ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-6119-2011 от 16.08.2011 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья                  Кошелева А.П.                 

Докладчик          Петрунина И.Н.                                  Дело № 33-6119-2011

КАССАЦИОННОЕ     ОПРЕДЕЛЕНИЕ

         Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда  в составе:

председательствующего   Дронь Ю.И.

судей        Петруниной И.Н., Савельевой М.А.

при секретаре Егоровой И.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 16 августа   2011 года кассационное представление  Карасукского транспортного прокурора на решение  Железнодорожного  районного суда г. Новосибирска от 15  апреля 2011 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований  Карасукского транспортного прокурора.

Заслушав доклад судьи областного суда Петруниной И.Н.,  объяснение представиться ОАО «РЖД» Поповой М.Е., заключение   прокурора Крановой Ж.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Карасукский  транспортный прокурор, в интересах неопределенного круга  лиц,  обратился  с иском к ОАО «РЖД», в обосновании иска  указал, что при проверке исполнения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте в Локомотивном эксплуатационном депо Карасук - структурном подразделении Западно-Сибирской железной дороги - филиале ОАО «РЖД», были установлены  нарушения   Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». В эксплуатации у Локомотивного эксплуатационного депо Карасук - структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги-филиал ОАО «РЖД» находятся электровозы ВЛ80С №018, 009 ,007, 006. Согласно указанию Департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» ЦТр.назначенный срок службы электровозов ВЛ80С установлен 30 лет со дня зачисления в парк. Аналогичное положение предусмотрено «Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года №1.

Электровоз ВЛ80С №018 построен 30 июля 1980 года, зачислен в парк дороги 30 июля 1980 года, назначенный срок службы истек 30 июля 2010 года; электровоз ВЛ80С № 009 построен 30 июня 1980 года, зачислен в парк дороги в июне 1980 г., назначенный срок службы истек в июне 2010 года; электровоз ВЛ80С №007 построен 29 июня 1980 года, зачислен в парк дороги 27 июля 1980 года, назначенный срок службы истёк 27июля 2010 года;  электровоз ВЛ80С № 006 построен 28 июня1980 года, зачислен в парк 10 августа 1980 года, назначенный срок службы истёк 10 августа 2010 года.

Согласно пункта 4.10 ГОСТ 27.002-89, в случае истечения назначенного срока службы эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

Вопреки приведённым требованиям, названные электровозы эксплуатируются с 1980 года по настоящее время, чтоне отвечает требованиям безопасности, что создаёт угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределённого круга лиц.

Просит  суд  на основании статей 12, 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации признать незаконной эксплуатацию электровозов серии ВЛ-80С № 006, 007, 018, 009 и  запретить ответчику их эксплуатацию.

Судом постановлено вышеуказанное решение, обжалуемое  Карасукским транспортным прокурором.

В кассационном представлении  просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Дело направить на новое рассмотрение  в тот же суд.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного  представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении   исковых требований прокурора, суд пришел к выводу о том, что срок службы  электровозов ВЛ80С  составляет    33 года, который на момент  рассмотрения дела не истек, в связи с чем,  оснований  для  запрету  эксплуатации указанных  электровозов не имеется. При этом суд руководствовался техническим условиям завода изготовителя ТУ 16-530.254-80 (таблица 25), приложением №ЦТтр-7/111 к письму Департамента локомотивного хозяйства от 30 марта 2009 года №ЦТтр-7/115 и заключением Дирекции тяги от 2 ноября 2010 года.

Доводы кассационного представления о том, что  при определении назначенного срока  эксплуатации электровозов  ВЛ80С, суду следовало  применять Указание от 21января 1991года №ЦТЛ-32 «Об утверждении нормативных сроков службы тягового подвижного состава» и  Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденных  Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года №1 правильными  признаны быть не могут, так как основаны на неправильном применении и толковании норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Согласно статье 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», железнодорожный подвижной состав - локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а так же иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав. Электровоз - это локомотив с электрическим первичным источником энергии.

Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие  участники перевозочного процесса в пределах установленной  законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают  безопасные для  жизни и здоровья  пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов,  багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность (пункт 2 статьи 20  Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).
        Статьей 5 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», регламентирована обязанность изготовителя установить срок службы товара длительного пользования,  в том числе комплектующих изделий, которые по истечении определенного периода  могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителей, причинять вред имуществу или окружающей среде.

На каждый  из вышеуказанных электровозов магистрального типа ВЛ80С, заводом изготовителем  выданы технические условия ТУ 16-530.254,  согласованные  с заместителем Министра путей сообщения СССР, в которых  заводом-изготовителем установлен срок службы до списания  - 33 года (раздел 1.15  показатели  материалоемкости, надежности, долговечности и периодичности ремонта).

Этот  назначенный срок службы  электровозов ВЛ80С  подтвержден  письмом  Департамента  локомотивного хозяйства  ОАО «РЖД» от 30 марта 2009 года № ЦТтр-7/115, направленного  в адрес  эксплуатирующих служб (НЗТ, Т дорог РФ).

Таким образом, учитывая, что электровоз ВЛ80С №018 построен 30 июля 1980 года, зачислен в парк дороги 30 июля 1980 года; электровоз ВЛ80С № 009 построен 30 июня 1980 года, зачислен в парк дороги в июне 1980 г.; электровоз ВЛ80С №007 построен 29 июня 1980 года, зачислен в парк дороги 27 июля 1980 года;  электровоз ВЛ80С № 006 построен 28 июня1980 года, зачислен в парк 10 августа 1980 года,  назначенный срок их службы до настоящего времени не истек.

Судебная коллегия  соглашается с выводом суда первой инстанции о том,  что  постановление  Правительства  Российской Федерации   от 1 января 202 года № 1 «О классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы», инструкция  о порядке списания пришедших в негодность основных средств предприятий и учреждений железнодорожного транспорта», утвержденная указанием МПС Российской Федерации  от 31 декабря 1998 года №ЦФ-631 предусматривающее нормативный срок полезного использования электровозов ВЛ80С 30 лет, не регулирует спорные правоотношения, а используется для целей бухгалтерского учета,  амортизационных  отчислений и  налогообложения.  Указание МПС  СССР от 24 января 1991 года  №ЦТЛ-32 не является нормативно-правовым актом.

Необоснованность доводов кассационного представления, которые касаются толкования норм материального закона, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем, отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были проверены судом при разбирательстве дела и обоснованно по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на Законе и не подтверждены материалами дела.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.

Руководствуясь  статьей 360 Гражданского процессуального кодекса Российской  Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска  от 15 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационное представление Карасукского транспортного прокурора – без удовлетворения.

Председательствующий                                         Дронь Ю.И.

Судьи                                                                      Петрунина И.Н.

                                                                                Савельева М.А.