ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-593 от 17.03.2011 Тульского областного суда (Тульская область)

Стр. 54

Дело № 33 – 593                                      Судья Щербакова Н.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 марта 2011 года                                                            город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой С.Б.,

судей Луниной Т.Д., Колотовкиной Л.И.,

при секретаре Моисеевой Ю.А.

    рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Тулы от 14 декабря 2010 года по делу по иску ФИО8, ФИО10, действующих в своих интересах, интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4 и ФИО5 к администрации г. Тулы о признании семьи участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2006-2010г.г.», о выдаче свидетельства на приобретение жилья.

Заслушав доклад судьи Федоровой С.Б., судебная коллегия

установила:

ФИО8, ФИО10, действующие в своих интересах, интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований ссылались на то, что 24.04.1999 года они вступили в брак, от брака у них имеются трое несовершеннолетних детей: ФИО3, ФИО4, ФИО5

В октябре 2008 г. по их письменному обращению их семья была признана участницей муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2006-2010 года», о чем истцы были уведомлены письмом. Также их семья была включена в список молодых семей, которым планируется выдать субсидию на приобретение или строительство жилья в 2010 году.

В соответствии с постановлением администрации г. Тулы от 16.12.2009 г. № молодая семья Федосовых составом 5 человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2006-2010 года», однако свидетельство на приобретение жилья их семье так и не было выдано.

В феврале 2010 г. они были поставлены в известность, что их семья исключена из списков участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2006-2010 года», в связи с достижением супругом ФИО8 35-летнего возраста.

Истцы просили суд признать молодую семью ФИО8 участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2006-2010 года» и обязать администрацию города Тулы выдать семье ФИО8 свидетельство на приобретение жилья.

Определениями суда от 17.11.2010 г., 01.12.2010 г. на основании ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены Департамент строительства Тульской области, Комитет Тульской области по молодежной политике, Департамент финансов Тульской области, Департамент Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике.

Истцы ФИО8, ФИО10 в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представили суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель истцов ФИО8, ФИО10 по доверенности ФИО2 поддержала исковые требования истцов и просила их удовлетворить.

Представитель администрации города Тулы по доверенности ФИО6 возражала против удовлетворения исковых требований Федосовых, в обосновании возражений указала, что в соответствии с постановлением администрации г. Тулы от 16.12.2009 г. № молодая семья ФИО8 составом 5 человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с чем, стала участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2006-2010 года».

На момент включения семьи истицы в список участников, семья соответствовала всем требованиям, установленным законодательством, для того, чтобы являться участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2006-2010 годы».

Администрацией Тульской области главам муниципальных образований Тульской области в целях уточнения списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по Тульской области в 2010 году и утверждения списков семей-претендентов на получение субсидий в 2010 году было поручено представить в срок до 10 февраля 2010 года в Департамент Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике уточненные списки молодых семей-участников Программы 2010 года, а также копии документов, как подтверждающих признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий, так и подтверждающих исключение молодых семей из ранее утвержденного списка.

Согласно протокола № от 15.01.2010 года заседания комиссии по признанию молодых семей участниками муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 -2012 годы», комиссия решила исключить молодую семью ФИО8 составом 5 человек (она, сыновья ФИО3, ФИО4, дочь ФИО5, муж ФИО10) из списка участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2006 - 2010 годы» в связи с тем, что возраст супруга истицы - ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, превысил 35 лет.

На основании указанного факта в силу подпункта «а» п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, которым установлено, что возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет, Постановлением Администрации города Тулы № 657 от 25 февраля 2010 года семья истицы была исключена из списка претендентов на получение социальной выплаты.

Полагает, что исключение семьи истицы ФИО8 из списка претендентов на получение социальной выплаты в рамках муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2006-2010 года», является законным, поскольку соответствует требованиям действующего законодательства.

Представитель третьего лица Департамента Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, просил суд в иске Федосовым отказать.

Представители третьих лиц Департамента строительства Тульской области, Комитета Тульской области по молодежной политике, Департамента финансов Тульской области, Управления по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Тулы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

        Решением Центрального районного суда г. Тулы в удовлетворении исковых требований ФИО1 было отказано.

        В кассационной жалобе представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.

        Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы представителя ФИО1- ФИО2, выслушав объяснения ФИО9, их представителя по доверенности ФИО2, возражения представителя администрации г. Тулы по доверенности ФИО7, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы. В состав указанной целевой программы входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации данной подпрограммы.

Согласно п. 5 вышеназванных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на деньпринятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 указанных Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с п. 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 указанных Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.

Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета (п. 18 Правил).

В соответствии с п. 20 Правил государственный заказчик подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, проводит конкурсный отбор (конкурсные отборы) субъектов Российской Федерации для участия в реализации подпрограммы в соответствии с условиями участия и оценочными критериями, определенными подпрограммой.

Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до    1    сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 21 Правил).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей — участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Решением Тульского городской Думы от 12.07.2006 года № 16/289 была утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2006 - 2010 годы», разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.08.2005 г. № 1183-р, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 979 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2008 г. № 257 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 866».

Указанная муниципальная целевая программа являлась составной частью областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на период 2006 - 2010 годы», а также подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Разделом V муниципальной целевой программы регламентировалось, что администрация города Тулы, участвующая в реализации областной программы, осуществляет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных молодыми семьями документов, формирует списки молодых семей для участия в областной программе в планируемом году и представляет их в администрацию Тульской области.

Администрация Тульской области на основании списков, полученных от администрации города Тулы и иных органов местного самоуправления Тульской области, формирует список молодых семей для участия в областной программе в планируемом году и утверждает его.

На основании утвержденного сводного списка молодых семей администрация Тульской области формирует заявку на выделение средств федерального бюджета для софинансирования областной программы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением комиссии по признанию молодых семей участниками муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2006-2010 гг.» молодая семья ФИО8 с составом семьи пять человек ( она, муж ФИО10 и трое детей), были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и участниками муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2006-2010 годы».

Постановлением администрации города Тулы от 16 декабря 2009 года № была утверждена выписка из протокола № от 31.10.2008 года заседания комиссии по признанию молодых семей участниками муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2006-2010 годы». Данным решением семья ФИО8 составом 5 человек (она, сыновья ФИО3, ФИО4, дочь ФИО5, муж ФИО10) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2006-2010 годы».

На момент включения семьи истицы в список участников, семья соответствовала всем требованиям, установленным законодательством, для того, чтобы являться участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2006-2010 годы».

Администрацией Тульской области главам муниципальных образований Тульской области в целях уточнения списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по Тульской области в 2010 году и утверждения списков семей-претендентов на получение субсидий в 2010 году было поручено представить в срок до 10 февраля 2010 года в Департамент Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике уточненные списки молодых семей-участников Программы 2010 года, а также копии документов, как подтверждающих признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий, так и подтверждающих исключение молодых семей из ранее утвержденного списка.

Согласно разделу III муниципальной целевой программы участником подпрограммы могла быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья).

В соответствии с утвержденным постановлением администрации города Тулы от 19.06.2009 г. № 1755 Положением об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы», участницей Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (п. 1.2 Положения).

В соответствии с п. 5.7 Положения основаниями для отказа в признании молодой семьи участником Программы являются несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в данном Положении.

Согласно п.23 вышеназванного Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 в ред. от 27.01.2009 г. «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей — участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.

Из содержания данных норм следует, что Правительство РФ в соответствии со своими полномочиями, в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи определила в вышеназванных Правилах специальные условия для получения молодой семьи социальной выплаты, которые должны быть соблюдены на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты: признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на момент принятия решения органом исполнительной власти субъекта РФ.

Как следует из протокола № от 15.01.2010 года заседания комиссии по признанию молодых семей участниками муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 -2012 годы», комиссия приняла решение исключить молодую семью ФИО8 составом 5 человек (она, сыновья ФИО3, ФИО4, дочь ФИО5, муж ФИО10) из списка участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2006 - 2010 годы» в связи с тем, что возраст супруга истицы - ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, превысил 35 лет.

На основании указанного факта, а также в силу подпункта «а» п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, постановлением администрации города Тулы № 657 (п.п. 1.8) от 25 февраля 2010 года семья истицы была исключена из списка претендентов на получение социальной выплаты.

Данное решение Администрации г. Тулы ФИО1 не оспаривается; на момент разрешения спорных правоотношений оно не отменено и не признано недействительным в установленном законом порядке.

Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исключение семьи истицы ФИО8 из списка претендентов на получение социальной выплаты в рамках муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2006-2010 года» соответствует требованиям действующего законодательства, регламентирующего вопросы предоставления социальной выплаты молодой семье.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, что нарушены права молодой семьи на получение социальных выплат на приобретение жилья, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции. Закрепив право молодой семьи на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотрела и специальные условия для получения выплаты ( подпункт «а» пункта 5 и подпункт «г» пункта 15 Правил) – признание молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа) и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.

Другие доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального закона, поскольку первоначальное включение семьи в список молодых семей - участников Программ не является правовой гарантией для последующего обязательного включения указных лиц в список молодых семей – претендентов на получение соответствующих социальных выплат в случае утраты оснований для такого включения, в том числе в связи с достижением предельного возраста.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Тулы от 14.12.2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 – без удовлетворения.

        Председательствующий - 

        Судьи –