ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-5188 от 28.10.2010 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Романова Н.В.                                                       Стр.63, госпошлина 0 р.

Докладчик Рассошенко Н.П.       дело № 33-5188                   28 октября 2010 г.

КАССАЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Рассошенко Н.П.

судьей Брагина А.А. и Карпушина А.В.

при секретаре Трусовой Ю.В.

с участием прокурора областной прокуратуры Загвоздиной Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Архангельске 28 октября 2010 года дело по кассационной жалобе начальника ФБУ ….. УФСИН России по Архангельской области на решение Приморского районного суда Архангельской области от 25 августа 2010 года, которым постановлено:

«Исковые требования Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ удовлетворить.

Обязать ФБУ … УФСИН России по Архангельской области в срок до 1 января 2011 года приобрести и установить в ФБУ … УФСИН России по Архангельской области аварийный источник электроснабжения.

Взыскать с ФБУ …. УФСИН России по Архангельской области в бюджет муниципального района государственную пошлину в размере 200 рублей.».

Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Архангельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФБУ … УФСИН России по Архангельской области о приобретении и установке аварийного источника электроснабжения.

В обоснование заявленных требований указал, что в ФБУ …, в нарушение п. 197 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г., отсутствует резервный источник питания. Указанные нарушения затрагивают интересы граждан, отбывающих наказание в ФБУ …, а также сотрудников ИУ, работающих в данном учреждении.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика ФБУ … УФСИН России по Архангельской области Верещагина О.А. с заявленными требованиями не согласилась и пояснила, что в центральной оперативной зоне УФСИН находятся два резервных передвижных источника электроэнергии в ФБУ ИЗ-29/1 ДГА-100 (основной) и в ФБУ УК ДГА-30 (резервный). В случае аварийного отключения электроэнергии в …, указанные источники перевозятся автомобильным транспортом УК и ИЗ-29/1 в …, в течение одного часа. Трехсуточный запас дизельного топлива на выработку электроэнергии  имеется в ИЗ-29/1 и УК. Таким образом, в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации ФБУ … будет обеспечено резервным источником питания для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии. В настоящее время планируется приобрести и установить аварийный источник энергоснабжения в срок до 1 июня 2011 года.

Суд постановил указанное решение, с которым не согласен начальник ФБУ … УФСИН России по Архангельской области.

В кассационной жалобе он просит отменить решение суда в части взыскания государственной пошлины. Указывает, что ФБУ … УФСИН России по Архангельской области освобождено от уплаты госпошлины на основании п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ.

Проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика Верещагиной О.А., поддержавшей кассационную жалобу, прокурора Загвоздиной Н.А., полагавшей решение суда в части взыскания госпошлины отменить, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части взыскания с ответчика государственной пошлины.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что отсутствие резервных источников питания в ФБУ …, при аварийной или чрезвычайной ситуации, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, работающих в данном учреждении и отбывающих там наказание, на тепло- и водоснабжение.

Судебная коллегия согласна с решением суда в данной части, поскольку оно основано на действующем законодательстве, исследованных судом доказательствах и сторонами не оспаривается.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части взыскания с ответчика государственной пошлины по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд руководствуясь данной нормой процессуального закона, взыскал с ответчика - ФБУ … УФСИН России по Архангельской области госпошлину в сумме 200 рублей.

Однако, при этом суд не учел положения п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно п.1 ст.11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственные органы - это органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации,  государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной власти подразделяются на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Перечень органов исполнительной власти федерального уровня установлен Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314, в соответствии с п.1 которого в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В свою очередь, каждый из указанных органов исполнительной власти может иметь территориальные органы.

Пунктом 13 названного Указа Президента образована Федеральная служба исполнения наказаний, которой переданы функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов.

В соответствии с п.5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314,ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

ФБУ … входит в систему Федеральной службы исполнения наказаний России, следовательно, является органом государственной власти.

Поскольку в силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ органы государственной власти освобождены от уплаты госпошлины, не зависимо от процессуального положения и характера спорных правоотношений, у суда отсутствовали основания для взыскания с ФБУ … государственной пошлины.

Таким образом, решение суда в части взыскания с ответчика госпошлины подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Приморского районного суда Архангельской области от 25 августа 2010 года в части взыскания с ФБУ … УФСИН России по Архангельской области в бюджет муниципального района государственной пошлины отменить, в остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий                                                               Н.П.Рассошенко

Судья                                                                                              А.А.Брагин

                                                                                                        А.В.Карпушин