ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-588/2011 от 15.02.2011 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

  Судья Кузнецова Э.Р. Дело № 33-588/2011 г.

  К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

  г.Ульяновск 15 февраля 2011 г.

  Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

  председательствующего Колобковой О.Б.,

  судей Камаловой Е.Я., Булгакова Г.М.,

  при секретаре Тарановой А.О.

  рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 24 января 2011 года, по которому суд решил:

  Исковые требования Кобзаревой Е*** И*** к Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возмещении материального ущерба удовлетворить.

  Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Кобзаревой Е*** И*** в возмещение материального ущерба 56 809 руб. 00 коп., убытки в размере 8000 руб. 00 коп., судебные расходы в виде возврата государственной пошлины в сумме 400 руб. 00 коп., расходы по оплате услуг адвоката в размере 1500 руб. 00 коп., а в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Кобзаревой Е*** И*** в возмещение материального ущерба 56 809 руб. 00 коп., убытки в размере 8000 руб. 00 коп., судебные расходы в виде возврата государственной пошлины в сумме 400 руб. 00 коп., расходы по оплате услуг адвоката в размере 1500 руб. 00 коп.

  Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» расходы по проведению экспертизы в сумме 14 210 руб. 00 коп., а в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» расходы по проведению экспертизы в размере 14 210 руб. 00 коп.

  Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в сумме 1744 руб. 27 коп., а в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в сумме 1744 руб. 27 коп.

  Заслушав доклад судьи Колобковой О.Б., выслушав истицу Кобзареву Е.И., просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

  У С Т А Н О В И Л А:

  Кобзарева Е.И. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возмещении материального ущерба.

  В обоснование требований истица указала, что 13 ноября 2009 г. в результате чрезвычайной ситуации на ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны РФ её имуществу причинен материальный ущерб, а именно принадлежащий ей и ее дочери жилой дом по адресу: г. У***, ул. В***, д.***, получил повреждения: образовались трещины на стенах дома, выбиты стекла, деформированы оконные рамы, потолок, разорвались обои, деформирована входная дверь. Стоимость восстановительного ремонта составляет 79 303 руб. 59 коп. Указанную сумму истица просила взыскать с ответчиков. Кроме того, просила взыскать расходы по проведению оценки в размере 8000 рублей, возврат госпошлины 400 руб. и расходы по оплате услуг адвоката 1500 руб.

  В ходе рассмотрения дела истица уточнила исковые требования в части взыскания стоимости восстановительного ремонта, просила взыскать в свою пользу 56 809 руб.

  Разрешив спор, суд принял решение, приведённое выше.

  В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации не соглашается с решением суда в части возложения на министерство субсидиарной ответственности за причиненный истцу вред, просит решение суда в этой части отменить и в удовлетворении иска отказать. При этом указывает, что распоряжением Правительства Ульяновской области от 13.11.2009г. в связи с взрывами на ФГУП «31 Арсенал» был введен режим чрезвычайной ситуации, поэтому возмещение вреда должно производиться в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно ст. 24 названного закона финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации межрегионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, исполняется органом государственной власти субъекта за счет собственных доходов и может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета. Решение о взыскании с министерства денежных средств в порядке субсидиарной ответственности в случае недостаточности денежных средств у ФГУП «31 Арсенал» носит политический, а не правовой характер. Статья 62 ГК РФ, на которую сослался суд, не содержит указания на субсидиарную ответственность учредителя при ликвидации предприятия. Нормами ГК РФ и Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что собственник имущества предприятия не несет ответственности по его обязательствам, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. Решения арбитражного суда, устанавливающего банкротство ФГУП «31 Арсенал» по вине Министерства обороны Российской Федерации, не имеется. Исходя из буквального толкования положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» субсидиарная ответственность собственника имущества по долгам предприятия может быть установлена только после реализации имущества предприятия. О платежеспособности ФГУП «31 Арсенал» и необходимости обращения в суд с заявлением о банкротстве можно будет судить только после составления промежуточного ликвидационного баланса предприятия.

  В заседание суда кассационной инстанции ответчики не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

  Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

  Согласно ст. ст. 12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

  В соответствии с собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении, суд пришел к объективному выводу об удовлетворении заявленных истицей требований.

  Материалами дела установлено, что Кобзарева Е.И. является собственницей 1file=php/eatext.php доли дома *** по ул. В*** в г. У***. В связи с причинением ее дому повреждений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 13.11.2009г. на ФГУП «31 Арсенал», истица просила взыскать в ее пользу стоимость восстановительного ремонта дома в размере 56 809 руб.

  Постановлением первого заместителя руководителя следственного управления СК при Прокуратуре Российской Федерации по Ульяновской области от 13.11.2009 года возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 293, ч. 3 ст. 349 УК РФ по факту того, что 13.11.2009 года около 16 часов на территории войсковой части 34236, расположенной на улице А*** П*** в З*** районе г. У***, в результате нарушения правил обращения с боеприпасами, взрывчатыми и иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, а также неисполнения должностными лицами контролирующих органов своих должностных обязанностей, произошли множественные взрывы, повлекшие за собой по неосторожности смерть двух и более лиц, причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью людей, уничтожение военной техники и иные тяжкие последствия.

  По указанному факту взрыва и пожара в в/ч 34236, повлекшего гибель военнослужащих и причинение вреда имуществу постановлением заместителя руководителя военного следственного отдела по Ульяновскому гарнизону от 13.11.2009 г. возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 217 УК РФ.

  Указанные дела 16.11.2009 были объединены в одно производство.

  Из акта проверки № 611/41-09К от 04.12.2009 ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, проведенной Федеральной службой по оборонному заказу (Рособоронзаказ), следует, что около 15 час. 30 мин. 13.11.2009 в цехе боеприпасов № 1 на участке 2 в ходе работ по разборке артиллерийского боеприпаса произошло возгорание, предположительно, в результате неосторожного обращения с ним. Вследствие возникшего пожара произошла детонация боеприпасов, находящихся в цехе № 1 на участке 2. В дальнейшем в результате пожара детонировали боеприпасы цехов № 1 участок 1, цехов №№ 2 и 3. Основные разрушения произошли в результате пожара и действия взрывной волны, радиус поражения до 5 км.

  Судом установлено также, что образовавшаяся в результате взрыва в ФГУП «31 Арсенал» МО РФ 13.11.2009 взрывная волна повредила жилой дом, принадлежащий Кобзаревой Е.И., расположенный на улице В***, *** в З*** районе г. У*** в непосредственной близости от эпицентра взрыва. Стоимость необходимых ремонтно-восстановительных работ по устранению дефектов, имеющихся в доме, возникших в результате действия взрывной волны, согласно судебной строительно-технической экспертизы от 11.01.2011 года составляет 56 809 руб.

  Постановлением заместителя руководителя ВСО по Ульяновскому гарнизону от ***г. Кобзарева Е.И. признана потерпевшей по уголовному делу, возбужденному по факту взрыва на ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, в связи с причинением ей имущественного вреда.

  Статья 1079 ГК РФ обязывает юридических лиц и граждан, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

  Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

  Согласно Уставу Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны РФ, утвержденному приказом Главкома ВМФ РФ от 26.12.2001 № 478, ФГУП «31 Арсенал», ранее именовавшееся государственное унитарное предприятие «Войсковая часть 34236» (правопреемник хозрасчетного подразделения войсковой части 34236), является коммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации. Функции учредителя предприятия осуществляют Министерство имущественных отношений Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п.п. 1.1-1.4).

  Предприятие осуществляет деятельность, определенную уставом, в целях производства продукции, выполнения работ и услуг для нужд Министерства обороны РФ, а также удовлетворения других общественных потребностей и получения прибыли, в том числе, изготовление, ремонт и все виды регламентных работ с вооружением и военной техникой в соответствии с государственным контрактом на выполнение работ по государственному оборонному заказу; изготовление, переработку, хранение и распространение метательных зарядов и взрывчатых материалов промышленного назначения; производство, распространение и ремонт оборудования и приборов взрывного дела; организацию и проведение совместно с предприятиями промышленности аттестации оружия и вооружения с целью продления сроков службы и совершенствования образцов вооружения и военной техники; проведение утилизации систем вооружения, военной техники и боеприпасов в соответствии с Гособоронзаказом, а также реализацию продуктов утилизации и т.п. (п.п. 2.1, 2.2).

  Имущество ФГУП «31 Арсенал» МО РФ согласно п. 3.1 устава (в том числе здания цехов №№ 1, 2, 3, расположенные на территории войсковой части 34236) находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. В указанных цехах ФГУП «31 Арсенал» МО РФ осуществляет свою производственную деятельность, связанную с использованием взрывчатых веществ, следовательно, является владельцем источника повышенной опасности, обязанным отвечать за вред, причиненный данным источником.

  В то же время суд установил, что Министерством обороны РФ принято решение о ликвидации ФГУП «31 Арсенал» МО РФ (приказ от 14.06.2010 № 654). При этом находившиеся в ОСП по Заволжскому району г. Ульяновска УФССП по Ульяновской области на исполнении исполнительные листы о взыскании с указанного предприятия сумм возмещения вреда переданы в ликвидационную комиссию. Предприятие имеет значительные непогашенные долги, связанные с причиненным ущербом.

  При таких обстоятельствах суд на основании п. 3 ст. 56, п. 7 ст. 114 ГК РФ пришел к правильному выводу о том, что субсидиарная ответственность по возмещению вреда, причиненного Кобзаревой Е.И. действиями ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, должна быть возложена на его учредителя – Министерство обороны РФ.

  Доводы, приведенные представителем Министерства обороны РФ в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

  В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ (утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 (ред. от 26.08.2010)) Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, и имеет полномочия по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств; координации заказов на разработку, закупку, сервисное обслуживание, модернизацию и ремонт вооружения и военной техники общего применения для войск, воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники; организации эксплуатации, модернизации и ремонта вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах; осуществлению в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (п.п. 48,49,52,71).

  Согласно Постановлениям Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», от 03.12.2004 № 739 (ред. от 31.12.2009) «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности. Реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, в форме слияния и присоединения, а также их ликвидация осуществляются по решению Министерства обороны РФ.

  Приказом Министра обороны РФ № 654 от 14.06.2010 года принято решение о ликвидации ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в срок до 30.09.2010 года и Главкому ВМФ поручено создать ликвидационную комиссию для проведения ликвидации ФГУП «31 Арсенал» МО РФ.

  Приказом Главкома ВМФ № 304 от 15.06.2010 назначена ликвидационная комиссия по расформированию ФГУП «31 Арсенал» МО РФ.

  Уведомление о принятии Министерством обороны РФ, как учредителем, решения о ликвидации ФГУП «31 Арсенал» МО РФ направлено 26.07.2010 года в ИФНС по Заволжскому району г. Ульяновска для внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ.

  До настоящего времени ликвидация не завершена.

  Пунктом 7 статьи 114 ГК РФ предусмотрено, что собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса.

  Пункт 3 статьи 56 ГК РФ содержит указание на то, что, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

  Судом бесспорно установлено, что в отношении ФГУП «31 Арсенал» МО РФ имеются неисполненные исполнительные документы о возмещении причиненного вреда. Заявления о возмещении вреда, причиненного жителям, проживающим в Заволжском районе г. Ульяновска, и организациям, расположенным в Заволжском районе г. Ульяновска, в результате взрыва в ФГУП «31 Арсенал» МО РФ продолжают рассматриваться судами Ульяновской области, и реестр кредиторов окончательно не определен.

  Данные обстоятельства известны также Министерству обороны РФ. Несмотря на это, учредитель принял решение о ликвидации предприятия, фактически лишив его возможности за счет собственных средств и прибыли от дальнейшей коммерческой деятельности возместить причиненный вред.

  В соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека, изложенной в Постановлении ЕСПЧ от 06.12.2007 по делу «Александрова против Российской Федерации», Постановлении ЕСПЧ от 12.04.2007 по делу «Григорьев и Какаурова против Российской Федерации», Постановлении ЕСПЧ от 01.02.2007 по делу «Шлепкин против Российской Федерации», государство должно нести ответственность за действия или бездействие государственного унитарного предприятия, поскольку по законодательству Российской Федерации собственник унитарного предприятия сохраняет право собственности на имущество предприятия, утверждает его сделки с этой собственностью, контролирует управление предприятием и принимает решения относительно того, следует ли предприятию продолжать свою деятельность или его необходимо ликвидировать.

  По мнению ЕСПЧ, недостаточная урегулированность Российским гражданским законодательством вопросов погашения государством долгов государственных унитарных предприятий при их ликвидации не может освобождать государство в лице его исполнительных органов от оплаты таких долгов, тем более, в пользу граждан.

  Таким образом, возложение на учредителя ФГУП «31 Арсенал» МО РФ – Министерство обороны РФ обязанности по возмещению вреда, причиненного предприятием, в порядке субсидиарной ответственности нельзя признать противоречащим закону.

  Ссылку в кассационной жалобе на то, что поскольку в связи с происшествием на ФГУП «31 Арсенал» МО РФ Правительство Ульяновской области распоряжением от 13.11.2009 объявило о введении режима чрезвычайной ситуации, то оно и должно принять на себя ответственность по возмещению вреда в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», судебная коллегия находит несостоятельной и основанной на неправильном толковании названного закона, который не предусматривает обязанности органа государственной власти субъекта федерации по возмещению вреда, причиненного в ходе чрезвычайной ситуации, если известен конкретный причинитель вреда, который в силу требований гражданского законодательства обязан возместить причиненный вред.

  В связи с тем, что вред причинен в результате осуществления деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, государственным унитарным предприятием, которое существует до настоящего времени и учредителем которого является федеральный орган исполнительной власти в лице Министерства обороны РФ, возложение ответственности на субъект федерации недопустимо.

  Не является основанием к отмене решения суда также довод кассационной жалобы о преждевременности решения вопроса о субсидиарной ответственности Министерства обороны РФ и отсутствии решения арбитражного суда о признании ФГУП «31 Арсенал» МО РФ банкротом.

  Статьей 35 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 02.07.2010) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусмотрена необходимость обращения в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом в случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

  Такое же положение содержится в пункте 3 статьи 9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О несостоятельности (банкротстве)».

  Пункт 2 статьи 3 названного Федерального закона относит к признакам банкротства неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

  Между тем заявления о признании ФГУП «31 Арсенал» МО РФ банкротом ликвидационная комиссия, созданная в соответствии с приказом МО РФ, в арбитражный суд не подавала. Таким образом, поскольку решение вопроса о банкротстве предприятия в настоящее время зависит от действий его учредителя, ставить в зависимость от наличия решения о банкротстве возможность субсидиарной ответственности учредителя за ущерб, причиненный предприятием, не следует.

  Кроме того, установление судом субсидиарной ответственности Министерства обороны РФ означает, что взыскание с министерства будет произведено лишь в случае отсутствия денежных средств у предприятия, достаточных для исполнения судебного решения.

  В случае выплаты взысканной судом денежной суммы за счет средств ФГУП «31 Арсенал» МО РФ субсидиарная ответственность Министерства обороны Российской Федерации не наступит, и интересы министерства не будут нарушены. В случае отсутствия у предприятия денежных средств, достаточных для исполнения решения, возмещение причиненного государственным предприятием вреда в силу приведенной выше позиции ЕСПЧ должно быть произведено федеральным органом исполнительной власти, в ведомственной подчиненности которого находится данное предприятие.

  В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

  Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

  О П Р Е Д Е Л И Л А:

  Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 24 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.

  Председательствующий

  Судьи