Саратовский областной суд
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Егорова И.А. Дело № 33-4727
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 августа 2011 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.
судей Игнатьева А.В., Грибалевой М.Н.
при секретаре Милехиной Е.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барсуковой О.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Саратовская жилищно-эксплуатационная компания» (далее ООО «Саратовская ЖЭК») о признании действий противоправными, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании морального вреда, по встречному иску ООО «Саратовская ЖЭК» к Барсуковой О.В. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, по кассационной жалобе ООО «Саратовская ЖЭК» на решение Волжского районного суда г. Саратова от 09 июня 2011 года, которым постановлено:
«Иск Барсуковой О.В. к ООО «Саратовская ЖЭК» о признании действий противоправными, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании морального вреда, удовлетворить частично.
Признать незаконным предупреждение ООО «Саратовская ЖЭК» № 157/3 от 02.02.2011 г. о приостановлении или ограничении предоставления коммунальных услуг, вынесенное в адрес Барсуковой О.В.
Обязать ООО «Саратовская ЖЭК» произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилья, начисленной Барсуковой О.В. за период с июня 2009 года по апрель 2011 года включительно, исключив из расчета плату по статьям «вывоз ТБО», «содержание лифта», «капитальный ремонт».
Обязать ООО «Саратовская ЖЭК» произвести Барсуковой О.В. перерасчет платы за электроэнергию, потребляемую местами общего пользования (далее МОП), за период с июня 2009 года по апрель 2011 года включительно, в соответствии с п. 21 п.п. «а» Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, и п.п. 1 п. 2 Приложения № 2 к указанным Правилам.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ООО «Саратовская ЖЭК» в пользу Барсуковой О.В. государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Иск ООО «Саратовская ЖЭК» к Барсуковой О.В. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг (далее ЖКУ) удовлетворить частично.
Взыскать с Барсуковой О.В. в пользу ООО «Саратовская ЖЭК» задолженность по оплате электроэнергии МОП за период с июня 2009 года по апрель 2011 года включительно в сумме 1390 рублей и государственную пошлину в размере 400 рублей.
В остальной части исковых требований отказать».
Заслушав доклад судьи Игнатьева А.В., объяснения Барсуковой О.В., ее представителя Шихановой С.А., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Барсукова О.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ООО «Саратовская ЖЭК», в котором просила признать незаконным предупреждение о приостановлении или ограничении предоставления коммунальных услуг № 157/3 от 02 февраля 2011 года; возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги; взыскать с ответчика судебные расходы, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что является собственником 3-комнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Саратов, Т. переулок, д., кв. В июне 2009 года дом, в котором находится ее квартира, был передан в управление ООО «Саратовская ЖЭК». Общим собранием собственников помещений в д. по Т. переулку г. Саратова было принято решение об установлении тарифов по статьям «содержание жилья» - 5,65 рублей, «ремонт жилья» - 2,44 рублей, введена статья «капитальный ремонт», на установку приборов учета – 4,33 рублей. Истица голосовала против капитального ремонта. В нарушение требований ч. 2 ст. 158 Жилищного кодекса (далее ЖК) РФ управляющая компания не сообщила, какие приборы учета были установлены, о сроках начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта. Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, освещение МОП является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Однако в нарушение подп. «б» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.20086 года № 491 (далее Правила № 491), ООО «Саратовская ЖЭК» производит расчет МОП не по нормативам, а по квадратным метрам квартиры истицы, а все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений как одна величина. В нарушение требований ч. 2 ст. 165 ЖК РФ, ст.ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» ответчик не представил истице информацию о ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами.
Впоследствии в порядке, предусмотренном ст. 39 ГПК РФ, Барсукова О.В. уточнила заявленные требования, просила обязать ООО «Саратовская ЖЭК» произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилья, начисленной ей за период с июня 2009 года по апрель 2011 года включительно, исключив из расчета платы статьи «вывоз ТБО», «содержание лифта»; перерасчет платы за электроэнергию МОП, начисленной за период с июня 2009 года по апрель 2011 года включительно.
ООО «Саратовская ЖЭК» обратилось в суд со встречным иском к Барсуковой О.В. о взыскании задолженности по оплате ЖКУ в сумме 12127, 48 рублей, расходов по оплате услуг представителя в сумме 7000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в сумме 485,10 рублей, указывая на то, что 04 мая 2009 года между ООО «Саратовская ЖЭК» и собственниками помещений в многоквартирном доме № по Т. переулку в г. Саратове был заключен договор управления. Барсукова О.В., являясь собственником жилого помещения в данном доме, обязана ежемесячно вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги. Однако оплату ЖКУ в полном объеме она не производит, в связи с чем по состоянию на 13 апреля 2011 года образовалась задолженность в указанной выше денежной сумме.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе ООО «Саратовская ЖЭК», считая, что решение является незаконным и необоснованным, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом были нарушены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Барсукова О.В. является собственником ? доли квартиры, расположенной по адресу: г. Саратов, Т., д., кв. (л.д. 13 т. 1).
Согласно протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Саратов, Т. переулок, д., от 27 февраля 2009 года, общим собранием собственников помещений данного многоквартирного дома было принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом – управление ООО «Саратовская ЖЭК»; об утверждении тарифов по статьям «содержание жилья» - 5,65 руб./кв.м., «ремонт жилья» - 2,44 руб./кв.м., «капитальный ремонт и установка приборов учета» - 4,30 руб./кв.м. (л.д. 48-51 т. 1).
04 мая 2009 года между ООО «Саратовская ЖЭК» и собственниками помещений в многоквартирном доме № Т. переулку в г. Саратове в лице их представителя Цинцадзе Э.Т. был заключен договор управления указанным многоквартирным домом, по условиям которого ООО «Саратовская ЖЭК» обязалось выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества этого дома, предоставлять коммунальные услуги. Собственники жилья обязались ежемесячно вносить плату за ЖКУ не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Плата за содержание и ремонт помещения включает в себя услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение МОП, отопление. Размер платы за содержание и ремонт помещений определяется в соответствии с тарифами, утвержденными общим собранием собственников многоквартирного дома. Размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с тарифными ставками за оказание ЖКУ, установленными в г. Саратове (л.д. 43-46 т. 1).
Генеральным директором ООО «Саратовская ЖЭК» в адрес Барсуковой О.В. года в соответствии с п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, было направлено предупреждение о приостановлении или ограничении предоставления коммунальных услуг от 02 февраля 2011 года в связи с неполной оплатой коммунальных услуг и наличием по состоянию на 21 января 2011 года задолженности за ЖКУ в размере 13511,15 рублей (л.д. 24 т. 1).
Удовлетворяя исковые требования Барсуковой О.В. и ООО «Саратовская ЖЭК» частично, суд исходил из того, что расходы на содержание и ремонт лифтового оборудования многоквартирных домов являются составной частью расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, является основной частью деятельности по содержанию общего имущества. Взимание ответчиком платы с истицы за капитальный ремонт дома является преждевременным, поскольку в соответствии со ст. 158 ЖК РФ ни собранию собственников помещений, ни суду не были представлены предложения управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, срока возмещения и другие предложения, связанные с условиями проведения капитального ремонта. Предупреждение о приостановлении или ограничении предоставления коммунальных услуг от 02 февраля 2011 года, направленное ООО «Саратовская ЖЭК» в адрес Барсуковой О.В., является незаконным, поскольку последняя производила оплату коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту жилья. В соответствии с подп. «а» п. 21 Правил № 307 и подп. 1 п. 2 приложения № 2 к Правилам № 307 расчет оплаты за электроэнергию МОП должен производиться следующим образом: объем электроэнергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета делится на сумму электроэнергии, измеренную всеми индивидуальными (квартирными) приборами многоквартирного дома, плюс объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления; полученный коэффициент умножается на тариф; если из полученной цифры вычесть сумму к оплате согласно показаниям индивидуального прибора, то остаток и есть плата за потребленную электроэнергию МОП для каждого собственника и нанимателя жилого помещения. При определении размера платы за электроэнергию МОП суд согласился с расчетом, представленным истицей, согласно которому долг за период с июня 2009 года по апрель 2011 года составляет 1390,36 рублей.
Между тем с такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, нормам материального права и процессуального права, доказательствами не подтверждены.
Согласно Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме; собственник жилого помещения обязан правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 30); собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе лифты, лифтовые шахты (ст. 36); собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме; правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 39); граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение; плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги; собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности; плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ст. 154); плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом; собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (ст. 155); размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (ст. 156); размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации; размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ст. 157); собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения; решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта; обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме; если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ст. 158); по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность; в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (ст. 162).
В соответствии с Правилами № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: освещение помещений общего пользования; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (п. 11); собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 12); надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (п. 16); капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21); собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией (п. 28);
Правила № 307 предусматривают, что расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в приложении № 2 (п. 4); собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п. 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям (п. 7); при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для электроснабжения в соответствии с подп. 1 п. 2 приложения № 2 к настоящим Правилам (п. 21); при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для и электроснабжения - в соответствии с подп. 1 п. 3 приложения № 2 к настоящим Правилам (п. 23); исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг (п. 80).
Согласно подп. 1 п. 2 приложения № 2 к Правилам № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: размер платы за электроснабжение (руб.) определяется по формуле:
, (6)
где:
- объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);
- объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том нежилом помещении (за исключением помещений общего пользования) (куб. м, кВт·час), определенный в соответствии с пунктом 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для электроснабжения - руб./кВт·час);
- количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, коммунальной квартире, жилом доме) (чел.);
- количество граждан, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания во всех жилых помещениях дома, не оборудованных индивидуальными приборами учета (чел.).
