Кировский областной суд
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кировский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Шмакова Н.В. 33-4269
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.
и судей Сметаниной О.Н., Кирсановой В.А.,
при секретаре Ковалёвой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 15 декабря 2011г. дело по представлению на решение Зуевского районного суда от 7 ноября 2011 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении заявления прокурора о признании недействующим решения Зуёвской сельской Думы № 45/5 от 17.06.2011 г.
Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., объяснения прокурора Окулова А.Е., поддержавшего доводы представления, судебная коллегия
Установила:
Прокурор Зуевского района обратился в суд с заявлением о признании
недействующим решения Зуёвской сельской Думы № 45/5 от 17.06.2011 г.
«О программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры
Зуевского сельского поселения на 2011-2015 годы», которое обнародовано
посредством размещения для всеобщего ознакомления на информационном
стенде.
В обоснование заявления указано на то, что указанное решение
противоречит требованиям ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, в силу которой
долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет
средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией
муниципального образования. Кроме того, пунктом 5 Порядка определения
сроков реализации муниципальных целевых программ на территории
Зуевского сельского поселения, утвержденного постановлением
администрации Зуевского сельского поселения от 18.04.2011 (в ред.
постановления № 41 от 18.07.2011), установлено, что муниципальные
целевые программы утверждаются местной администрацией
муниципального образования, а пунктом 3.2 определены признаки долгосрочной муниципальной целевой программы. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Зуевского сельского поселения на 2011-2015 годы, утвержденная решением Зуёвской сельской Думой 17.06.2011г., рассчитана на реализацию со сроком свыше 1 года, соответственно является долгосрочной муниципальной программой, направлена на повышение эффективности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения поселения. Одним из источников финансирования Программы является бюджет муниципального образования Зуёвское сельское поселение. Таким образом, с учетом требований ст. 179 Бюджетного кодекса РФ и п.5 Порядка определения сроков реализации муниципальных целевых программ на территории Зуевского сельского поселения, утвержденного постановлением администрации Зуевского сельского поселения от 18.04.2011 (в ред. постановления № 41 от 18.07.2011), Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Зуёвского сельского поселения на 2011-2015 годы, должна быть утверждена не решением Зуёвской сельской Думы, а правовым актом администрации Зуёвского сельского поселения. 1 июля 2011 г. прокуратурой района принесен протест на решение Зуёвской сельской Думы № 45/5 от 17.06.2011 г. «О программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Зуёвского сельского поселения на 2011-2015 годы», однако Думой протест отклонен. Решение Думы принято с нарушением требований как действующего бюджетного законодательства, так и нормативного правового акта администрации муниципального образования Зуёвское сельское поселение.
Судом постановлено указанное решение.
В представлении прокурора ставится вопрос об отмене судебного постановления и указано на прежние доводы об утверждении решения Думы с нарушением требований действующего бюджетного законодательства.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований к пересмотру решения суда.
На основании ст. 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч.1 ст.253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что 17 июня 2011 года решением Зуёвской сельской Думы утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Зуёвского сельского поселения на 2011-2015 годы. Решение Думы обнародовано 20 июня 2011 года посредством размещения для всеобщего ознакомления на информационном стенде, расположенном в поселении.
В силу п.5 ст.2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - программа строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ представительные органы муниципальных образований осуществляют полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, в т.ч. утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается органом местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается представительным органом муниципального образования.
Исходя из смысла и содержания указанных норм, следует признать, что данная программа, в отличие от мероприятий, указанных в долгосрочных целевых программах, предусматривает общие направления, стратегии и принципы развития систем коммунальной инфраструктуры, а также механизмы их реализации. В то же время долгосрочная целевая программа является системой взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на решение конкретных проблем в отраслях экономики и социальной сферы муниципальных образований и достижение конечных результатов. Кроме того, целевые программы предусматривают расходные обязательства на выполнение конкретных мероприятий, подлежащих исполнению за счет средств местных бюджетов. Поэтому долгосрочные целевые программы могут рассматриваться только как один из механизмов реализации программ развития и как таковые не должны противоречить данным программам, но должны развивать и конкретизировать их положения.
Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в Кодекс, направленные на создание правовой основы для новой организации бюджетного процесса всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, внедрение современных принципов и методов финансового менеджмента, повышение самостоятельности и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
В соответствии с п. 164 ст. 1 указанного Федерального закона с 1 января 2009 г. вступила в силу новая редакция ст. 179 Кодекса, согласно которой долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Вместе с тем, указанное правовое регулирование не распространяет своё действие на программы развития, в т.ч. относящуюся к предмету разбирательства по данному делу.
Учитывая изложенное выше, следует согласиться с выводами суда о том, что оспариваемое решение Думы соответствует требованиям действующего законодательства.
Таким образом, оснований для удовлетворения представления прокурора не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Зуевского районного суда от 7 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: