ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-4457 от 16.05.2011 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

                                                                                    Красноярский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Красноярский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Косова Е.В. дело № 33-4457/2011

А-57

16 мая 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

Председательствующего: Ивановой О.Д.

Судей: Васильевой Е.А., Федоренко В.Б.

с участием прокурора: Мамаевой Т.В.

при секретаре: Чикун Е.С.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Васильевой Е.А.

гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Красноярска в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 325» и администрации г.Красноярска об обязании устранить нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждении чрезвычайных ситуаций

по кассационной жалобе администрации г. Красноярска

на заочное решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 04 февраля 2011 года, которым постановлено:

«Обязать Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 325» и администрацию г.Красноярска в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: ограждения на кровле подвергнуть эксплуатационным испытаниям; в подвальном этаже запретить размещение складских помещений; воздуховоды системы вентиляции при прохождении через противопожарные преграды оборудовать огнезадерживающими клапанами; дверные полотна пожароопасных помещений (кладовая, гладильная, электрощитовая) выполнить с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».

Выслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Октябрьского района г.Красноярска в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 325» и администрации г.Красноярска об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу подвергнуть эксплуатационным испытаниям наружные пожарные лестницы и ограждения на кровле; в подвальном этаже запретить размещение складских помещений; воздуховоды системы вентиляции при прохождении через противопожарные преграды оборудовать огнезадерживающими клапанами; дверные полотна пожароопасных помещений (кладовая, гладильная, электрощитовая) выполнить с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа. Требования мотивированы тем, что 20 июля 2010 года государственным инспектором г.Красноярска проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в МДОУ № 325. В ходе проведенной проверки в МДОУ № 325 установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Последняя внеплановая проверка в МДОУ № № проведена 28 апреля 2009 г., в ходе которой были выявлены нарушения правил пожарной безопасности. 20 июля 2010 года органами государственного пожарного надзора по г.Красноярску Красноярского края проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены следующие не устраненные нарушения: наружные пожарные лестницы и ограждения на кровле не подвергнуты эксплуатационным испытаниям - п.41 ППБ 01-03; в подвальном этаже допущено размещение складских помещений - п. 1.10 СНиП 2.08.02-,9*; воздуховоды системы вентиляции при прохождении через противопожарные преграды не оборудованы огнезадерживающими клапанами - п.7.11.13 СНиП 41-01-2003; дверные полотна пожароопасных помещений (кладовая, гладильная, электрощитовая) выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 часа - п.1.82 СНиП 2.08.02-89*. Своим бездействием: невыполнением указанных требований пожарной безопасности МДОУ № 325 и администрация г.Красноярска нарушают права неопределенного круга граждан: лиц, работающих, и несовершеннолетних, находящихся в учреждении. В соответствии с ч.1 ст. 1065 ГК РФ - опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к предъявлению исковых требований о запрещении деятельности, создающей такую опасность или о приостановлении такой деятельности. МДОУ «ДС № 325» является бюджетным учреждением, учредителем которого является администрация города Красноярска (Главное управление образования администрации города Красноярска). Учредитель, в соответствии с Уставом учреждения, занимается финансированием деятельности МДОУ, оплачивает расходы на капитальный ремонт и выделяет денежные средства на его содержание.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе администрация г. Красноярска просит отменить решение, поскольку является ненадлежащим ответчиком. Главным распорядителем в отношении МДОУ «ДС №325» является управление образования администрации Октябрьского района г. Красноярска, а не администрация г. Красноярска. Решением суда на МДОУ «ДС № 325» и администрацию города возложена обязанность подвергнуть эксплуатационным испытаниям ограждения на кровле. Данные выводы суда основаны на нормах п. 41 ППБ 01-03. В нарушение п.4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» прокурором не представлено доказательств, подтверждающих наличие недопустимого риска, либо угрозы для безопасности жизни и здоровья людей в случае возможного возникновения пожара в здании МДОУ «ДС № 325» при невыполнении вышеуказанного требования. На МДОУ «ДС № 325» и администрацию города Красноярска также возложена обязанность установить дверные полотна пожароопасных помещений с пределом огнестойкости 0,6 часа. Выводы суда основаны на нормах СНиП 2.08.02-89*. Согласно вводной части СНиП 2.08.02-89* данные нормы и правила распространяются на проектирование общественных зданий (высотой до 16 этажей включительно) и сооружений, а также помещений общественного назначения, встроенных в жилые здания. Кроме того, Приказом Министерства регионального развития РФ от 01.09.2009 № 390 «О внесении изменений в СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» данный СНиП утвержден в новой редакции с изменением названия на СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». Пунктом 3 Приказа определено, что строительство и ввод в эксплуатацию объектов, получивших положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, проведенной в соответствии с требованиями СНиП 2.08-02-89 "Общественные здания и сооружения", осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 2.08-02-89. Таким образом, из вышеперечисленных норм не усматривается, что данный СНиП применяется контролирующими органами при эксплуатации здания, ранее введенного в эксплуатацию в соответствии с нормами действовавшего законодательства. Кроме того, на МДОУ «ДС № 325» и администрацию города Красноярска также возложена обязанность по оборудованию воздуховодов системы вентиляции огнезадерживающими клапанами. Выводы суда основаны на нормах СНиП 41-01-2003. Данный СНиП введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 26.06.2003 № 115. Вместе с тем письмом Минюста РФ от 18.03.2004 № 07/295 8-Ю Д отказано в государственной регистрации названного постановления. Следовательно, выводы суда основаны на нормах, которые не подлежат применению.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя администрации г. Красноярска Глебовой Е.Ю., представителя Главного Управления образования администрации г. Красноярска и Управления образования администрации Октябрьского района г. Красноярска Быковой Н.Н., заведующей МДОУ «Детский сад № 325» Крыловой Т.И., заключение прокурора Мамаевой Т.В., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с Уставом, утвержденным начальником главного управления образования администрации г. Красноярска 02 марта 2009 года, МДОУ «Детский сад № 325» является бюджетным учреждением. Учредителем МДОУ «Детский сад № 325» является администрация г. Красноярска. Учредитель, в соответствии с Уставом учреждения, занимается финансированием деятельности МДОУ «Детский сад № 325», оплачивает расходы на капитальный ремонт и выделяет денежные средства на его содержание. Отношения между учредителем и МДОУ «Детский сад № 325», определяются договором, заключенным между ними.

28 апреля 2009 года государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору была проведена плановая проверка по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в отношении МДОУ «Детский сад № 325».

В ходе проверки были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: наружные пожарные лестницы и ограждения кровли не подвергнуты эксплутационным испытаниям - п.41 ППБ 01-03; воздуховоды системы вентиляции не оборудованы огнезадерживающими клапанами -п.7.11.1СНиП 41-01-2003; в подвальном помещении размещены складские помещения - п. 1.10 СНиП 2.08.02-89*; не демонтированы глухие металлические решетки на окнах прачечной п.40 ППБ 01-03; ширина эвакуационных выходов из групп менее, чем 1,2 м. - п.6.16 СНиП 21-01-97*; пути эвакуации (общий коридор на первом этаже, тамбуры запасных выходов на первом этаже) окрашены горючими красками - п.53 ГШБ 01-03; стены музыкального зала окрашены горючими красками - п. 1.88 СНиП 2.08.02-89*; дверные полотна в музыкальном зале выполнены открывающимися не по ходу эвакуации -п.52 ППБ 01-03; двери пожароопасных помещений (электрощитовая, гладильная, кладовые) выполнены с пределом огнестойкости менее, чем 0,6 часа - п. 1.82 СНиП 2.08.02- 89*; шкафы пожарных кранов не соответствуют требованиям ГОСТ; в объеме лестничных клеток на высоте менее, чем 2,2 м. от уровня пола размещены радиаторы отопления - п.6.32 СНиП 21-01-97*.

За нарушение требований пожарной безопасности ОГПН по г. Красноярску МДОУ «Детский сад № 325» было выдано предписание по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Отделом государственного пожарного надзора по г. Красноярску была проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении МДОУ «Детский сад № 325», по результатам которой составлен акт №1777 от 20 июля 2010 года. Выявленные раньше нарушения не устранены.

В ходе проверки были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: наружные пожарные лестницы и ограждения на кровле не подвергнуты эксплуатационным испытаниям - п. 41 ППБ 01-03; в подвальном этаже допущено размещение складских помещений - п. 1.10 СНиП 2.08.02-89*; воздуховоды системы вентиляции при прохождении через противопожарные преграды не оборудованы огнезадерживающими клапанами - п.7.11.13 СНиП 41-01-2003; дверные полотна пожароопасных помещений (кладовая, гладильная, электрощитовая) выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 часа - п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*.

На момент рассмотрения дела, выявленные нарушения не устранены.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Рассматривая требование прокурора о признании бездействия незаконным, суд исходил из того, что незаконным бездействием является не совершение соответствующим лицом (организацией) действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным правовым актом, а также предписанием государственных органов, обладающих соответствующими полномочиями.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 24 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций, независимо от организационно-правовой формы, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. На руководителей возлагается персональная ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 указанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В соответствии со ст.1 и ст. 14 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайный ситуаций представляет собой комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среди и материальных потерь в случае их возникновения. Организации обязаны, в том числе, планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

Пункт 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определяет, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, в частности, относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Красноярска.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых видно, что в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно Уставу МДОУ «Детский сад № 325» их учредителем является муниципальное образование город Красноярск.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования прокурора Октябрьского района г. Красноярска, исходил из того, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности в полном объеме не устранены, они создают опасность в случае возникновения пожара и могут стать причиной травмирования и гибели людей и правомерно возложил на МДОУ «Детский сад № 325» и администрацию г. Красноярска, обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить указанные выше нарушения противопожарной безопасности.

Так как МДОУ «Детский сад № 325» представлен акт о проведении эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц от 12 мая 2010 года, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в указанной части.

В ходе судебного разбирательства администрацией г. Красноярска не представлено бесспорных доказательств, позволяющих освободить их от возложения обязанности по устранению выявленных нарушений.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым согласиться с решением суда первой инстанции.

Доводы кассационной жалобы администрации г. Красноярска не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене решения суда, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка судом при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что отражено в решении.

Кроме того, в обоснование доводов кассационной жалобы не представлено каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения.

Судебная коллегия также находит несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что выводы суда основаны на нормах СНиП 41-01-2003, который введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 26 июня 2003 года № 115. Однако письмом Минюста РФ от 18 марта 2004года № 07/295 8-Ю Д отказано в государственной регистрации названного постановления.

Согласно письму Ростехрегулирования от 10 февраля 2005 N КС-7 «По вопросу действия СНиП, принятых в 2003 году и не прошедших регистрацию в Минюсте России» строительные нормы и правила, в регистрации которых было отказано, не отменены, продолжают действовать и сохраняют свою обязательную силу в соответствии с пунктом статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» как технические нормы по вопросам безопасности строительства.

Также являются несостоятельными доводы о том, что в нарушение п.4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» прокурором не представлено доказательств, подтверждающих наличие недопустимого риска, либо угрозы для безопасности жизни и здоровья людей в случае возможного возникновения пожара в здании МДОУ «ДС № 325» при невыполнении обязанности подвергнуть эксплуатационным испытаниям ограждения на кровле.

Федеральный Закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривает, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона (п.4 ч.1 ст.4).

Согласно приказу МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» (вместе с "ППБ 01-03...")) наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.

Также судебная коллегия полагает, что при вынесении решения суд первой инстанции обоснованно сослался на СНиП 2.08.02-89*, в соответствии с Письмом Министерства Экономического развития Российской Федерации от 14 апреля 2010 года №Д23-1354.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Заочное решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 04 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г. Красноярска - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: