Вологодский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Вологодский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Зимин В.А.
№ 33-4352/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Вологда
21 сентября 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Аганесовой О.Б.,
судей Беляковой В.Н., Маклаковой Н.С.,
при секретаре Торковой Т.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе открытого акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 04 августа 2011 года, которым иск прокурора Вологодского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Вологодская сбытовая компания», ЗАО «Надеево» и ООО «Сети» о признании действий незаконными и понуждении к совершению действий удовлетворен.
Действия Вологодского филиала ОАО «Вологодская сбытовая компания» по ограничению режима потребления электроэнергии на объектах ЗАО «Надеево» в целях дальнейшего недопущения прекращения поставки коммунальных ресурсов добросовестным потребителям таких ресурсов признаны незаконными, Вологодский филиал ОАО «Вологодская сбытовая компания» обязан осуществлять поставку электроэнергии ЗАО «Надеево» в объеме, достаточном для обеспечения населения и организаций социальной сферы поселка ... сельского поселения коммунальными услугами с момента принятия судом решения.
Действия ЗАО «Надеево» по прекращению поставки тепловой энергии ООО «Сети» признаны незаконными, ЗАО «Надеево» обязано обеспечить поставку тепловой энергии ООО «Сети» в объеме, достаточном для обеспечения населения и организаций социальной сферы поселка ... сельского поселения коммунальными услугами с момента принятия судом решения.
ООО «Сети» обязано предоставить жителям и организациям социальной сферы поселка ... сельского поселения через сети, принадлежащие ЗАО «Надеево», коммунальные услуги в необходимых для населения объемах с момента принятия судом решения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Бугровой И.А. и Полтиевич Е.Л, действующих по доверенности ОАО «Вологодская сбытовая компания», Николаева А.Л., представляющего интересы ЗАО «Надеево», заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда поставленным правильно, судебная коллегия
установила:
прокурор Вологодского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Вологодская сбытовая компания», ЗАО «Надеево» и ООО «Сети» о признании действий незаконными и понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований указал, что ЗАО «Надеево» имеет задолженность перед ОАО «Вологодская сбытовая компания» в размере более 37 миллионов рублей за потребленную электроэнергию. 19 апреля 2011 года Вологодским филиалом ОАО «Вологодская сбытовая компания» в адрес ЗАО «Надеево» направлено уведомление об ограничении режима потребления электрической энергии в связи с нарушением последним условий договора №... от 01 января 2007 года по оплате электроэнергии, в котором предлагалось предпринять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечив бесперебойное питание потребителей (объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, а также потребителей, не имеющих задолженности по оплате электроэнергии. Указано, что в случае невыполнения данного требования Вологодский филиал ОАО «Вологодская сбытовая компания» введет ограничение потребления электрической энергии путем отключения с РТП «... ежедневно с 27 по 29 апреля 2011 года с 10 до 13 часов. В связи с тем, что в этот срок должник не выполнил обязательства по погашению задолженности, Вологодским филиалом ОАО «Вологодская сбытовая компания» было произведено отключение электроэнергии с РТП ... вследствие чего оказались обесточенными производственные объекты ЗАО «Надеево», а также котельная, водоочистные сооружения и водоотведение стоков от жилых домов поселка ....
Прокурор полагал, что действия Вологодского филиала ОАО «Вологодская сбытовая компания» по отключению электроэнергии объектов ЗАО «Надеево» являются незаконными на том основании, что в соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 № 307, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами. Согласно п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. В соответствии с п. 85 указанных Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
В ходе проверки установлено, что ЗАО «Надеево» является единственным источником подачи тепловой энергии в ..., подача электрической энергии осуществляется с фидера ... на котельную ЗАО «Надеево». Тепловые сети, функционирующие от данной котельной, находятся в пользовании ООО «Сети».
ООО «Сети», являясь потребителем-перепродавцом, принимает от ЗАО «Надеево» тепловую энергию в сетевой воде для зданий, включенных в ведомость тепловых нагрузок от котельной ЗАО «Надеево», и подает ее в виде тепла и горячей воды потребителям - в жилые дома и объекты социальной сферы .... Аналогичным образом ООО «Сети» поставляют иные коммунальные услуги населению поселка ..., и в случае ограничения подачи электроэнергии на объекты ЗАО «Надеево» поселок ... остается без тепла, воды и услуги по водоотведению.
В период с 27 по 29 апреля 2011 года подача электроэнергии на объекты ЗАО «Надеево» была ограничена в связи с наличием задолженности по оплате электроэнергии ЗАО «Надеево» перед ООО «Вологодская сбытовая компания».
Между указанными организациями заключен договор на энергосбережение от 01 января 2007 года №.... Согласно пункту 3.2.1 договора поставщик имеет право ограничить или полностью прекратить поставки электроэнергии покупателю в случае неоднократного (два или более раза) нарушения сроков оплаты за поставляемую электроэнергию. Решение об ограничении или прекращении поставки электроэнергии принимается поставщиком в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем условиями указанного договора энергосбережения не определен механизм ее отключения на объектах ЗАО «Надеево», через сети которого подается тепло и горячая вода абонентам, не имеющим задолженности по оплате данного вида коммунальных услуг.
В связи с введением ограничения поставки электроэнергии объектов ЗАО «Надеево» без тепла и воды остались жители поселка ..., своевременно оплачивающие их использование, что явилось нарушением жилищных прав граждан - добросовестных потребителей в лице жителей поселка ... на бесперебойное и качественное получение жилищно-коммунальных услуг в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 17 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В результате введения режима ограничения электроэнергии была приостановлена работа канализационных очистных сооружений, а также прекращено водоснабжение резервуара запаса питьевой воды.
Считал, что поскольку прекращение энергоснабжения ЗАО «Надеево» нарушает права граждан на охрану жизни и здоровья, безопасную экологическую среду обитания, прекращение ограничения электроэнергии на данных объектах ЗАО «Надеево» является недопустимым. Указал также, что ОАО «Вологодская сбытовая компания» на территории Вологодского муниципального района является монополистом при реализации электрической энергии.
Со ссылкой на нормы ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 17 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановлений Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, № 530 от 31 августа 2006 года, № 1 от 05 января 1998 года прокурор просил признать действия Вологодского филиала ОАО «Вологодская сбытовая компания» по ограничению режима потребления электроэнергии на объектах ЗАО «Надеево» в целях дальнейшего недопущения прекращения поставки коммунальных ресурсов добросовестным потребителям таких ресурсов, незаконными и обязать Вологодский филиал ОАО «Вологодская сбытовая компания» осуществлять поставку электроэнергии ЗАО «Надеево» в объеме, достаточном для обеспечения населения и организаций социальной сферы поселка ... сельского поселения коммунальными услугами с момента принятия решения суда. Признать действия ЗАО «Надеево» по прекращению поставки тепловой энергии ООО «Сети» незаконными и обязать ЗАО «Надеево» обеспечить поставку тепловой энергии ООО «Сети» в объеме, достаточном для обеспечения населения и организаций социальной сферы поселка ... сельского поселения коммунальными услугами с момента принятия решения суда. Обязать ООО «Сети» предоставить жителям и организациям социальной сферы поселка ... сельского поселения через сети, принадлежащие ЗАО «Надеево», коммунальные услуги в необходимых для населения объемах с момента принятия решения суда.
В судебном заседании заместитель прокурора Вологодского района Шаварина Н.С. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Ответчик ОАО «Вологодская сбытовая компания» (далее также – Компания) в судебное заседание своих представителей не направил, представил суду письменные возражения на иск, в которых указал, что Постановление Правительства Российской Федерации № 1 от 05 января 1998 года, на нормы которого ссылается прокурор, утратило силу.
Действующий порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии, установленный разделом X111 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства № 530 от 31 июня 2008 года), требований определения в договоре механизма введения ограничения организациям, к электрическим сетям которых присоединены добросовестные потребители иных коммунальных ресурсов, не содержит. Законодатель допускает возможность введения в отношении покупателей, перечисленных в п. 168, такой меры как ограничение режима потребления электроэнергии. В этих случаях применяется специальный порядок введения ограничения. Согласно требованиям п. 168 Основных положений для возникновения оснований применения специального порядка введения ограничения в отношении таких потребителей (их отдельных объектов) в обязательном порядке должны быть определены величины аварийной и технологической брони в соответствии с п.п. 188, 189 Основных положений. Данными пунктами определено, что величины технологической и аварийной брони устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электроэнергии (утв. Приказом Минпромэнерго РФ № 123 от 18 марта 2008 года). Из содержания п. п. 64, 65 раздела 5 Правил следует, что величины аварийной брони устанавливаются покупателем электрической энергии и сетевой организацией и оформляются соответствующим актом. Компания как гарантирующий поставщик и энергосбытовая организация в этом процессе не участвуют, сведения о наличии уровня аварийной брони может получить только от покупателя.
Действующий между ОАО «Вологодская сбытовая компания» и ЗАО «Надеево» договор №... был заключен в 2007 году, однако ни при заключении, ни при исполнении договора, ни после получения уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии от 19 апреля 2011 года покупатель не представлял Компании информацию о наличии у него установленного уровня аварийной брони. Из имеющихся у Компании на момент введения ограничения договорных и технических документов не следовало наличия в собственности у ЗАО «Надеево» объектов водоснабжения и канализации. При введении ограничения режима потребления электроэнергии ЗАО «Надеево» Компания действовала строго в рамках отраслевого законодательства. Будучи владельцем объектов электросетевого хозяйства и непосредственно объектов канализации и водоснабжения, а также котельной, ЗАО «Надеево» несет самостоятельные обязательства по снабжению потребителей коммунальными ресурсами и для обеспечения исполнения таких обязательств должно собственными действиями гарантировать надежное и бесперебойное снабжение теплом и водой. Более того, Компания полагает, что ЗАО «Надеево» в целях исполнения обязательств, принятых на себя перед потребителями коммунальных услуг, должно было предпринять все от него зависящие меры в целях недопущения ущемления их жилищных прав, в том числе путем оплаты имеющейся задолженности за электроэнергию.
Представитель ответчика ЗАО «Надеево» Николаев А.Л. в судебном заседании с требованиями прокурора согласился.
Ответчик ООО «Сети» в судебное заседание своих представителей не направил, о месте, дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе ОАО «Вологодская сбытовая компания» просит об отмене решения по мотиву ненадлежащей оценки судом установленных по делу обстоятельств, нарушения норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу и. о. прокурора Вологодского района просит оставить решение суда без изменения, считая его правильным.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать потребителю услуги, качество которых соответствует предъявленным требованиям.
В силу пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная круглосуточная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объёмах, необходимых потребителю.
Статья 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливает, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
В силу норм названной статьи можно сделать вывод о том, что запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.
Статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает на то, что договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В настоящий момент применительно к подаче тепловой энергии специальный порядок прекращения или ограничения их подачи отдельным категориям потребителей при нарушении ими обязательства по оплате установлен Порядком прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 января 1998 года № 1.
Данный порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи которым топливно-энергетических ресурсов может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также медицинских учреждений, организаций связи, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов вентиляции, водоотлива и основных подъемных устройств угольных и горнорудных организаций и метрополитена.
При этом следует учесть, что в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации № 530 от 31 августа 2006 года порядок прекращения или ограничения подачи электрической энергии и тепловой энергии, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 января 1998 года № 1, не применяется в отношении прекращения или ограничения подачи электрической энергии с даты вступления в силу данного Постановления.
Порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе в случае нарушения потребителями своих обязательств, установлен разделом XIII Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства № 530 от 31 июня 2008 года (далее – Порядок). Требований определения в договоре механизма введения ограничения организациям, к электрическим сетям которых присоединены добросовестные потребители иных коммунальных ресурсов, данный порядок не содержит.
Пункт 160 Порядка устанавливает, что полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (далее - ограничение режима потребления) предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям до уровня аварийной (технологической) брони и до полного ограничения согласно графику, предусмотренному актом согласования аварийной и технологической брони, а при отсутствии установленной аварийной (технологической) брони - до полного ограничения в случае наступления предусмотренных настоящим разделом обстоятельств.
В силу пункта 161 Порядка ограничение режима потребления может вводиться, частности, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем.
Исходя из положений пункта 168 Порядка в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении № 6. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 настоящего документа, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).
В случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к необратимому нарушению технологического процесса, устанавливается величина технологической брони. Порядок определения величины технологической брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики (пункт 188 Порядка).
Согласно пункту 189 Порядка в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и (или) экологической безопасности, устанавливается величина аварийной брони. Порядок определения величины аварийной брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора, так как в результате прекращения ОАО «Вологодская сбытовая компания» поставки электрической энергии РТП ... оказались обесточенными не только производственные объекты ЗАО «Надеево», а также котельная, водоочистные сооружения и водоотведение стоков от жилых домов поселка ..., было прекращено предоставление коммунальных услуг по подаче тепла, воды и услуг по водоотведению гражданам поселка ..., в том числе и добросовестно исполняющим обязательства по оплате предоставляемых услуг, что недопустимо, поскольку противоречит пункту 6 вышеуказанного Порядка.
Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих наличие у граждан, проживающих в жилых домах, в которых было прекращено предоставление коммунальных услуг, задолженности по оплате за предоставляемые им коммунальные услуги, вывод суда о незаконном прекращении подачи ОАО «Вологодская сбытовая компания» электрической энергии РТП ... является правильным.
Доводы представителя ОАО «Вологодская сбытовая компания» о том, что названный Порядок на данное общество не распространяется, правомерно признаны судом несостоятельными, так как в Порядке идет речь, в том числе и об энергоснабжающих организациях, к которым относится указанное общество.
Кроме того, следует принять во внимание, что установленный указанным постановлением Порядок прекращения или ограничения подачи топливно-энергетических ресурсов предусматривает первоначально предупреждение организации – потребителя о возможности ограничения подачи ресурсов, затем в случае неуплаты задолженности за ресурсы в установленный срок – введения ограничения подачи ресурсов до уровня аварийной брони, после чего в случае неуплаты задолженности за ресурсы в течение 5 дней энергоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно – энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, о чем должна сообщить организации -потребителю за сутки до отключения, информировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации. Однако доказательства соблюдения указанного Порядка суду не представлены.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, им дана правильная оценка. Выводов, сделанных судом, доводы кассационной жалобы не опровергают.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в состоявшееся судебное решение.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского районного суда Вологодской области от 04 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» – без удовлетворения.
Председательствующий: О.Б. Аганесова
Судьи: В.Н. Белякова
Н.С. Маклакова