Председательствующий: Бандур Г.В. Дело № 33-5745/2009
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Ивановой В.П.
судей областного суда Зашихиной Н.Г., Лисовского В.Ю.
при секретаре В*** Н.Н.
рассмотрев в судебном заседании 25 ноября 2009г.
дело по кассационной жалобе В*** А. Я. на решение Кормиловского районного суда Омской области от 27.10.2009г., которым постановлено:
«В*** А.Я. в удовлетворении требований о признании незаконными действия Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Кормиловском районе Омской области о прекращении компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами отказать».
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Ивановой В.П., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
В*** А.Я. обратилась в суд с заявлением к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Кормиловском районе Омской области о признании незаконным решения о прекращении компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
В обоснование требований указала, что приказом Департамента образования администрации г. Омска № 569-0 от 23.05.2007 года она была назначена опекуном несовершеннолетнего Н***а И.А. С нею был заключен договор 15.12.2008 года № 14 об осуществлении опеки, согласно которого она обязалась оказывать услуги по воспитанию несовершеннолетнего Н***а И.А. 16.06.2004 г.р., за вознаграждение в размере 1 000 руб. 50 коп. После этого она обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ о назначении ей компенсационных выплат по уходу за ребенком - инвалидом в возрасте до 18 лет, так как ее опекаемый Н*** И.А. является ребенком-инвалидом. В соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006г № 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" ей была установлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 1 300 рублей. В настоящее время ГУ УПФ РФ в Кормиловском районе Омской области отказывает ей в компенсационных выплатах по уходу за ребенком - инвалидом, в связи с тем, что право на эту выплату имеют только неработающие лица, а согласно справки Комитета по образованию Кормиловского муниципального района ей назначена ежемесячная выплата денежного вознаграждения за осуществление опеки над ребенком, что по закону является осуществлением трудовой деятельности и это повлекло переплату компенсационных выплат. Просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель ГУ УПФ РФ в Кормиловском районе Омской области Кулишкина Н.М. требования не признала. Суду пояснила, что Правительством РФ в порядке пункта 3 упомянутого выше Указа Президента РФ 04.06.2007 года принято постановление № 343, утверждающее Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. В пункте 9 Правил определен перечень оснований, влекущих прекращение осуществления ежемесячной компенсационной выплаты. Таким обстоятельством является, в том числе выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы. Утверждения В*** А.Я. о том, что работа- это исключительно деятельность, осуществляемая в рамках трудового договора, противоречит нормам трудового законодательства. Согласно п. 10 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Пренебрегая данной обязанностью В*** А.Я. причинила ГУ УПФ РФ материальный ущерб в размере 8 280 руб., выразившийся в незаконном получении ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в период с 01.11.2008 года по 30.04.2009 года.
Представитель Комитета по образованию Б*** В.А. требования В*** А.Я.
признал полностью. Суду пояснил, что ежемесячная компенсационная выплата, установленная Указом Президента РФ от 26.12.2006г « 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» назначается и выплачивается Пенсионным фондом РФ неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, и является дополнительной мерой социальной поддержки.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе В*** А.Я. просит решение суда отменить, вынести новое решение, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального права, не принято во внимание, что вознаграждение по договору об осуществлении опеки является мерой социальной поддержки и не имеет ничего общего по своей правовой природе с вознаграждением по гражданско-правовому договору или оплатой труда по трудовому договору.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы жалобы, выслушав В*** А.Я., поддержавшую жалобу, возражения представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Кормиловском районе Омской области, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Таким образом, государство в лице своих уполномоченных органов гарантирует реализацию человеком и гражданином предоставленных ему законом прав и свобод. В равной мере это относится и к подопечным, опекунам и попечителям.
Основные направления государственной социальной политики по улучшению качества жизни детей в Российской Федерации содержатся в Национальном плане действий в интересах детей до 2010 г. В нем, в частности, предусмотрены приведение национального законодательства в соответствие с международными документами; защита прав ребенка на воспитание в семье, родительскую заботу, охрану здоровья, обучение, отдых; обеспечение защиты ребенка от всех видов дискриминации, соблюдение его прав и интересов, уважение чести и достоинства; определение права и ответственности родителей и лиц их заменяющих, за воспитание детей; усиление защиты личных и имущественных прав детей, опекунов и попечителей.
Следует отметить, что в настоящее время на всех уровнях государственного управления и общественной жизни активно формируется понимание, что каждый такой ребенок нуждается в помощи, которая не может и не должна ограничиваться помещением его в детское учреждение, где есть еда, одежда и присмотр. Вместе с тем новая государственная политика, выраженная в Федеральном законе, направлена в целом на уход от полного финансирования социальной заботы к использованию внутреннего ресурса личности при помощи договорных конструкций (ст. 14, 16).
Несомненно то, что каждый ребенок имеет право на достойную жизнь и счастливое полноценное детство. Государственная политика в области охраны прав детей направлена для обеспечения этих прав.
В этих целях отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки, виды и формы которых разнообразны.
Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установлено, что обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных статьей 16 данного Федерального закона, а также Семейным кодексом РФ (часть 1 статьи 16); подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки (часть 1 статьи 31).
Важной составляющей системы мер по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, их семейному устройству является материальное стимулирование этой деятельности. Поэтому к числу наиболее важных видов государственной поддержки относятся государственные пособия гражданам, которые осуществляют опеку над ребенком или детьми, которая осуществляется по договору, заключаемому между органом опеки и попечительства и опекуном, на срок, указанный в этом договоре.
В статье 31 указанного закона закреплен раздельный режим имущественных прав опекунов (попечителей) и подопечных на получение государственных пособий и денежных выплат.
Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному. Они должны учитываться опекуном или попечителем отдельно и в полном объеме расходоваться на нужды подопечного, в том числе на его питание, обучение, воспитание, развитие, досуг и т.п.
Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, в том числе суммы государственных пособий лицам, имеющим детей, принадлежат опекуну или попечителю.
Согласно статьям 8, 56 СК РФ государством гарантируется защита прав, свобод и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях необоснованного отказа в предоставлении установленных законом мер государственной поддержки опеки и попечительства.
Наряду с этим, право опекуна на получение ежемесячно денежных средств на содержание ребенка было предусмотрено абзацем 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса Российской Федерации. Выплата указанных денежных средств предусматривалась в порядке и размере, установленных законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время указанное положение закреплено в пункте 3 ст. 148 СК РФ, введенном Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ. В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В целях принято постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 944 "О порядке предоставления в 2008 - 2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. N 665, от 27.01.2009 N 55, от 03.10.2009 N 798, которым определен порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и в качестве условий предоставления субъекту Российской Федерации соответствующих субсидий.
Расчет опекунского пособия должен производиться в соответствии с Методикой распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей.
Таким образом, денежные средства на оплату труда опекуна представляют собой государственную помощь, предоставляемую опекунам в целях обеспечения надлежащего исполнения ими обязанности по содержанию несовершеннолетнего опекаемого ребенка и должны выплачиваться за счет казны субъектов РФ.
Как установлено судом, В*** А.Я. осуществляется опека и уход за ребенком-инвалидом Н***ом И. А., 2004 года рождения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" Правительство Российской Федерации 04.06.2007г. приняло Постановление за № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»(в редакции Постановления Правительства РФ от 31.12.2008г. № 1101), и утвердило Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
Ежемесячная компенсационная выплата (далее - компенсационная выплата) назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет
Компенсационная выплата лицу, осуществляющему уход, производится в порядке, установленном для выплаты пенсии нетрудоспособному гражданину, за которым осуществляется уход.
Из пункта 1 Правил следует, что они определяют в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" (далее - Указ) порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
Указом Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 с 1 июля 2008 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Из содержания приведенной нормы Указа следует, что право на получение компенсационных выплат имеют не все лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, а только те из них, которые являются неработающими и трудоспособными.
При этом по смыслу Указа под "неработающими трудоспособными лицами" понимаются граждане, способные к труду, но оставившие работу (не поступившие на работу) ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия).
Таким образом, признание права на получение компенсационных выплат за гражданами, уже получающими вознаграждение(компенсацию) за осуществление опеки над ребенком и представляющего собой государственную помощь, предоставляемую опекунам, согласуется с положениями Указа, поскольку в нем говорится об ином виде компенсационного характера выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
Данный вывод подтверждается вышеуказанными нормативными актами.
Кроме того, сущность правоотношений опеки (попечительства), в том числе сущность платной опеки, исключает применение к ним норм трудового законодательства, а также оказание платной услуги по гражданско-правовому договору, поскольку воздействие норм права в этих случаях предполагает не охрану интересов исполнителя услуги, а охрану интересов подопечного лица. Отрицание трудоправового характера данных отношений влечет за собой невозможность применения к правам и обязанностям опекунов и попечителей, в том числе и приемных (патронатных) родителей, законодательства о труде и гражданско-правовых договоров по оказанию услуги в прямом смысле толкования такого договора. Нет у приемного родителя, да и не может быть права на отпуск, права на предоставление предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций. В то же время ответственность исполнителя не ограничивается пределами реального ущерба (см. ст. 238 ТК РФ).
Кроме того, по смыслу ч. 2 ст. 7 и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, установленный федеральным законом МРОТ гарантирован каждому работнику на территории Российской Федерации. А в соответствии с ч. 3 ст. 11 ТК РФ законодательными нормами о МРОТ (ст. ст. 133 и 421 ТК РФ, Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда") обязаны руководствоваться все работодатели - физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Установленное же В*** А.Я. гарантированное ст. 14 ФЗ РФ "Об опеке и попечительстве" вознаграждение за осуществление опеки над несовершеннолетним, значительно ниже предусмотренного законом МРОТ, гарантированного каждому работнику.
С учетом изложенного судебная коллегия находит необоснованным решение Управления Пенсионного Фонда РФ в Кормиловском районе Омской области о прекращении осуществления ежемесячной компенсационной выплаты В*** А.Я. и неверном применении к возникшей ситуации подпункта "д" пункта 6 Правил, предусматривающего прекращение осуществления компенсационной выплаты при выполнении лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
Поскольку решение суда также является необоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований истца.
Руководствуясь ст. 361-366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Кормиловского районного суда Омской области от 27 октября 2009 года отменить.
Принять новое решение:
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Кормиловском районе Омской области о прекращении компенсационных выплат В*** А. Я., осуществляющей опеку над несовершеннолетним ребенком-инвалидом Н***ом И.А., 16 июня 2004 года рождения.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Кормиловском районе Омской области возобновить выплату В*** А.Я. ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, начиная с 01.05.2009 года.
Председательствующий
Судьи: