ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-499/12 от 15.03.2012 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Булатов П.Г. Дело № 33-499/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Софиной И.М.,

судей областного суда Варлакова В.В., Иванкив Н.П.,

с участием прокурора Богомазовой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Чиж Т.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 15 марта 2012 года дело по заявлению ФИО1 об оспаривании распоряжения Правительства Курганской области,

по кассационной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 25 ноября 2011 года, которым постановлено: требования заявления ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Правительства Курганской области  от  «О предоставлении территорий (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления пользования животным миром».

Заслушав доклад судьи областного суда Варлакова В.В., объяснения представителя Правительства Курганской области - , представителя Общественной организации «Курганское областное общество охотников и рыболовов, пожарных и спасателей, военных» - , представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - , представителя ООО «» - , поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения ФИО1, возражавшего против доводов кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора Богомазовой Л.В., полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Правительства Курганской области от   «О предоставлении территорий (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления пользования животным миром».

В обоснование заявленного требования  указал, что  ему стало известно о принятом  Правительством Курганской области распоряжении  «О предоставлении территорий (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления пользования животным миром». Данное распоряжение не было опубликовано и получено заявителем по запросу из Правительства Курганской области.

В соответствии с указанным распоряжением территории  охотничьего хозяйства Макушинского района Курганской области,  охотничьего хозяйства Юргамышского района Курганской области,  охотничьего хозяйства Щучанского района Курганской области,  охотничьего хозяйства Частоозерского района Курганской области,  охотничьего хозяйства Варгашинского района Курганской области,  охотничьего хозяйства Половинского района Курганской области предоставлены в пользование соответственно индивидуальному предпринимателю , ООО «», ООО «», ЗАО «», Общественной организации «» - КООО «», ООО «».

Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области предписано выдать указанным лицам долгосрочные лицензии и заключить с ними договоры о предоставлении территорий (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления пользования животным миром.

Заявитель указал, что оспариваемое распоряжение Правительства Курганской области противоречит действующему законодательству. Так, в качестве основания принятия распоряжения  от  указаны Федеральный закон от 24.04.1995 № 52 «О животном мире» и постановление Правительства Курганской области от  № .

Между тем, с 1 апреля 2010 года внесены существенные изменения в порядок и форму предоставления животного мира, отнесенных к объектам охоты, в пользование юридических лиц и предпринимателей. После 1 апреля 2010 года положения Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» не предусматривают предоставление животного мира в пользование юридическим лицам и предпринимателям путем выдачи долгосрочной лицензии. Все отношения в области предоставления объектов животного мира в пользование отнесены к компетенции специального закона об охоте. Положениями статей 27, 33, 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и порядок заключения охотхозяйственных соглашений с юридическими лицами.

Относительно ссылки в оспариваемом распоряжении на пункт 2 постановления Правительства Курганской области от   заявитель указал, что данный пункт противоречил федеральному законодательству, и позднее был отменен постановлением Правительства Курганской области от  .

ФИО1 полагал, что в результате принятия противоречащего федеральным законам «Об охоте» и «О животном мире» распоряжения Правительства Курганской области от   государственная собственность - животный мир незаконно переданы в долгосрочное пользование частным лицам. Указал, что оспариваемым распоряжением нарушены его права как охотника. Ранее на указанных территориях, являвшихся общедоступными охотничьими угодьями, можно было охотиться, имея лишь разрешение на добычу охотничьих ресурсов. В настоящее время, в связи с передачей данных охотничьих хозяйств частным лица, охота на данных территориях осуществляется при наличии не только разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выдаваемого Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, но и при наличии путевки и заключении с владельцами охотничьих угодий возмездного договора на оказание услуг в сфере охотничьего хозяйства. Обращал внимание, что он лишен права свободно пребывать в целях охоты на территории указанных охотничьих хозяйств.

В судебном заседании ФИО1 на удовлетворении заявления настаивал.

Заинтересованное лицо - Правительство Курганской области с заявлением не согласилось. В представленном отзыве указало, что процедура принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о предоставлении территорий (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления пользования животным миром, занимала продолжительное время. Заявки на предоставление в пользование охотничьих хозяйств были поданы до 01.04.2010, то есть до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и в порядке, предусмотренном на момент подачи заявок действовавшими нормами Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» и постановления Правительства Курганской области от   «О порядке предоставления в пользование животного мира и территорий (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления пользования животным миром». Пунктом 2 постановления Правительства Курганской области от   «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти Курганской области» было предусмотрено, что предоставление в пользование животного мира и территорий (акваторий) Курганской области по заявкам, поданным до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, осуществляется в порядке, действовавшем до вступления в силу указанного федерального закона. Учитывая изложенное, полагало, что оспариваемое распоряжение принято в пределах полномочий Правительства Курганской области и не противоречит Федеральному закону от 24.07.2009 № 209-ФЗ.

Правительство Курганской области указало, что оспариваемое распоряжение не регулирует права физических лиц по предоставлению объектов животного мира в пользование граждан, поэтому не препятствует реализации права заявителя на осуществление любительской и спортивной охоты в закрепленных за юридическими лицами и индивидуальным предпринимателем охотничьих угодьях. Просило прекратить производство по делу на основании абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, указало на пропуск заявителем срока исковой давности, поскольку об оспариваемом распоряжении ФИО1 стало известно  при рассмотрении другого гражданского дела по заявлению ФИО1 об оспаривании пункта 2 постановления Правительства Курганской области от  .

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Правительства Курганской области - , действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявления возражала.

Представитель заинтересованного лица - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - , действующий на основании доверенности, с заявленным требованием не согласился. Поддержал доводы представителя Правительства Курганской области.

Заинтересованное лицо - ООО «» с заявлением не согласилось, указав в представленном суду отзыве, что оспариваемое заявителем распоряжение является законным, принятым Правительством Курганской области на основании действующего на момент его принятия законодательства. Обращало внимание, что законность предоставления ООО «» территории (акватории) Курганской области, необходимой для осуществления пользования животным миром, неоднократно исследовалась и оценивалась арбитражным судом. Также ссылалось на пропуск заявителем срока исковой давности, поскольку оспариваемое распоряжение было размещено в сети интернет в 2010 году. Относительно ссылок заявителя на состоявшиеся решения судов Курганской области указало, что они преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют, поскольку индивидуальный предприниматель , ООО «», ООО «», ЗАО «», Общественная организация «», ООО «» участия в гражданских делах не принимали. Указало на злоупотребление заявителем права, поскольку его требования направлены на причинение вреда участвующим в деле лицам.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - ООО «» - , действующий на основании доверенности, против удовлетворения заявления возражал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Общественной организации «» - , действующий на основании доверенности, заинтересованное лицо - индивидуальный предприниматель  против удовлетворения заявления возражали, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам, изложенным представителем Правительства Курганской области.

Представители заинтересованных лиц - ООО «», ЗАО «», ООО «» в судебное заседание не явились.

Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 17.01.2012 решение Курганского городского суда Курганской области от 25.11.2011 отменено, заявление ФИО1 принято к производству Курганского областного суда.

Постановлением Президиума Курганского областного суда от 27.02.2012 определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 17.01.2012 отменено, дело по жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 25.11.2011 направлено на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда.

В кассационной жалобе Правительство Курганской области просит решение Курганского городского суда Курганской области отменить, производство по делу прекратить. Ссылаясь на доводы, изложенные в суде первой инстанции, полагает, что суд не должен был руководствоваться нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку это нарушает принцип действия законодательного акта во времени. Обращает внимание, что названный Федеральный закон не содержит норм, указывающих на возможность применения этого Закона к правоотношениям, возникшим до введения его в действие. Ссылаясь на различную судебную практику, полагает, что суд, в нарушение статей 195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дал правовой оценки доводу Правительства Курганской области о том, что правоотношения между Правительством Курганской области и охотпользователями, указанными в оспариваемом распоряжении, возникли до 01.04.2010.

Правительство Курганской области отмечает, что суд, не указав, какие конкретные права и свободы заявителя нарушены и в чем это выразилось, не обосновал свой вывод о нарушении прав ФИО1

Считает, что оспариваемый акт не затрагивает права граждан, в том числе и заявителя, поскольку не регулирует вопросы предоставления объектов животного мира в пользование граждан.

Указывает, что ФИО1 за получением именных разовых лицензий или разрешений на добычу охотничьих ресурсов на территориях указанных в оспариваемом распоряжении охотничьих хозяйств Курганской области не обращался. Полагает, что оспариваемое распоряжение не препятствует ФИО1 в установленном законом порядке осуществлять охоту на общедоступных или на закреплённых охотничьих угодьях.

Настаивает на том, что в отсутствие нарушения прав и свобод ФИО1 производство по делу подлежит прекращению на основании абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела видно, что в целях упорядочения ведения охотничьего хозяйства со ссылкой на Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» и постановление Правительства Курганской области от  «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти Курганской области» Правительством Курганской области принято распоряжение от  -р «О предоставлении территории (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления пользования животным миром», которым  охотничье хозяйство Макушинского района Курганской области,  охотничье хозяйство Юргамышского района Курганской области,  охотничье хозяйство Щучанского района Курганской области,  охотничье хозяйство Частоозерского района Курганской области,  охотничье хозяйство Варгашинского района Курганской области,  охотничье хозяйство Половинского района Курганской области предоставлены в пользование соответственно индивидуальному предпринимателю , ООО «», ООО «», ЗАО «», Общественной организации «» - КООО «», ООО «».

Этим же распоряжением Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области предписано выдать указанным юридическим лицам и индивидуальному предпринимателю долгосрочные лицензии и заключить с ними договоры о предоставлении территорий (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления пользования животным миром.

Постановлением Правительства Курганской области от   «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти Курганской области» в пункте 2 определено, что предоставление в пользование животного мира и территорий (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления пользования животным миром, по заявкам на предоставление в пользование животного мира и территорий (акваторий) Курганской области, поданным до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляется в порядке, действовавшем до вступления в силу указанного Федерального закона.

Согласно разъяснениям пункта 9 Постановления Пленума  Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение Правительства Курганской области не отвечает указанным выше признакам нормативного правового акта.

В соответствии с ч.3 ст. 15  любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Порядок официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Курганской области утвержден постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от  . Согласно разделу 2 указанного порядка официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир" в основном номере и (или) приложении к нему (далее - официальное издание).

Сведения об опубликовании распоряжения Правительства Курганской области от   «О предоставлении территории (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления пользования животным миром» суду не представлены.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что Курганский городской суд Курганской области правомерно рассмотрел настоящее гражданское дело в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, предусмотренных главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктами «в», «д» части 1 статьи 72  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 ).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 ).

Статьей 33 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» в редакции от 14.03.2009, действовавшей до 01.04.2010, предусматривалось, что объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.

Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.

Согласно ст. 41 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и настоящим Федеральным законом.

С 1 апреля 2010 года предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ч. 2 ст. 25, ст. 31 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Решение о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения (далее - аукцион) принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ установлено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.

Проанализировав вышеуказанные нормы и, принимая во внимание изменения в правовом регулировании в областях охраны и использования животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные в оспариваемом распоряжении охотничьи хозяйства предоставлены юридическим лицам и индивидуальному предпринимателю с нарушением порядка предоставления земельных участков и лесных участков из земель, находящихся в государственной собственности, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, действующего с 01.04.2010, и в отсутствие полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению животного мира в долгосрочное пользование.

При этом суд обоснованно исходил из того, что подача заявок индивидуальным предпринимателем , ООО «», ООО «», ЗАО «», КООО «», ООО «» для получения долгосрочных лицензий на пользование животным миром до изменения указанного порядка 01.04.2010 не влечёт возникновение права долгосрочного пользования объектами животного мира, полученного в установленном законом порядке (ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ). Ранее действовавшее законодательство на момент подачи указанных заявок предусматривало возникновение у пользователя права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.

Таким образом, подача заявки для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром самостоятельно не порождает права владения и пользования объектами животного мира. Такие права на пользование животным миром возникают у пользователя с даты предоставления (принятия соответствующего решения) органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В этой связи предоставление Правительством Курганской области общедоступных охотничьих угодий в  охотничьем хозяйстве Макушинского района Курганской области,  охотничьем хозяйстве Юргамышского района Курганской области,  охотничьем хозяйстве Щучанского района Курганской области,  охотничьем хозяйстве Частоозерского района Курганской области,  охотничьем хозяйстве Варгашинского района Курганской области,  охотничьем хозяйстве Половинского района Курганской области с нарушением установленного порядка противоречит требованиям Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ и лишает заявителя ФИО1, как охотника, права на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях.

При таких обстоятельствах правильным является вывод суда об удовлетворении заявления ФИО1, поскольку оспариваемым актом нарушаются его права на пользование объектами животного мира.

Соблюдение срока обращения с заявлением в суд об оспаривании распоряжения Правительства Курганской области от   проверялось судом первой инстанции, и срок обоснованно признан не пропущенным. Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции не имеется. Доказательства ознакомления ФИО1 с текстом оспариваемого распоряжения  при рассмотрении другого гражданского дела отсутствуют.

Решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.

Предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 2 Федерального закона от 09.12.2010 г. № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», статьями 347, 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 25 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.

Судья - председательствующий

Судьи: