ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-6124/10 от 29.09.2010 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий:  Лебедева О.В.                            Дело № 33-6124/10

                               КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам

Омского областного суда в составе:

председательствующего  Холодовой М.П.,

судей областного суда Астапчук Р.В.,  Майера В.Е.,

при секретаре  Мищенко Г.А.

рассмотрела в судебном заседании от 29 сентября 2010 г. дело по кассационной жалобе ОАО «ЖКХ «Сервис» и кассационному представлению прокурора САО г.Омска  на решение Советского районного суда г.Омска от 12 августа 2010 г. которым постановлено: «Требования прокурора Советского административного округа г. Омска удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство «СЕРВИС» по выдаче копий лицевого счета за плату в размере 35 рублей, по взиманию платы в размере 60 рублей за оформление выписки из карточки Ф-9, справки об утрате в сумме 60 рублей, справки о проживании на день смерти в сумме 35 рублей, справки с места жительства в сумме 35 рублей, архивной справки в сумме 60 рублей, сведений о регистрации физического лица по месту жительства в сумме 35 рублей, за оформление формы 9 в сумме 35 рублей, формы 10 в сумме 50 рублей, за оформление листов убытия и прибытия в сумме 35 рублей, статистического талона убытия и прибытия в сумме 35 рублей, выписки дубликата листа убытия и прибытия в сумме 60 рублей, обязать ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство «СЕРВИС» прекратить выдачу вышеуказанных документов гражданам за плату.

Взыскать с  ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство «СЕРВИС» в пользу Болтенковой Нины Степановны 35 рублей».

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Майера В.Е., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор САО г. Омска обратился в суд с иском к ООО «ЖКХ «СЕРВИС» в интересах Болтенковой Н.С. и неопределенного круга лиц, указав, что в результате проведенной проверки по жалобе Болтенковой Н.С. установлено, что в управляющей компании ООО «ЖКХ «СЕРВИС» с 01.04.2009 года установлена плата за выдачу: копий лицевого счета в размере 35 рублей, за оформление выписки из карточки Ф-9 в размере 60 рублей, справки об утрате в сумме 60 рублей, справки о проживании на день смерти в сумме 35 рублей, справки с места жительства в сумме 35 рублей, архивной справки в сумме 60 рублей, сведений о регистрации физического лица по месту жительства в сумме 35 рублей, за оформление формы 9 в сумме 35 рублей, формы 10 в сумме 50 рублей, за оформление листов убытия и прибытия в сумме 35 рублей, статистического талона убытия и прибытия в сумме 35 рублей, выписки дубликата листа убытия и прибытия в сумме 60 рублей. 09.04.2009 года указанный прейскурант тарифов на оказываемые платные услуги по подготовке документов специалистами отдела учета и регистрации граждан ООО «ЖКХ «СЕРВИС»  был утвержден управляющим Захаровой Ж.В. Просят признать незаконными действия ООО «ЖКХ «СЕРВИС» по выдаче указанных документов за плату, обязать последнего прекратить выдачу вышеуказанных документов гражданам за плату, вернуть Болтенковой Н.П. 35 рублей.

В судебном заседании прокурор Чердакова Е.П. искового заявления поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ООО «ЖКХ «СЕРВИС» Еремина Е.В. исковые требования не признала, пояснила, что ответчик является управляющей компанией жилого дома по ул. 22 Апреля в г. Омске на основании договора управления. Ни в условиях договора, ни в каких-либо других документах нет соглашения между собственниками и управляющей компанией о выдаче вышепоименованных документов собственникам бесплатно, ответчик является коммерческой организацией, ведет коммерческую деятельность, тратит средства на заработную плату паспортистки, приобретение бумаги, оргтехники. ООО «ЖКХ «СЕРВИС» не отказывает в выдаче информации, но делает это за плату, что не запрещено законом.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель ООО «ЖКХ «СЕРВИС» с решением суда не согласился, считает, что суд нарушил нормы материального права, неправильно оценил представленные доказательства. Просит отменить постановленное решение.

Прокурор САО г.Омск кассационное представление отозвал до начала судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив жалобу, заслушав  представителя ответчика Еремину Е.В., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Чердакову Е.В., не согласившуюся с жалобой, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

21.11.2006 года между собственником квартиры Займаковым К.Г. и ООО «МУП «ЖКХ СЕРВИС» заключен договор управления многоквартирным домом сроком на 1 год, при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении управления по окончании срока его действия, настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условииях  (л.д. 27, 29-32).

По условиям данного договора «МУП «ЖКХ СЕРВИС» обязывается осуществлять любую, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (п. 2 договора), обязуется вести и хранить техническую документацию (базы данных) на многоквартирный дом, внутридомовое инженерное оборудование и объекты придомового благоустройства, а также бухгалтерскую, статистическую, хозяйственно-финансовую документацию и расчеты, связанные с исполнением договора (п. 3 договора).

В п. 2 приложения 5 из 10 к договору в перечне услуг (работ) по управлению многоквартирным домом указано: хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом, осуществление регистрационного учета граждан, в том числе выдача справок (л.д. 34).

В соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно ч.3 ст.162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в частности,  перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

Из смысла  указанных норм следует, что  перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, что включает в себя перечень услуг и работ по управлению жилым  домом (ч.2 ст.154 ЖК РФ), определяется соглашением сторон, и является предметом договора управления.

Предметом договора управления многоквартирным домом  является  оказание ответчиком собственникам помещений за плату  услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, организация предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в данном доме и лицам, пользующимся в этом доме помещениями, осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности, в том числе  решение вопросов пользования общим имуществом, обеспечение благоприятных  и безопасных условий  проживания граждан. В договоре управления предусмотрены права и обязанности сторон.

Из прейскуранта тарифов на оказание платных услуг, утвержденных управляющей ООО ЖКХ «Сервис» установлена плата за выдачу справок (л.д. 26) собственникам помещений многоквартирного дома.

В соответствии со ст.27  Конституции РФ  каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I
"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
(с изменениями от 2 ноября 2004 г., 18 июля 2006 г., 25 декабря 2008 г.) регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Согласно Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713)  (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 14 февраля 1997 г., 16 марта 2000 г., 14 августа 2002 г., 22 декабря 2004 г., 28 марта 2008 г.) регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Формы заявлений, свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой. Формы статистического учета, порядок обращения документов между органами регистрационного учета и органами статистического учета устанавливаются Федеральной миграционной службой по согласованию с Федеральной службой государственной статистики.

В соответствии с п.2 Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713)  (в редакции постановления Правительства РФ от 28 марта 2008 г. N 220 уполномоченные лица управляющей организации являются  ответственными  за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.

Приказом  Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. N 208 утверждён  «Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», который введён в действие с 03.02.2008 г.

В соответствии с п.6 Административного регламента, должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, а также ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства, являются должностные лица, в частности,  и коммерческих организаций. Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно (п.8).

Согласно п.32 Административного регламента на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и Интернет-сайтах ФМС России и ее территориальных органов размещается следующая информация:

извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы, регулирующие деятельность по предоставлению данной государственной услуги;

текст Регламента с приложениями (полная версия на Интернет-сайте и извлечения, включая формы заявлений о регистрации по месту пребывания и по месту жительства по установленной форме, на информационных стендах);

краткое описание порядка предоставления государственной услуги;

перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к этим документам требования;

образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;

месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса Интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимые для осуществления регистрационного учета;

схема размещения сотрудников и режим приема ими граждан;

порядок получения консультаций;

порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, предоставляющих государственную услугу.

Согласно п.35 Административного регламента консультации (справки) по вопросам предоставления государственной услуги осуществляются сотрудниками, исполняющими в соответствии с их должностными инструкциями настоящую государственную функцию, в том числе сотрудниками, специально выделенными для предоставления консультаций.

Консультации предоставляются по следующим вопросам:

о перечне документов, необходимых для получения данной государственной услуги, комплектности (достаточности) представляемых (представленных) документов;

об адресах иных организаций, участвующих в процессе предоставления государственной услуги;

о времени приема и выдачи документов;

о порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц в ходе предоставления государственной услуги.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют указанные в п.56 документы, в том числе, адресные листки прибытия по форме N 2 (приложение N 2 к Регламенту), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (приложение N 12 к Регламенту) - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению.

Согласно п.105, сотрудник, осуществляющий прием документов, несет ответственность за сохранность документов, соблюдение установленного срока рассмотрения, правильность и полноту их оформления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из п.108 следует, что сотрудник, уполномоченный на предоставление информации и исполнение запросов граждан на получение письменной консультации, несет ответственность за соблюдение установленного порядка предоставления информации, ее достоверность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.124 письменный ответ, содержащий результаты рассмотренного письменного обращения, направляется заявителю способом, указанным в письменном обращении, с предварительным информированием по телефону или по электронной почте (при наличии технической возможности).

Договор управления многоквартирным жилым домом   ООО «ЖКХ «Сервис» с Болтенковой Н.С. суду не представлен.

В месте с этим в материалах дела имеется договор управления многоквартирным жилым домом по ул.22 Апреля в г.Омске .  ООО «ЖКХ «Сервис» с гр-ом Займаковым К.Г. от 21.11.2006 г. (л.д.29), а также приложение перечня работ по содержанию многоквартирного дома, заверенное печатью ООО «ЖКХ «Сервис», согласно которому ответчик обязан вести техническую документацию по многоквартирному дому, осуществление регистрационного учета граждан, в том числе выдача справок (л.д.38-39).  

Таким образом, услуги, оказываемые паспортными службами ответчика по регистрационному учету собственников помещений многоквартирного жилого дома, по сбору документов для регистрации по месту пребывания и по месту жительства должны производиться бесплатно. Для реализации истцом своих прав  ему должны быть предоставлены соответствующие бланки с целью их заполнения.

В связи с чем, не может взиматься с истца, как и других собственников помещений многоквартирного жилого дома №  плата за заполнение заявления «О регистрации по месту жительства» -Форма № 6, заполнение заявления «О регистрации по месту пребывания»-Форма № 1, заполнение бланка «Листок убытия», «Листок прибытия», заполнение заявления  о снятии с регистрационного учёта по месту жительства, заполнение дубликата листка убытия, выдачу сведений о регистрации физического лица по месту жительства и других справок, связанных с  регистрацией  граждан по месту жительства и месту пребывания, ведением  регистрационного учёта.

Не предусмотрен Административным регламентом  вызов паспортиста на дом.  В пункте 124 регламента предусмотрено направление письменного ответа, содержащего результаты рассмотренного письменного обращения, способом, указанным в письменном обращении, с предварительным информированием по телефону или по электронной почте (при наличии технической возможности).

Выдача копии лицевого счёта истцу связана  с ведением  работниками  паспортных служб регистрационного учёта  собственников помещений многоквартирного жилого дома.

Услуги, указанные в приложении связаны с управлением многоквартирным жилым домом, в связи с чем требования ответчика об оплате вышеуказанных данных услуг не могут быть применены.

Кроме того, плата за эти услуги  не предусмотрена тарифами, утверждёнными органами местного самоуправления.

Постановлением  Мэра г. Омска от 20.11.2006 г. № 316-п утверждён Порядок передачи функций по управлению многоквартирными домами вновь выбранным управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам либо в случае непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме собственникам помещений (с изменениями от 12 декабря 2006 г., пунктом 7 которого рекомендовано  управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам либо в случае непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме собственникам помещений  руководствоваться настоящим Порядком.

Указанным Порядком утверждена примерная форма договора управления многоквартирным домом между собственниками помещений многоквартирного дома и управляющей организацией (приложение №2 к постановлению Мэра г. Омска от 20.11.2006 г. № 316-п). В договоре  определены обязанности управляющей организации, в частности, по управлению многоквартирным домом, в том числе, обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме;  принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;  представлять законные интересы собственников, в том числе в отношениях с третьими лицами.

Управляющая компания обязуется оказывать собственникам содействие в решении следующих вопросов: - оформление документов (копий), выписок, справок, связанных с правом собственности собственников на помещения; - оформление документов (копий), выписок, справок, связанных с перепланировкой помещения; - ремонт помещения; - перевод помещения из жилого в нежилое и из нежилого в жилое; - принятие мер для оформления и получения собственниками и членами их семей (для физических лиц) субсидий и дотаций, предусмотренных законодательством; - оказание собственникам содействия в оформлении документов для передачи помещений в аренду (п.3.1.5 договора).

Пунктом 3.1.4 примерной формы договора управления многоквартирным домом предусмотрена обязанность  управляющей компании  при оказании собственникам услуг по текущему и капитальному ремонту руководствоваться Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, иными действующими правовыми актами.

В пункте 1.8. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда указано, что  техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом: а) организацию эксплуатации; б) взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; в) все виды работы с нанимателями и арендаторами.

Содержание примерной  формы договора управления многоквартирным домом между собственниками помещений многоквартирного дома и управляющей организацией, утверждённой  постановлением  Мэра г. Омска от 20.11.2006 г. № 316-п, подтверждает, что услуги, указанные в приложении должны осуществляться бесплатно.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства для дела, права и обязанности сторон, надлежаще в соответствии со статьёй 67 ГПК РФ оценил представленные  по делу доказательства, а также правильно применил материальный закон, регулирующий спорное правоотношение

Нарушений норм процессуального права, которые могут повлечь отмену постановленного решения, судебной коллегией также не усматривается,  оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г.Омска от 12 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи областного суда: