Вологодский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Вологодский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Рычкова Н.В.
№ 33-5585/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Вологда
16 декабря 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Слепухина Л.М., Чекавинской Н.И.,
при секретаре Рогулиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Пятовское» на решение Тотемского районного суда от 09 ноября 2011 года, которым на администрацию муниципального образования «Пятовское» возложена обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества трансформаторной подстанции 40 кВа, трансформаторной подстанции 63 кВа, кабельно-воздушной линии 0,4 кВ протяженностью 10 км, расположенных по адресу: в срок до 01 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
прокурор Тотемского района Вологодской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пятовское» о возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества трансформаторной подстанции 400 вКТ, кабельно-воздушной линии 0,4 кВ протяженностью 10 км, расположенных по адресу:
В обоснование заявления указал, что прокуратурой района при проверке исполнения органами местного самоуправления законодательства по постановке на учет бесхозяйных средств коммунальной инфраструктуры установлено наличие таких объектов на территории района: трансформаторной подстанции 400 вКТ, кабельно-воздушной линии 0,4 кВ протяженностью 10 км, расположенных по адресу:
Согласно п.п. 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225 и ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Администрацией МО «Пятовское» вышеуказанные действия не выполнены, собственник этих объектов коммунальной инфраструктуры не установлен, что препятствует дальнейшему определению их балансовой принадлежности и надлежащему содержанию, может повлечь прекращение подачи коммунальных ресурсов, тем самым ущемляет интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании 16.09.2011 прокурор уточнил заявленные требования. Просил обязать администрацию МО «Пятовское» обратиться в УФРС по Вологодской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества трансформаторной подстанции 40 кВа, трансформаторной подстанции 63 кВа, кабельно-воздушной линии 0,4 кВ протяженностью 10 км, в срок до 01.11.2011, так как в ходе дополнительной проверки установлено, что трансформаторной подстанции 400 кВт не существует, а имеются две трансформаторные подстанции 40 кВа и 63 кВа.
В судебном заседании помощник прокурора района Черепанов С.В. заявленные требования с уточнениями от 16.09.2011поддержал.
Представитель администрации МО «Пятовское» ФИО1 иск не признал. Показал, что большая часть правообладателей земельных участков, находящихся в пределах территории СПК «Черемушки», являются жителями МО «город Тотьма». Администрация МО «Пятовское» не обязана осуществлять организацию электроснабжения жителей МО «город Тотьма».
Полагают, что такие условия жителям МО «город Тотьма» за пределами города обязана создавать эта администрация. Закон не обязывает органы местного самоуправления любого уровня обращаться с заявлениями в регистрирующие органы, указывает на целесообразность привлечения в качестве соответчика администрации МО «город Тотьма».
В соответствии со ст.ст. 35, 36 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» органы местного самоуправления и организации вправе принимать на баланс, но не в собственность муниципальных образований системы электроснабжения при наличии соответствующего решения общего собрания членов некоммерческого объединения (собрания уполномоченных). Администрация МО «Пятовское» принимает меры по проведению инвентаризации электрических сетей на территории СПК «Черемушки».
Представитель третьего лица - администрации Тотемского муниципального района в суд не явился, в судебном заседании 27.10.2011 представитель комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом Тотемского района ФИО2 иск поддержала.
В судебном заседании 16.09.2011 председатель комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом Тотемского района ФИО3 уточненные требования прокурора поддержал, не согласен с доводами представителя ответчика. СПК «Черемушки» находится на территории МО «Пятовское». Налоги от деятельности СПК перечисляются в бюджет МО «Пятовское», поэтому указанный орган местного самоуправления обязан содействовать в обеспечении электроэнергией жителей данного поселка. Поскольку потребителями электроэнергии являются члены кооператива, они также должны участвовать в содержании указанного имущества.
Представитель третьего лица - администрации МО «город Тотьма» в суд не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствии. В судебном заседании 16.09.2011 ее представитель ФИО4 иск не признала. Полагает, что документов, подтверждающих, что данное недвижимое имущество является бесхозяйным, не имеется.
Представитель третьего лица - СПК «Черемушки» ФИО5 иск прокурора поддержал, пояснил, что указанная линия электропередач используется для освещения дачного кооператива. Кто и на какие средства ее построил, неизвестно, содержать указанные объекты членам кооператива затруднительно.
Представитель третьего лица - Управления ФСГРКиК по Вологодской области в суд не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствии. В представленном отзыве указывает, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанное выше имущество.
Представитель ПО «Тотемские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запад» «Вологдаэнерго» ФИО6 пояснил, что Тотемские электрические сети являются сетевым предприятием. Они поставляют электроэнергию от производителя до границы балансовой ответственности. Объекты, о которых идет речь, ими не обслуживаются, как они возводились и подключались к источникам электроснабжения ему неизвестно.
Представитель третьего лица - Тотемского государственного предприятия Вологодской области по эксплуатации коммунальных электрических и тепловых сетей ФИО7 показал, что их организация занимается передачей и продажей электроэнергии потребителям и обслуживает объекты электрообеспечения, переданные им в хозяйственное ведение собственником - Департаментом имущественных отношений Вологодской области. Однако указанные объекты им на обслуживание не передавались.
Судом принято приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Администрация МО «Пятовское», указывая прежние доводы, просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения.
В силу пунктов 4, 8 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно пункту 1 части 1 и пункту 1 части 2 статьи 50 этого Закона в собственности муниципальных образований может находиться: указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения: имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 4 Устава муниципального образования «Пятовское» Тотемского района к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Вопросы, касающиеся принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580.
Разрешая иск, суд установил, что на 27.09.2011 согласно Перечню объектов муниципальной собственности Тотемского района права муниципальной собственности на трансформаторные подстанции 40 кВа, 63 кВа, кабельно-воздушную линию 0,4 кВ протяженностью 10 км, расположенные по адресу: с 1999 года не зарегистрированы и эти объекты недвижимости ни за кем не закреплены.
Отсутствуют такие сведения и в Федеральном Агентстве по управлению государственным имуществом, а также в Реестре собственности Вологодской области. Не зарегистрировано прав на эти объекты в осуществляющих регистрацию права на недвижимое имущество - ГП ВО «Вологдатехинвентаризация» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
Согласно пунктов 4, 5 Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225 и ст. 236 ГК Российской Федерации.
В соответствии со ст. 225 ГК Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, однако администрацией муниципального образования «Пятовское» вышеуказанные действия выполнены не были, собственник вышеуказанных объектов коммунальной инфраструктуры до настоящего времени не определен.
Удовлетворяя требования, суд правильно исходил из того, что организация электроснабжения возложена законом и Уставом муниципального образования на орган местного самоуправления исходя из границ поселения, но не категории населения или назначения объекта, доказательства наличия бесхозяйных объектов суду представлены. Суд сделал правомерный и обоснованный вывод о том, что администрация МО «Пятовское», являясь органом местного самоуправления, свою обязанность, предусмотренную ст.225 ГК Российской Федерации по обращению с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества приведенных выше объектов не исполняет, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия находит, что поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований прокурор суду представил, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов она не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тотемского районного суда от 09 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования «Пятовское» - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: Л.М. Слепухин
Н.И. Чекавинская