толковании норм процессуального права.
В соответствии со ст. 397 ГПК РФ, суд, рассмотрев заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, или удовлетворяет заявление и отменяет решение или отказывает в его пересмотре. В случае отмены решения дело рассматривается судом по правилам, установленным настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении заявления прокурора о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42), на которое ссылается администрация в кассационной жалобе, суд постановил определение от ДД.ММ.ГГГГ, которым отменил решение суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52), назначил рассмотрение дела по существу. Из протокола судебного заседания и определения следует, что при рассмотрении данного вопроса в судебном заседании принимал участие представитель администрации , действующий на основании доверенности Ю.
Соответственно, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ судом первой инстанции заново рассматривалось ранее поданное в суд прокурором исковое заявление. Доводы кассационной жалобы о том, что копия этого заявления прокурора не поступала в адрес администрации , необоснованны, поскольку при отмене решения по вновь открывшимся обстоятельствам на суд не возложена обязанность вновь направлять лицам, ранее принимавшим участие в рассмотрении дела, копии искового заявления. Администрация являлась ранее ответчиком по делу, а впоследствии – третьи лицом, участвовала в судебных заседаниях, пользовалась всеми правами стороны по делу, установленными ст.35 ГПК РФ.
Довод кассационной жалобы о том, что при замене судом ненадлежащего ответчика надлежащим в решении суд должен разрешить вопрос о требовании, заявленном к первоначальному ответчику, однако в решении отсутствуют указания на то, когда и как разрешен вопрос о требовании прокурора возложить на отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по обязанность об отмене государственной регистрации прав третьего лица – администрации района – на спорные объекты недвижимости, также основан на неправильном толковании норм процессуального права. Судом при рассмотрении дела производилось не привлечение к участию в деле соответчика в порядке ст.40 ГПК РФ, а замена ненадлежащего ответчика надлежащим в порядке ст.41 ГПК РФ. Соответственно, после указанной замены отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ответчиком по делу не являлся.
Необоснованны и доводы кассационной жалобы администрации муниципального района о том, что представитель третьего лица не участвовал в судебном заседании при вынесении по делу решения, поскольку это опровергается материалами дела. Так, из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в судебном заседании принимал участие представитель третьего лица администрации муниципального района , действующий на основании доверенности Ю., который давал объяснения по делу, принимал участие в прениях. Замечаний на протокол судебного заседания принесено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Быковского районного суда Волгоградской области от 29 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу третьего лица администрации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: