Оренбургский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Оренбургский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
судья Ярыгина Е.Н. дело № 33-5848/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Имамова Ю.М., судей Жуковой Н.В. и Чердынцевой В.Г., при секретаре Ефимовой Ю.Г., рассмотрев 21 сентября 2011 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуковой Н.В. кассационное представление Уральского транспортного прокурора в лице Орской транспортной прокуратуры на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 14 июля 2011 года по гражданскому делу по иску Уральского транспортного прокурора к Линейному отделу внутренних дел на станции Орск Управления на транспорте МВД РФ по Уральскому Федеральному округу, ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить выявленные нарушения,
заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Уральский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ответчикам Линейному отделу внутренних дел на станции Орск Управления на транспорте МВД РФ по Уральскому Федеральному округу (далее - ЛОВД на станции Орск Управления на транспорте МВД РФ по Уральскому Федеральному округу) и ЮУЖД – филиалу ОАО «Российские железные дороги» указав, что Уральской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего порядок содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также соблюдения законодательства, регламентирующего порядок содержания административно арестованных лиц в ЛОВД на ст. Орск. Изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел расположен в здании ЛОВД на ст. Орск Управления на транспорте МВД РФ по Уральскому федеральному округу по адресу: <...>. Указанное здание принадлежит на праве собственности ОАО «РЖД» и передано ЛОВД в безвозмездное пользование по договору. Проведенной проверкой установлено, что руководством ЛОВД на ст. Орск нарушаются требования Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а именно: во всех камерах отсутствуют деревянные полы, шкафы для хранения продуктов питания, светильники дневного освещения, система приточной и/или вытяжной вентиляцией. Кроме того, в ИВС отсутствует комната для свидания, а также камера для дезинфекции вещей. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований и ведомственных нормативных актов к содержанию помещения изолятора временного содержания затрагивает интересы значительного числа гpаждан, точную численность и персональный состав которых определить невозможно. На основании ст.ст.12,1065 ГК РФ просил возложить на ЛОВД на ст. Орск Управления на транспорте МВД РФ по Уральскому федеральному округу, Южно-Уральскую железную дорогy - филиал ОАО «Российские железные дороги» обязанность в срок до 01 июля 2011 года устранить выявленные нарушения федерального законодательства и ведомственных нормативных актов в помещении изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых путем проведения следующих мероприятий: настелить деревянные полы в камерах ИВС; оборудовать камеры ИВС шкафами для хранения продуктов питания; светильниками дневного освещения; системой приточной и/или вытяжной вентиляцией, комнатой для свидания, а также камерой для дезинфекции вещей.
Определением суда произведена замена ненадлежащего ответчика филиала ЮУЖД-филиал ОАО «РЖД» на надлежащего ответчика ОАО «РЖД».
Впоследствии истец уточнил требования и окончательно просил суд обязать ОАО «РЖД» произвести ремонтные работы в ИВС ЛОВД на ст.Орск: настелить деревянные полы, оборудовать камеры ИВС светильниками дневного освещения, оборудовать камеры ИВС системой приточной и/или вытяжной вентиляцией, оборудовать камеры ИВС комнатой для свидания, оштукатурить и окрасить стены камер ИВС, обязать ЛОВД на ст.Орск оборудовать камеры ИВС шкафами для хранения продуктов питания, обязать ЛОВД на ст.Орск и ОАО «РЖД» оборудовать ИВС камерой для дезинфекцией.
Определением суда от 14 июля 2011 года производство по делу прекращено в части исковых требований по оборудованию камер ИВС системой приточной и вытяжной вентиляции, оборудованию камеры для дезинфекции вещей, в связи с отказом истца от исковых требований.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель истца ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ЛОВД на станции Орск ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования в части установки в двух камерах ИВС шкафов для хранения продуктов питания признала, пояснив, что ЛОВД заложены в смету денежные средства на установку данных шкафов. Полагала, что по закону «О полиции» выполнение ремонтных работ в помещении должно возлагаться на ОАО «РЖД» как собственника здания. Для оборудования комнаты для свиданий требуется перепланировка помещения в виде устройства дополнительных перегородок, разрешение на перепланировку не оформлялось.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и суду пояснила, что отсутствуют правовые основания для возложения обязанности по проведению капитального ремонта на ОАО «РЖД». По условиям договора от 01.01.2007 года, заключенного между ОАО «РЖД» и Управлением на транспорте МВД РФ по Уральскому Федеральному округу, не прошедшего государственной регистрации в ЕГРП, ОАО «РЖД» передало в безвозмездное пользование помещения по адресу: <...> а, которые ЛОВД на станции Орск использует для размещения ИВС. Техническая эксплуатация данных помещений согласно Закону «О полиции» должна осуществляться за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, но никак не за счет средств ОАО «РЖД». Истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что переданные ЛОВД на станции Орск помещения не соответствуют санитарно-техническому состоянию, требования основаны на том, что помещения не могут эксплуатироваться под ИВС. ОАО «РЖД» не обязано содержать переданные ЛОВД на станции Орск помещения в соответствии с требованиями законодательства о содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей. Кроме того, в представленном акте проверки ИВС от 12.04.2011 года не указан адрес помещения, которое осматривалось, какие камеры осматривались, представитель ОАО «РЖД» для осмотра не приглашался, отсутствует техническое заключение о необходимости капитального ремонта, не определены виды и объемы работы. Показания свидетеля следует оценивать критически, поскольку он не является специалистом в области строительства. Доказательства технической возможности проведения в здании перепланировки и переоборудования истцом не представлено, в отсутствие положительного заключения ОАО «РЖД» категорически возражает против проведения данных работ. Необходимость проведения капитального ремонта определяется ссудодателем согласно техническому заключению, составленному организацией, имеющей соответствующую лицензию. В данном помещении ОАО «РЖД» в качестве финансовой помощи уже выполняло капитальные ремонтные работы два года назад.
Представитель третьего лица Управления на транспорте МВД РФ по Уральскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, Управление было надлежаще извещено о времени и месте судебного заседания.
Решением суда исковые требования Уральского транспортного прокурора удовлетворены частично, суд постановил обязать ЛОВД на станции Орск Управления на транспорте МВД РФ по Уральскому Федеральному округу в срок до 25 декабря 2011 года установить в двух камерах ИВС два шкафа для хранения продуктов питания. В остальной части требований к ОАО «Российские железные дороги» отказано.
В кассационном представлении Уральский транспортный прокурор просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора об обязании ОАО «РЖД» провести капитальный ремонт помещения ИВС ЛОВД на станции Орск путем оборудования камер ИВС светильниками дневного освещения, комнатой для свидания, оштукатуривания и окраски стен краской, ссылаясь на его незаконность.
В возражениях на кассационное представление ОАО «РЖД» просит решение оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, при этом исходит из следующего.
Поскольку решение суда в части удовлетворения требований о обязании ЛОВД на станции Орск Управления на транспорте МВД РФ по Уральскому Федеральному округу в срок до 25 декабря 2011 года установить в двух камерах ИВС два шкафа для хранения продуктов питания не обжаловалось, законность и обоснованность решения суда в этой части судебной коллегией не проверялись, а поэтому оно подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отказывая в удовлетворении требования об обязании ОАО «РЖД» провести капитальный ремонт помещения ИВС ЛОВД на станции Орск путем оборудования камер ИВС светильниками дневного освещения, комнатой для свидания, оштукатуривания и окраски стен краской, суд руководствовался Федеральными законами «О полиции», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и пришел к выводу, что ремонтные работы, в том числе связанные с проведением капитального и текущего ремонта являются расходными обязательствами федерального бюджета, закон не возлагает обязанность по их выполнению на транспортные организации, безвозмездно передавшие помещения для их эксплуатации полиции, а потому у суда отсутствуют правовые основания для возложения на ОАО «РЖД» обязанности по капитальному ремонту помещений ИВС ЛОВД на станции Орск.
Кроме того, суд не принял в качестве доказательства необходимости проведения капитального ремонта представленный истцом акт проверки ИВС ЛОВД на станции Орск от 30.06.2011 г., поскольку он составлен лицами, не имеющим специальных познаний в области строительства. Также суд учел, что прокурором не указано правового основания для выполнения ответчиком гладкого оштукатуривания стен и нанесения именно клеевой, а не другой краски, не представлено техническое заключение о возможности оборудования камер ИВС светильниками дневного освещения, а также проект перепланировки помещения ИВС ОВД на станции Орск с целью устройства комнаты свидания, в связи с чем требования прокурора нельзя признать законными и обоснованными.
С выводами суда судебная коллегия соглашается. Судебная коллегия полагает, судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, в соответствии со ст.67 ГПК РФ дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, правильно применены нормы материального права. Постановленное по делу судебное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Доводы кассационного представления, по сути, сводятся к несогласию с принятым судом решением и переоценке выводов суда, что не может служить основанием для его отмены.
При рассмотрении дела нарушение норм материального права, а также норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 14 июля 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационное представление Уральского транспортного прокурора в лице Орской транспортной прокуратуры - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: