КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 08 февраля 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Задорневой Н.П.,
судей: Киселёва Г.В., Турлаева В.Н.,
с участием секретаря Андреева Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации г. Пятигорска, поданной представителем по доверенности Гальченко А.А.,
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 17 декабря 2010 года
по иску Прокурора г. Пятигорска в защиту интересов Леонтьевой А.А. к Администрации г. Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам, по договору социального найма,
заслушав доклад судьи Киселёва Г.В.,
установила:
22 ноября 2010 года Прокурор г. Пятигорска обратился в Пятигорский городской суд в защиту интересов Леонтьевой А.А. с исковым заявлением к Администрации г. Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам, по договору социального найма, указав, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Леонтьевой А.А., ……. года рождения, имеющей статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Леонтьева А.А. распоряжением главы администрации г. Пятигорска от 12 октября 2000 года №2387 определена в Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом …….». Постановлением Главы администрации г. Пятигорска от 15 марта 2010 года №915 Леонтьева А.А. принята на квартирный учёт в общегородскую очередь под №5032 и включена в список на внеочередное получение жилья, как лицо из числа детей сирот, под №26. Считает, что в соответствии с абз.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст.7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ставропольского края №120-кз от 31 декабря 2004 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Леонтьевой А.А. должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 квадратных метров общей площади. Вместе с тем, соответствующее жилое помещение до настоящего времени не предоставлено. Истец просил суд обязать ответчиков незамедлительно обеспечить Леонтьеву А.А. жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм (л.д.5-7).
Обжалуемым решением Пятигорского городского суда от 17 декабря 2010 года исковые требования прокурора удовлетворены. Администрация г. Пятигорска, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обязаны обеспечить Леонтьеву А.А. жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм (л.д.54-63).
В кассационной жалобе Администрация г. Пятигорска в лице представителя по доверенности Гальченко А.А. просит решение суда отменить, считая его необоснованным, указав, что суд не принял во внимание, что предоставление вне очереди жилого помещения Леонтьевой А.А. повлечёт нарушение прав и законных интересов других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, которые находятся в равных с ним правах и ставших на учёт ранее Леонтьевой А.А. Суд не учёл, что заключить договор социального найма жилого помещения возможно только после предоставления субвенции органами исполнительной власти Ставропольского края муниципальному образованию г. Пятигорск, после чего, по закону должен быть проведен конкурс на покупку квартиры, которую нужно оформить и предоставить по договору социального найма. В настоящее время у Администрации г. Пятигорска отсутствуют свободные квартиры, которые могли бы быть предоставлены по договору социального найма. Обеспечение жилищных прав Леонтьевой А.А. будет осуществляться в соответствии с нормами действующего законодательства. Суд не учёл, что Леонтьева А.А. не имеет преимущественного права получения квартиры по договору социального найма, так как она является 26 в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях при Администрации г. Пятигорска, так как она позже остальных была поставлена в очередь. Остальные 25 человек из очереди имеют равные с ней права на получение квартиры по договору социального найма, и их права не должны быть ущемлены (л.д.57-61).
В возражениях на кассационную жалобу помощник прокурора г. Пятигорска Арушанов А.Г. считает решение суда законным и обоснованным (л.д.66-68).
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на неё, заслушав представителя Администрации г. Пятигорска по доверенности Иванову А.В., поддержавшую доводы жалобы, заключение прокурора Ледовской Н.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы и отмены решения суда нет.
Судом правильно определён характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения. Выводы суда, положенные в основание обжалованного заочного решения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, вытекающие из установленных фактов. Нормы материального права, подлежащие применению к данному правоотношению судом применены верно, существенных нарушений процессуальных норм не допущено.
Надлежащие письменные доказательства, исследованные судом первой инстанции в условиях состязательности процесса, свидетельствуют о следующем.
Леонтьева А.А. постановлением Главы г. Пятигорска от 12 октября 2000 года №2387 определена в детский дом (л.д.12).
Как следует из справки директора ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом ……., Леонтьева А.А., ……. рождения являлась воспитанницей указанного учреждения с 30 октября 2000 года по 01 сентября 2003 года, пользовалась всеми льготами и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.15).
Постановлением Администрации г. Пятигорска от 15 марта 2010 года №915 Леонтьева А.А. признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и принята на учёт качестве нуждающейся в жилых помещениях – регистрационный №9716, порядковый №5032, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под №26 (л.д.19).
Как следует из положений п.3 ст.14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с п.п.2 п.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из абз.2 ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ч.2 ст.7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16 марта 2006 года №7-кз, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определённом Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.
Согласно Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 31 декабря 2004 года №120-кз, органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приёмной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учёте на получение жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что Леонтьевой А.А. в соответствии с требованиями действующего законодательства должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 квадратных метров общей площади.
Вместе с тем из материалов дела видно и не отрицается ответчиками, что соответствующее жилое помещение до настоящего времени Леонтьевой А.А. не предоставлено.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года №250-О-П «По жалобе муниципального образования городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Согласно Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 31 декабря 2004 года №120-кз, органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – отдельные государственные полномочия), состоящими в обеспечении жилыми помещениями.
Как следует из положений статьи 6 указанного закона, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в Законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций, размер которых определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учётом обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края. При определении размера субвенций на планируемый год учитывается прогнозируемое количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в приобретении жилья, которые будут обеспечены жилыми помещениями в планируемом году, норма площади жилого помещения, установленная законодательством Ставропольского края; средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемая ежеквартально уполномоченным Правительством Ставропольского края органом исполнительной власти Ставропольского края; поправочный коэффициент, определяемый как соотношение средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в соответствующем муниципальном районе или городском округе Ставропольского края к средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю.
В соответствии с положениями ст.4 указанного закона, органы местного самоуправления обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий; и при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края.
Как следует из положений абз.4 п.2 ст.10 Закона Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2010 год» от 09 декабря 2009 года №87-кз, установлены следующие размеры субвенций, выделяемых из краевого Фонда компенсаций и направляемых местным бюджетам на финансирование расходов, предусмотренных Законом Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», – в сумме 562022,50 тыс. рублей согласно приложению 15 к настоящему Закону (в редакции Закона Ставропольского края от 14 октября 2010 года №85-кз).
Согласно Приложения №15 к Закону Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2010 год» «Субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2010 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за счёт средств федерального бюджета составила 2.887,50 рублей, за счёт средств краевого бюджета – 4.141,50 рублей.
Из материалов дела видно, что в соответствии с постановлением губернатора Ставропольского края от 23 сентября 2010 года №517 «О внесении изменения в подпункт 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утверждённого постановлением Губернатора Ставропольского от 07 июля 2008 года №530» уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.
Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, является главным распорядителем, Администрация города Пятигорск – получателем денежных средств, выделяемых на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольского края отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а на МУ Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска возложена обязанность по заключению договоров социального найма жилого помещения от имени собственника жилого помещения и организация проведения установленной законом процедуры приобретения жилого помещения.
Данные обстоятельства, как правильно указал суд первой инстанции, свидетельствуют об обоснованности предъявленных требований к указанным ответчикам.
Таким образом, доводы Администрации г. Пятигорска о том, что договор социального найма можно заключить только после предоставления субвенций, в настоящее время у администрации отсутствуют свободные квартиры, гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, судебная коллегия считает несостоятельными.
Несостоятельными судебная коллегия считает и доводы Администрации г. Пятигорска о том, что Леонтьева А.А. является 26 в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях при Администрации г. Пятигорска, в то время как стальные 25 человек из очереди имеют равные права на получение квартиры по договору социального найма и их права не должны быть ущемлены, требования Прокурора о незамедлительном обеспечении Леонтьевой А.А. жилой площадью по договору социального найма не исполнимы, так как данные обстоятельства не являются основанием к отказу в иске по тем основаниям, что истец, не являясь участником бюджетных правоотношений, не наделён правами влияния на распределение денежных средств между распорядителями и получателями бюджетных средств, тогда как ответчики, являясь органами государственной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления, наделены не только государственными полномочиями по реализации возложенных законом обязанностей, но и правами на получение финансового обеспечения переданных государственных полномочий, и являются участниками бюджетных правоотношений, а следовательно и наделены правами на защиту способами установленными законом своих прав и законных интересов, в том числе, и в связи с реализацией возложенных законом обязанностей.
Положениями ст.12 Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий, а положениями статьями 5, 10 указанного закона определены обязанности органов государственной власти Ставропольского края, в том числе уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края в области образования (Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края), по обеспечению передачи органам местного самоуправления финансовых средств необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, по осуществлению контроля за исполнением государственных полномочий, по даче разъяснений и содействию в разрешении вопросов в связи с осуществлением государственных полномочий.
Из материалов дела видно, что в условиях состязательности гражданского процесса, ответчиком в судебном заседании в суде первой инстанции не опровергнуты доводы прокурора, предъявившего иск в интересах истца Леонтьевой А.А. о не выполнении ответчиками без уважительных причин, возложенных на них ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанностей по внеочередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма Леонтьевой А.А.
Не представлено надлежащих доказательств, опровергающих доводы прокурора, и в судебное заседание в суде кассационной инстанции, в то время как в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Приведённые обстоятельства также свидетельствуют о необоснованности доводов Администрации г. Пятигорска о нарушении прав других лиц, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», включенных в список с более раннего срока, чем истец, поскольку положениями приведенного закона, а так же ст.57 ЖК РФ определено равное право на обеспечение жилым помещением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от времени включения в список указанных лиц.
Согласно Положения о порядке предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма в г. Пятигорске, утверждённого Решением Думы г. Пятигорска от 28 декабря 2006 года №65-9 ГД, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам в черте соответствующего населенного пункта общей площадью на одного члена семьи не менее нормы предоставления (18 кв.м.) и должно быть благоустроенным, отвечать установленном санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к г. Пятигорску, находиться в черте г. Пятигорска.
При указанных выше обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска прокурора и обязал администрацию г. Пятигорска, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, обеспечить Леонтьеву А.А. жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.360, абз.2 ст.361, ст.366, ст.367 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пятигорского городского суда от 17 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Пятигорска без удовлетворения.