В силу подп. 1 п. 3 приложения № 2 к Правилам № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: размер платы (руб.) за в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле:
, (9)
где:
- объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета (куб. м, кВт·час);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час);
- объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета (куб. м, кВт·час);
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для электроснабжения - руб./кВт·час).
Согласно ст.ст. 195, 198 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обязывая ООО «Саратовская ЖЭК» произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилья, начисленной Барсуковой О.В. за период с июня 2009 года по апрель 2011 года включительно, исключая из расчета плату по статьям «вывоз ТБО», «содержание лифта», «капитальный ремонт», суд не высказал суждений, не привел доказательств, свидетельствующих о том, что в указанный период ООО «Саратовская ЖЭК» начисляло истице плату за содержание и ремонт жилья по тарифам, превышающим утвержденные решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № по Т. переулку в г. Саратове от 27 февраля 2009 года, что расходы на содержание и ремонт лифтового оборудования, за сбор и вывоз твердых бытовых отходов были включены в состав платы за содержание жилья и неправомерно отражены в платежных документах отдельной строкой.
Исключая из расчета задолженности за ЖКУ, плату по статье «капитальный ремонт» суд учел, что ее размер также был утвержден решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 27 февраля 2009 года, что соответствует ст.ст. 156, 158 ЖК РФ, положениям договора управления от 04 мая 2009 года.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Барсукова О.В. не представила доказательств, подтверждающих, что решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 27 февраля 2009 года в установленном законом порядке признано незаконным и отменено, следовательно, закрепленные в нем положения подлежат исполнению всеми собственниками жилых помещений в многоквартирном доме. Судебная коллегия полагает, что отсутствие предложений со стороны ООО «Саратовская ЖЭК» о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта, само по себе не свидетельствует о возможности истице воздерживаться от внесения платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах является преждевременным вывод суда о незаконности предупреждения о приостановлении или ограничении предоставления коммунальных услуг от 02 февраля 2011 года, направленного ООО «Саратовская ЖЭК» в адрес Барсуковой О.В.
Ссылаясь на то, что расчет оплаты за электроэнергию МОП должен производиться в соответствии с подп. «а» п. 21 Правил № 307 и подп. 1 п. 2 приложения № 2 к Правилам № 307, суд, тем не менее, привел в решении расчет, содержание которого не соответствует формуле 6, указанной в подп. 1 п. 2 приложения № 2 к Правилам № 307.
Кроме того, подп. «а» п. 21 Правил № 307 подлежит применению при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета. Суд же в расчете оплаты за электроэнергию МОП привел суждения, согласно которым объем электроэнергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, делится на сумму электроэнергии, измеренную всеми индивидуальными (квартирными) приборами многоквартирного дома. В этой связи, указанный расчет вызывает сомнения в его правильности и не может быть принят во внимание.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об обоснованности расчета истицы размера платы за электроэнергию МОП, согласно которому долг за период с июня 2009 года по апрель 2011 года составляет 1390,36 рублей (л.д. 225 т. 1).
Пунктами 21, 23 Правил № 307 установлен порядок определения размера за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение, в зависимости от оборудования многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, оборудования многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета при оборудовании его частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными). В подп. 1 п. 2, подп. 1 п. 3 приложения № 2 к Правилам № 307 указаны формулы, по которым следует производить расчет.
Между тем в названном выше расчете истицы отсутствует его правовое обоснование со ссылками на п.п. 21, 23 Правил № 307, формулы, указанные в приложении № 2 к Правилам № 307, позволяющие проверить правомерность начисления платы за электроэнергию МОП, а потому он не мог быть расценен судом как достоверный.
Неправильное определение и недоказанность судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права в силу требований п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 362, ст. 363, ч. 1 ст. 364 ГПК РФ являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены постановленного по делу решения суда.
Судебная коллегия не может вынести по делу новое решение, ввиду отсутствия в деле достаточных доказательств, подтверждающих фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, возможность представления которым сторонами не утрачена, а также невозможности устранения судом кассационной инстанции перечисленных нарушений норм материального и процессуального права.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует устранить отмеченные недостатки, уточнить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определить закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установлении правоотношений сторон, в зависимости от этого распределить бремя доказывания, предложить сторонам представить дополнительные доказательства в подтверждение своих доводов, разъяснив последствия их непредставления, проверить представленные сторонами расчеты, обоснованность начисления каждого вида платежа и его размер и с учетом оценки представленных доказательств принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 09 июня 2011 года по гражданскому делу по иску Барсуковой О.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Саратовская жилищно-эксплуатационная компания» о признании действий противоправными, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, по встречному иску общества с ограниченной ответственностью «Саратовская жилищно-эксплуатационная компания» к Барсуковой О.В. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи