Саратовский областной суд
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья: Трутева В.Н. Дело № 33-4297
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 августа 2010 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Суворовой Е.Н.,
судей Кривошеевой Н.А., Заболотной Л.Н.,
при секретаре Кашиной М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кривошеевой Н.А. кассационные жалобы Петрова Ю.А. и ФГКЭУ «206 КЭЧ района» на решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 29 июня 2010 года, которым постановлено:
признать недействительным Решение начальника 206 КЭЧ (района) № 39 от 18 сентября 2006 года «Об изменении статуса жилого помещения» в части включения в число служебных, квартиры по адресу: Саратовская область, ... квартира №16.
Признать недействительным договор найма служебного жилого помещения № 394 от 17 июля 2009 года, заключенный между Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «206 КЭЧ района» в лице начальника Юркина И.В. и Петровым Ю.А.
Признать за Елизаровой Л.А., Елизаровой В.А., Сазоновым Д.И. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Саратовская область, ... квартира №16 на условиях социального найма жилого помещения.
Обязать Петрова Ю.А. устранить препятствия в пользовании квартирой по адресу: Саратовская область, ... квартира №16, передав Елизаровой Л.А., Сазонову Д.И., Елизаровой В.А. ключей от входных дверей в указанную квартиру и не чинить препятствий в пользовании ими указанной квартирой.
Взыскать с Петрова Ю.А. в пользу Елизаровой Л.А. судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 600 рублей, 10 000 рублей расходов на оплату услуг представителя, а всего 10600 (десять тысяч шестьсот) рублей.
Петрову Ю.А. в удовлетворении встречных исковых требований о признании Елизаровой Л.А., Елизаровой В.А., Сазонова Д.И. утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: Саратовская область, ... квартира №16, исключении их договора найма служебного жилого помещения № 394 от 17 июля 2009 года, как членов семьи нанимателя, отказать.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «206 квартирно-эксплуатационная часть района» - Андрюшкевич В.Н., поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия,
установила:
Елизарова Л.А., Сазонов Д.И., Елизарова В.А. обратились в Ртищевский районный суд Саратовской области с иском к Петрову Ю.А., Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «206 квартирно-эксплуатационная часть района» (далее 206 КЭЧ района), Министерству обороны Российской Федерации о восстановлении положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, о признании недействительными решения начальника 206 КЭЧ (района) №39 от 18 сентября 2006 года «Об изменении статуса жилого помещения» в части, договора найма жилого помещения, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма жилого помещения.
В обоснование своего иска указали, что Елизарова Л.А. состояла в зарегистрированном браке с Петровым Ю.А. Являясь военнослужащим, Петров Ю.А. и истцы, как члены его семьи, 17 июля 2009 года были обеспечены служебным жилым помещением - трехкомнатной квартирой №16 ... Саратовской области.
Елизарова Л.А., Сазонов Д.И., Елизарова В.А. включены в договор найма служебного жилого помещения. После получения квартиры Елизарова Л.А. совместно с ответчиком сделала ремонт в предоставленном жилье, куда они все имели намерение вселиться. После завершения ремонта Петров Ю.А. предложил Елизаровой Л.А. расторгнуть брак. 01 декабря 2009 года брак между Елизаровой Л.А. и Петровым Ю.А. прекращен.
Истцы полагают, что вправе проживать в квартире, так как она предоставлена им, как членам семьи нанимателя, другого жилья они не имеют. Однако Петров Ю.А. отказался передать им ключи от входных дверей в квартиру, отказывается предоставить квартиру для проживания, не открывает дверь, чем препятствует им в пользовании спорным жильем.
До получения квартиры Петров Ю.А. проживал вместе с истцами в комнате № 204, ... Саратовской области. Данный дом является общежитием, находится в оперативном управлении профессионального училища № 80. В соответствии с нормами ЖК РФ они не имеют права проживать в нем, так как не являются работниками или учащимися данного учебного заведения. В настоящее время руководством училища истцам предложено освободить занимаемую комнату.
Истцы считают, что жилищный договор, заключенный между МО РФ в лице командира в/части 23412 и Петровым Ю.А., юридической силы не имеет. Военнослужащие при получении служебных жилых помещений должны заключать договор согласно Типовому договору найма служебного жилого помещения, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» от 26 января 2006 г. N 42. Предоставленное им жилое помещение не является служебным, поскольку оно не отнесено в установленном законом порядке к разряду специализированного жилищного фонда. На момент принятия начальником 206 КЭЧ района решения № 39 от 18 сентября 2006 года «Об изменении статуса жилого помещения», в том числе спорной квартиры, она не была передана в КЭЧ на праве оперативного управления соответствующим решением собственника, и само право оперативного управления в установленном законом порядке зарегистрировано не было.
Полномочий о принятии решения об изменении статуса жилого помещения не предусмотрено как за КЭЧ, так и за начальником КЭЧ.
Просили обязать Петрова Ю.А. устранить препятствия в пользовании квартирой, расположенной по адресу: Саратовская область, ... кв. 16 путем передачи им ключей от входных дверей в указанную квартиру и не чинить препятствий в пользовании ими указанной квартирой.
Признать недействительным решение начальника 206 КЭЧ (района) № 39 от 18 сентября 2006 года «Об изменении статуса жилого помещения» в части включения в число служебных квартиры №16 ... Саратовской области. Признать недействительным договор найма служебного жилого помещения № 394 от 17 июля 2009 года, заключенный между ФГКЭУ «206 КЭЧ района» в лице начальника Юркина И.В., с одной стороны, и прапорщиком Петровым Ю.А., с другой стороны, признав за ними право пользования квартирой на условиях социального найма жилого помещения. Просили взыскать с Петрова Ю.А. судебные расходы.
Петров Ю.А. исковые требования не признал, обратился со встречными исковыми требованиями к Елизаровой Л.А., Елизаровой В.А., Сазонову Д.И. (далее – Елизаровы) о признании утратившими право на жилую площадь в служебной квартире. Свои требования мотивирует тем, что в июле 2009 года он один вселился в предоставленную квартиру. Елизарова Л.А. и её дети - Сазонов Д.И. и Елизарова В.А. отказались проживать в жилом помещении, мотивируя тем, что в случае прекращения семейных отношений с ним, они утратят право на проживание в служебном жилом помещении. Вновь приобрести право в занимаемой ими комнате в общежитии они не смогут. Елизаровы имели ключи от входной двери, отказались в ней зарегистрироваться. 01 декабря 2009 года брак между ним и Елизаровой Л.А. расторгнут. По мнению Петрова Ю.А., Елизарова Л.А., а также её дети перестали быть членами его семьи, как нанимателя служебного жилого помещения, в соответствии с действующим жилищным законодательством и условиями договора найма служебного жилого помещения должны быть признаны утратившими право пользования спорной квартирой, исключены из договора найма служебного жилого помещения.
Рассмотрев возникший спор, суд, постановил решение, которым исковые требования Елизаровой Л.А., Елизаровой В.А., Сазонова Д.И. удовлетворил в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требований Петрову Ю.А. отказал.
В кассационной жалобе Петров Ю.А. просит решение суда отменить в части удовлетворения требований истцов как незаконное и необоснованное. Указывает, что спорная квартира принадлежит на праве оперативного управления 206 КЭЧ (района), никакого договора социального найма жилого помещения между КЭЧ и Елизаровыми не заключено. Считает, что Елизаровы не имеют право на получение жилья по договору социального найма жилого помещения, т.к. не подходят по категорию граждан, предусмотренных ст. 49 ЖК РФ. Считает, что при рассмотрении дела Елизаровыми не было представлено доказательств создания им препятствий в пользовании спорной квартирой.
В кассационной жалобе ФГКЭУ 206 КЭЧ (района) просит решение суда отменить в части признания за Елизаровой Л.А., Елизаровой В.А., Сазоновым Д.И. права пользования жилым помещением, на условиях социального найма жилого помещения, как принятое с нарушением норм материального права, направив дело на новое рассмотрение в Саратовский военный гарнизонный суд в связи с тем, что заинтересованными лицами по делу проходят Министерство обороны РФ, ФГКЭУ «206 КЭЧ района», военнослужащий войсковой части Петров Ю.А. Автор жалобы указывает, что прапорщик Петров Ю.А. имеет права на весь срок военной службы только на служебное жилье в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и приказа Министра обороны РФ № 80 от 15.02.2000г., а бывшие члены его семьи имели производное право на жилье в зависимости от жилищных прав военнослужащего, сами члены семьи Петрова Ю.А. не имеют отношения к военному ведомству и не могут обеспечиваться за счет Министерства обороны РФ жильем.
Обсудив доводы кассационных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
На основании ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создает условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из дела следует, что 17 июля 2009 года между «206 КЭЧ района» в лице начальника Юркина И.В., как наймодателем с одной стороны, и прапорщиком Петровым Ю.А., военнослужащим в/части 23412 как нанимателем, с другой стороны, на основании списка распределения жилой площади от 10 июля 2009 года, заключен был договор найма служебного жилого помещения №394. В соответствии с договором Петрову Ю.А. в связи с прохождением службы предоставлена за плату во владение и пользование находящаяся в государственной собственности квартира №16, состоящая из трех комнат, общей площадью 61,08 кв.м, в доме №15 «А» .... По условиям договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи – Елизаровы.
В соответствии со ст. 92 п. 2 Жилищного кодекса РФ на основании решения жилищной комиссии гарнизона г. Ртищево, начальник 206 КЭЧ (района) принял решение №39 от 18 сентября 2006 года «Об изменении статуса жилого помещения», которым включил в число служебных свободные квартиры во вновь построенном доме 119/ЖД, в том числе спорную квартиру. Решение утверждено начальником строительства инженерно-технического обеспечения и расквартирования ВВС 20 сентября 2006 года.
Глава 9 Жилищного кодекса РФ определяет виды жилых помещений специализированного жилого фонда, их назначение и порядок использования.
В силу п.п.1 п. 1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
Ст. 93 ЖК РФ установлено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
По правилам п. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Такое использование допускается только после отнесения помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в указанный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из этого фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Министерство обороны РФ является органом, к компетенции которого в соответствии с п.п. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, и ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, относится принятие решения о включении жилых помещений, построенных или приобретенных Министерством обороны, в специализированный жилой фонд в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно пунктам 13-15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42: для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы: а) заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда; б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение; в) технический паспорт жилого помещения; г)заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям. Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов.
Орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Отказ в отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда допускается в случае несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к этому виду жилых помещений.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года №1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (с изменениями от 3, 5 сентября 2005 года, 15 апреля 2006 года, то есть в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения №39 от 18 сентября 2006 года), п. 68 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N1082 (с изменениями от 5 сентября 2005 г.), функции осуществления расквартирования и обустройства войск (сил), управления и распоряжения жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организации строительства и эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах отданы Министерству обороны РФ.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» также определено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Как следует из дела, на момент передачи в «206 КЭЧ района» спорного объекта недвижимости на праве оперативного управления и регистрации этого права (как собственности за РФ, так и оперативного управления за КЭЧ), действовало и действует Указание Министерства обороны РФ от 24 апреля 2007 года № 155/4/694, которым признано утратившим силу Указание начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ от 01 марта 2006 года № 155/3/3241 «О порядке отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду».
Данным Указанием №155/4/694 определен «Порядок включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда», согласно которого под участниками процедуры включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд понимается: «заявитель» - квартирно-эксплуатационная часть района; «орган, осуществляющий управление государственным жилищным фондом в Министерстве обороны РФ» - Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны РФ.
Указанным Порядком предусмотрена процедура действия должностных лиц по присвоению жилым помещениям статуса «специализированного» или «служебного», которые должны оформлять производимые ими действия согласно приложениям.
Из приложения к Указаниям от 24 апреля 2007 года № 155/4/694 следует, что начальник КЭЧ района на основании обращения командира войсковой части, обращается к начальнику УРЖП МО РФ с заявлением о принятии решения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду с приложением документов, предусмотренных п. 13 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» (приложение № 2).
Согласно приложения № 3, решение о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд МО РФ принимает начальник отдела УРЖП МО РФ и утверждает начальник УРЖП МО РФ. В письме Начальника строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования ВВС от 22 января 2008 года № 680/6/176, направленного на имя начальника 206 КЭЧ района, также содержится требование о соблюдении указанного Порядка.
Согласно указанному Порядку информацию о принятом решении КЭЧ направляет в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним установленным порядком. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда. Для учета специализированного жилищного фонда Минобороны России в КЭЧ района заводится книга учета специализированного жилищного фонда, закрепленного на праве оперативного управления за Минобороны России, по форме согласно Приложению №4. Ежеквартально, к 5 числу следующего месяца, КЭЧ района представляет в УРЖП МО РФ сведения о внесении соответствующей отметки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним установленным порядком. На основании принятых решений и сведений, представляемых от КЭЧ районов в УРЖП МО РФ, ведется реестр специализированного жилищного фонда Минобороны России.
Из свидетельства о государственной регистрации права следует, что запись о регистрации за Российской Федерацией на праве собственности спорной квартиры произведена 18 декабря 2007 года л.д.78).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права оперативного управления собственностью Российской Федерации на спорный объект недвижимого имущества за 206 КЭЧ (района) произведена 14 марта 2007 года. Регистрация права произведена на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29 декабря 2006 года №4715-Р л.д.79).
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» (с последующими изменениями и дополнениями) определена обязательность государственной регистрации права собственности и права оперативного управления недвижимым имуществом, а также установлено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Исходя из указанной нормы, право оперативного управления собственностью РФ на спорную квартиру могло возникнуть у «206 КЭЧ района» на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29 декабря 2006 года №4715-Р.
Из акта приема передачи усматривается, что передача готовых квартир в соответствии с договором на участие в долевом строительстве объектов недвижимости № 195/Д/12-04 от 23 июня 2004 года осуществлена в соответствии названным распоряжением № 4715-Р от собственника к 206 КЭЧ района, последняя приняла в том числе спорную квартиру 30 августа 2007 года.
Как следует из дела, спорная квартира передана 206-ой КЭЧ района только распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области от 16 октября 2008 года № 1146-р «О закреплении имущества на праве оперативного управления за 206 КЭЧ района», которая обязалась в трехмесячный срок зарегистрировать право собственности РФ и оперативного управления на закрепляемые объекты недвижимости в Управлении Федеральной регистрационной службы по Саратовской области в установленном порядке.
Таким образом, моментом возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления выступает момент передачи имущества, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК и ст. 4 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», возникновение, переход и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании п. 2 ст. 8 ГК права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В ходе разрешения возникшего спора судом установлено, что на момент принятия начальником 206 КЭЧ района решения № 39 от 18 сентября 2006 года «Об изменении статуса жилого помещения» в том числе спорной квартиры, указанное жилое помещение не было передано КЭЧ на праве оперативного управления соответствующим решением собственника, само право оперативного управления в установленном законом порядке зарегистрировано не было. Из чего следует, что у начальника 206 КЭЧ района 18 сентября 2006 года не было полномочий на принятие указанного решения об изменении статуса спорного жилого помещения.
Положением о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 г. N 75 «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» (с последующими изменениями) и действовавшим на момент принятия оспариваемого решения начальником 206 КЭЧ района ни КЭЧ, ни начальники КЭЧ не наделены были полномочиями на принятие решений об изменении статуса жилых помещений.
Оспариваемое решение №39 от 18 сентября 2006 года принято на основании решения жилищной комиссии гарнизона г.Ртищево. Из сообщения начальника Ртищевского гарнизона №349 от 17 июня 2010 года следует, что решение жилищной комиссии Ртищевского гарнизона о включении спорной квартиры во вновь построенном доме 119/ЖД не принималось л.д.194).
При таком положении вывод суда о том, что решение начальника 206 КЭЧ (района) №39 от 18 сентября 2006 года не соответствует закону, принято лицом, не имеющим полномочий на принятие таких решений, при отсутствии решения жилищной комиссии Ртищевского гарнизона, соответствует обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права. Следовательно, договор найма служебного жилого помещения № 394 от 17.07.2009 года, заключенный между ФГКЭУ «206 КЭЧ района» в лице начальника Юркина И.В. и прапорщиком Петровым Ю.А. является недействительным.
Доказательств, опровергающих данный вывод суда, автором кассационной жалобы не представлено ни в суд первой, ни кассационной инстанции (ст. 56 ГПК РФ).
Согласно п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» после 1 марта 2005 года основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно статье 99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например, администрации государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
Исходя из п. 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части по форме согласно приложению N 7 к настоящей Инструкции, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами: выписками из протокола заседания жилищной комиссии воинской части (гарнизона), справками о сдаче жилых помещений в КЭЧ района по форме согласно приложению N 8 к настоящей Инструкции или забронированного жилого помещения; копиями жилищного договора (для военнослужащих, обеспечиваемых служебными жилыми помещениями); паспортами (свидетельствами о рождении) членов семьи; копиями финансового лицевого счета и выписками из домовой книги (поквартирной карточки) (для военнослужащих и членов их семей, зарегистрированных по месту жительства), справками о проверке жилищных условий (для военнослужащих и членов их семей, зарегистрированных по месту жительства); выписками из личного дела военнослужащего о составе семьи; справками, подтверждающими место военной службы военнослужащих, справками (заключениями) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации и другими документами, относящимися к решению данного вопроса, представляется на утверждение начальнику гарнизона.
В случаях разногласий между командиром и жилищной комиссией воинской части по вопросу распределения жилых помещений решение о распределении жилых помещений между военнослужащими указанной воинской части принимает начальник гарнизона по представлению гарнизонной жилищной комиссии.
Таким образом, судебная коллегия считает, что вывод суда о том, что квартира №16 ..., предоставленная Петрову Ю.А. и Елизаровым, не отнесена к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, является обоснованным.
Предоставляемое жилое помещение может быть как служебное, так и для постоянного проживания, то есть на условиях социального найма.
Из «Примерного положения о жилищных комиссиях», утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), также усматривается, что объектом распределения жилья являются как предоставляемые для постоянного проживания, так и служебные квартиры. В приложении № 7 заполнение графы 12 (адрес), как это сделано ответчиком, не предусматривает внесение пометки «Служебное» с указанием номера и даты принятия соответствующего решения л.д.71).
Судом рассматривались доводы представителя «206 КЭЧ района» о том, что Петрову Ю.А. должно быть предоставлено служебное жилое помещение на всё время службы. Суд установил факт нарушения в части признания спорного жилого помещения служебным, на момент его предоставления оно не имело установленный в определенном законом порядке статус специализированного жилья, то соответственно квартира в соответствии с п.1 ст.49 ЖК РФ может быть предоставлена только по договору социального найма.
Спорная квартира находится в доме, расположенным вне территории закрытого военного городка, более того, на значительном удалении от места службы Петрова Ю.А. Из объяснений представителя «206 КЭЧ района» следует, что принадлежащие Министерству обороны РФ квартиры могут быть предоставлены, в том числе, и на условиях социального найма, которые в последующем подлежат приватизации л.д.181).
По сведениям, имеющимся в карточке учета военнослужащего, Петров Ю.А. проходил службу с 06 ноября 1992 года по 24 апреля 2000 года, уволен согласно организационно-штатных мероприятий (подпункт А пункт 2 статья 51), с 16 января 2001 года вновь находится на службе л.д.61). Первый контракт Петров Ю.А. заключил с 11 июня 1996 года.
Из имеющегося в деле протокола № 146 заседания жилищной комиссии в/ч 23412 от 19 мая 2009 года не усматривается, что Петрову Ю.А. с членами семьи была предоставлена служебная квартира. Постановлением этой комиссии он исключен из очереди на получение жилого помещения (улучшение жилищных условий) л.д.70).
В рапорте Петрова Ю.А. о согласии на получение квартиры и исключении из списков очередников от 19 сентября 2009 года не указано, что он согласен на предоставление ему служебного жилого помещения л.д.64).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что предоставленное жилое помещение не признано в установленном порядке служебным, Елизаровы в силу п.4 ст.69 ЖК РФ имеют право пользоваться им наравне с нанимателем.
Доводы жалобы Петрова Ю.А. о том, что Елизаровыми не представлено доказательств, создания им препятствий в пользовании спорным жилым помещением, являются несостоятельными. Из объяснений самого заявителя Петрова Ю.А. следует, что ключей от входной двери квартиры, которую он установил в феврале 2010года, у Елизаровых нет (протокол судебного заседания от 10.06.2010г.л.д. 176).
Не может судебная коллегия согласиться и с доводами жалобы 206 КЭЧ района о том, что требования о признании решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения, подлежали разрешению применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, как недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам. Как следует из дела, такие требования сторонами не заявлялись и предметом судебного исследования не являлись.
Изложенные заявителями в кассационных жалобах доводы, были предметом судебного исследования и каждому доводу в решении судом дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым суд их не принял. Доказательств, опровергающих выводы суда, авторами кассационных жалоб не представлено ни в суд первой, ни кассационной инстанции.
Доводы кассационных жалоб сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию закона самими заявителями. Оснований, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда по доводам кассационных жалоб, судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении настоящего дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 29 июня 2010 года по делу по иску Елизаровой Л.А., Сазонова Д.И., Елизаровой В.А. к Петрову Ю.А., Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «206 квартирно-эксплуатационная часть района», Министерству обороны Российской Федерации о восстановлении положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, о признании недействительными решения начальника 206 КЭЧ (района) №39 от 18 сентября 2006 года «Об изменении статуса жилого помещения» в части, договора найма жилого помещения, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма жилого помещения, по встречному иску Петрова Ю.А. к Елизаровой Л.А., Елизаровой В.А., Сазонову Д.И. о признании утратившими право на жилую площадь оставить без изменения, кассационные жалобы Петрова Ю.А., ФГКЭУ «206 КЭЧ района» без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи