ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-4708/11 от 06.09.2011 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Рогозин В.В. дело № 33- 4708/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ   06 сентября 2011 года г. Ставрополь

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Гедыгушева М.И.

судей Ситьковой О.Н., Криволаповой Е.А.

с участием прокурора Дремовой М.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы муниципального образования с.... Петровского района Ставропольского края Тенькова А.И. (представитель Колесникова М.С.) на решение Петровского районного суда от 07 июля 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора Петровского района в защиту интересов муниципального образования с... . и неопределенного круга лиц к главе муниципального образования с.... Петровского района Ставропольского края Тенькову Александру Ивановичу о возложении обязанности на главу муниципального образования с.... Петровского района Ставропольского края Тенькова Александра Ивановича принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе,

заслушав доклад судьи Ситьковой О.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Петровского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов муниципального образования с... . и неопределенного круга лиц к главе муниципального образования с... . Петровского района Ставропольского края Тенькову А.И. о возложении обязанности на главу муниципального образования с. Cуxaя Буйвола Петровского района Ставропольского края Тенькова А.И. принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальной служащей администрацией-управляющей делами муниципального образования с... . Петровского района Теньковой Н.В. и главой муниципального образования с.... Петровского района Ставропольского края в срок 2 месяца посредством перевода на работу, не связанную с замещением должности муниципальной служащей, либо увольнения.

В обоснование заявленных требований указано на то, что в соответствии с Уставом муниципального образования с... . Петровского района главой местной администрации является глава муниципального образования, избираемый на муниципальных выборах, который разрабатывает и представляет на утверждение представительного органа структуру администрации, формирует администрацию, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия в соответствии с настоящим Уставом, утверждает штатное расписание администрации, организует работу с кадрами, проводит аттестацию муниципальных служащих в соответствии с законодательством, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством, Уставом муниципального образования. Главой муниципального образования с.... непрерывно с 22.04.2001 года является Теньков А.И., который своим распоряжением № 73 «а»-р от 30.08.2002 принял на работу муниципальной служащей и назначил на должность управляющей делами администрации муниципального образования с.... свою супругу Тенькову Н.В. Указанная должность связана с непосредственной подчинённостью главе и подконтрольностью.

Конфликт интересов сам по себе носит оценочный характер и не всегда позволяет муниципальному служащему отследить не только угрозу его возникновения, но и уже возникший конфликт. С учётом вышеизложенного, имеющие место родственные отношения муниципальной служащей Теньковой Н.В. и главы администрации муниципального образования Тенькова А.И. могут привести к возникновению конфликта интересов на муниципальной службе.

Кроме того, с учётом того, что управляющая делами администрации муниципального образования Петровского муниципального района Тенькова Н.В. согласно установленному распределению обязанностей в администрации данного муниципального образования самостоятельно исполняет кадровую работу, в том числе обеспечивает деятельность комиссии по урегулированию конфликта интересов, создавшаяся ситуация, когда в должности муниципального служащего - управляющего делами администрации муниципального образования состоит супруга главы администрации муниципального образования, свидетельствует о грубом нарушении законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции.

Решением Петровского районного суда Ставропольского края от 07 июля 2011 года исковые требования удовлетворены.

Суд решил обязать главу муниципального образования с.... Петровского района Ставропольского края Тенькова Александра Ивановича принять меры по предотвращению конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальной служащей администрацией-управляющей делами муниципального образования с.... Петровского района Теньковой Натальей Васильевной и главой муниципального образования с... . Петровского района Ставропольского края Теньковым Александром Ивановичем в срок 3 месяца.

В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указав, что судом не принято во внимание, что глава муниципального образования не является муниципальным служащим и ФЗ «О муниципальной службе в РФ» не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления. Судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, не подлежащий применению.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражениях относительно жалобы, с оценкой имеющихся в деле доказательств.

Из дела видно, что распоряжением главы муниципального образования с... . Петровского района Ставропольского края Тенькова А.И. №73 «а»-р от 30.08.2002 на работу муниципальной служащей принята и назначена на должность управляющей делами администрации муниципального образования с.... Тенькова Н.В., которая согласно свидетельства о заключении брака от 11.05.2002 года, выданным отделом загса управления загса Ставропольского края по Петровскому району, является женой главы администрации муниципального образования с... . Петровского района Ставропольского края Тенькова Н.В.

Разрешая дело и возлагая на ответчика обязанность принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между главой муниципального образования с.... Петровского района Теньковым А.И. и муниципальной служащей - управляющей делами администрации с.... Петровского района Теньковой Н.В., суд обоснованно применил положения ст.2, п.5 ч.1 ст.13, 14.1, 19 «ФЗ «О муниципальной службе в РФ», ст.36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.5,11 ФЗ «О противодействии коррупции», Устава муниципального образования с.... Петровского района Ставропольского края и исходил из того, что совместная профессиональная деятельность управляющей делами администрации с... . Теньковой Н.В. и главы муниципального образования с.... Тенькова А.И., преимущество должностного положения Теньковой Н.В., могут повлиять на объективное исполнение ими своих должностных обязанностей и полномочий, что является недопустимым. Выбор мер в целях предотвращения возникновения конфликта интересов является компетенцией представителя нанимателя (работодателя), комиссии по урегулированию конфликта интересов, образованной в органе местного самоуправления.

Данные выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Пунктом 5 ч.1 ст. 13 настоящего Закона предусмотрено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.14.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

В ст.11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и в ст.14.1 ФЗ от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе.

Согласно п.3 и п.4 ст.11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Согласно п.3 ст.14.1 ФЗ от 02.03.2007 года № 25-ФЗ представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.

  Судом правильно установлено, что ответчик, являясь представителем нанимателя, бездействует в принятии мер по предотвращению возникновения конфликта интересов.

Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что поскольку он не является муниципальным служащим, то отсутствуют основания для применения Закона о муниципальной службе не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку решение суда основано на выводах суда о статусе ответчика как - глава муниципального образования, глава администрации муниципального образования и представитель нанимателя, бездействующего в принятии мер по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, о незаконности и необоснованности принятого решения, являются несостоятельными, не подтвержденными доказательствами, основаны на неправильном толковании норм материального права или направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.

Нарушений норм материального, а также процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебных актов, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петровского районного суда Ставропольского края от 07 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: