Саратовский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Шамаилова О.В. Дело № 33 - 6220
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 07 декабря 2011 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Тришкиной М.А., Грибалевой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Павловой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тришкиной М.А. гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к региональной общественной организации «Федерация академической гребли Саратовской области», по кассационной жалобе региональной общественной организации «Федерация академической гребли Саратовской области» на решение Волжского районного суда г. Саратова от 07 сентября 2011 года, которым удовлетворены заявленные требования.
Заслушав доклад судьи, объяснения Путятинского Е.Ю., Маркелова В.И. – представителей общественной организации «Федерация академической гребли Саратовской области», исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в суд с иском о признании Региональной общественной организации «Федерация академической гребли Саратовской области» (далее организация) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Заявленные требования истец мотивирует тем, что общественная организация неоднократно нарушала требование ст.29 ФЗ «Об общественных объединениях». При проверке организации было установлено неоднократное нарушение законодательства в части непредставления ежегодных сведений о продолжении деятельности с 2006 года по 2010 год. Кроме того, организацией не представлялась в уполномоченный орган информация об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании за 2006 г., 2007 г., 2008 г., 2009 г. до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 07 сентября 2011 года постановлено: признать Региональную общественную организацию «Федерация академической гребли Саратовской области» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить Региональную общественную организацию «Федерация академической гребли Саратовской области» из Единого государственного реестра юридических лиц.
В кассационной жалобе Региональная общественная организация «Федерация академической гребли Саратовской области» в лице представителя Маркелова В.И. ставит вопрос об отмене решения суда и прекращении производства по делу. Автор жалобы считает, что судом не были учтены обстоятельства соразмерности допущенных юридическим лицом нарушений и вызванными ими последствиями, ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы в соответствии со ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия находит основания для отмены решения суда.
Согласно ст. 29 ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, о продлении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статье 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях в течение трех дней с момента таких изменений.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" основаниями для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности по решению суда являются, в частности, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Федерального закона от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", общественное объединение обязано:
соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;
оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;
информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной.
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Из содержания правовой нормы, на которой основано это требование, следует, что непредставление общественным объединением соответствующей информации в установленный срок само по себе не является основанием для его ликвидации, а порождает право регистрирующего органа на обращение в суд с иском о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица. При разрешении такого требования подлежат установлению обстоятельства, свидетельствующие о прекращении деятельности общественного объединения.
В силу ст. 26 указанного Закона, ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона (часть первая в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
На основании абзаца 2 пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом.
Как следует из материалов дела, Региональная общественная организация «Федерация академической гребли Саратовской области» была зарегистрирована Управлением юстиции администрации Саратовской области 26.09.1997 года, регистрационный №. Согласно материалам учетного дела, юридический адрес организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа - п равления): . Организационно - правовая форма организации - общественная организация.
Материалами дела установлено и не опровергается ответчиком, что организацией были допущены нарушения законодательства в виде непредоставления сведений о продолжении деятельности с 2006 по 2010 год, информации об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.
Удовлетворяя заявленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не выполнялись на протяжении длительного периода времени обязанности, установленные ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», что дает основание для признания объединения прекратившим свою деятельность.
С выводами суда первой инстанции о применении крайней меры, судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Из смысла указанных выше норм следует, что юридическое лицо, в том числе общественное объединение, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Так как имевшие место в деятельности названной организации устранимые нарушения действующего законодательства, по своему характеру и их последствиям не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой общественной организации, Региональная общественная организация «Федерация академической гребли Саратовской области» в ходе рассмотрения дела, исправила допущенные нарушения, что подтверждается представленными в суд кассационной инстанции документами о представлении отчетов и информации за 2006-2010 года, то решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с положениями абз. 4 ст. 361 ГК РФ, суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, считает правильным, не передавая дело на новое рассмотрение в суд, вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 193, 199, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 07 сентября 2011 года - отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Региональной общественной организации «Федерация академической гребли Саратовской области» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность, исключении из единого государственного реестра юридических лиц - отказать.
Председательствующий
Судьи