Верховный Суд Республики Калмыкия Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Суд Республики Калмыкия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Манжикова Т.П. Дело № 33-632/2010
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Элиста 5 августа 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А. ,
судей Шовгуровой Т.А.иШихановой О.Г.,
при секретаре Кодлаеве Э.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах Н.Э. Я. к Министерству образования, культуры и науки РК, Министерству финансов РК об обязании обеспечить выплату единовременного пособия, причитающегося при устройстве детей, лишенных родительского попечения, в семью в размере 10988 руб. 55 коп. по кассационной жалобе Министра финансов Республики Калмыкия на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 июня 2010 г.
Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г., объяснения представителей Министерства финансов РК Айдаровой Я. В. и Ковтунова С. В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Абушинова Б.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Яшалтинского района РК в интересах Н.Э.Я. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что постановлением главы Яшалтинского РМО от 22 марта 2010 г. № 82 попечителем несовершеннолетнего М-ко Д.В. назначена его родная бабушка Н.Э.Я., которая фактически осуществляет уход за ребенком. В связи с этим истица имеет право на получение единовременного пособия в размере 10988 руб. Несмотря на письменные обращения в Министерство образования, культуры, науки РК до настоящего времени данное пособие истице не выплачено. Найман Э.Я. в силу тяжелого материального положения и возраста не может самостоятельно осуществлять защиту своих прав. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ просил суд обязать Министерство финансов РК осуществить кассовую выплату из бюджета Республики Калмыкия единовременного государственного пособия Н.Э.Я. в связи с устройством несовершеннолетнего М-ко Д.В. в ее семью в размере 10988 руб. 85 коп. ; обязать Министерство образования, культуры и науки РК обеспечить выплату единовременного государственного пособия при устройстве детей в семью, причитающегося Н.Э.Я.
В судебном заседании помощник прокурора Яшалтинского района РК Босхамджиев Д.А. исковые требования поддержал.
Истец Н.Э.Я. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила иск удовлетворить и рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители ответчиков – Министерство финансов РК и Министерство образования, культуры и науки РК в судебное заседание не явились. В предыдущем судебном заседании представитель Министерства финансов РК
Лунева Л.А. иск не признала. Представитель Министерства образования, культуры и науки РК Цохоров А.В. в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель органа опеки и попечительства администрации Яшалтинского РМО РК в судебное заседание не явился, направив суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Полагает, что требования истца обоснованны и правомерны.
Решением Элистинского городского суда РК от 21 июня 2010 года иск удовлетворен. На Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия возложена обязанность выплатить Н.Э.Я. единовременное государственное пособие в размере 10988 руб. 85 коп. в связи с устройством в ее семью несовершеннолетнего М-ко Д.В., * сентября 1992 г. рождения. На Министерство финансов Республики Калмыкия возложена обязанность перечислить из средств республиканского бюджета Министерству образования, культуры и науки РК 10988 руб. 85 коп. для последующей выплаты Н. Э. Я. единовременного государственного пособия в связи с устройством в ее семью несовершеннолетнего М-ко Д.В., * сентября 1992 г. рождения.
В кассационной жалобе Министр финансов РК ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом нарушены положения ч. 3 ст. 113 ГПК РФ, поскольку уведомление о месте и времени рассмотрения дела поступило ответчику 21 июня 2010 г. и представитель ФИО2 не могла явиться в суд по причине участия в другом деле. Кроме того, суд не учел, что в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях граждан, имеющих детей» выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет субвенций, предоставляемым бюджетам субъектов РФ из федерального фонда. Следовательно, выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семье относится к расходным обязательствам России и осуществляется не за счет республиканского бюджета. В материалах дела нет доказательств передачи Российской Федерацией бюджету Республики Калмыкия соответствующих денежных средств. Также Законом Республики Калмыкия от 21 декабря 2007 г. «Об организации работы по опеке и попечительству в Республике Калмыкия» полномочия по назначению и выплате денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает необходимым оставить решение суда без изменения.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался ст.ст. 38, 39 Конституции РФ, ст. 3, 4.2, 5, ст. 12.1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», п. 1 Положения о Федеральном агентстве по образованию, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 288, Указом Президента РФ от 4 марта 2010 г., приложением № 1 к закону РК от 25 декабря 2009 г. № 161-IV-З «О республиканском бюджете на 2010 г.» и исходил из того, что главным администратором доходов республиканского бюджета по разделу «субвенции бюджетам субъектов РФ на выплату единовременного пособия при всех формах
устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью» является Министерство образования, культуры и науки РК.
С этим выводом суда следует согласиться.
Согласно приложению № 1 к закону РК от 25 декабря 2009 г. «О республиканском бюджете на 2010 г.» главным администратором доходов республиканского бюджета по разделу «субвенции бюджетам субъектов РФ на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью» является Министерство образования, культуры и науки РК.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве финансов РК, утвержденного Постановлением Правительства РК от 29 декабря 2005 г. № 418, Министерство финансов Республики Калмыкия является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим проведение бюджетной, финансовой и налоговой политики в Республике Калмыкия, организацию бюджетного процесса и координирующим в этой сфере деятельность органов исполнительной власти Республики Калмыкия и исполнительных органов местного самоуправления, регулирование отношений, возникающих в области организации и проведения региональных лотерей на территории Республики Калмыкия.
Согласно абзацу 7 ст. 4 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций, образованного в составе федерального бюджета, через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью
Согласно ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона Республики Калмыкия от 21 декабря 2007 г. N 402-III-З «Об организации работы по опеке и попечительстве» к полномочиям органов исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере опеки и попечительства относится осуществление выплаты единовременного пособия гражданам при передаче ребенка на воспитание в семью.
Согласно Приложению 7 «Ведомственная структура расходов республиканского бюджета на 2010 г.» к Закону Республики Калмыкия от 25 декабря 2009 г. N 161-IV-3 "О республиканском бюджете на 2010 год" выплата единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью относится к расходам республиканского бюджета.
Согласно п. 1 Положения о министерстве образования, культуры и науки РК, утвержденным Постановлением Правительства РК от 19 декабря 2007 г. N 467 министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики Республики Калмыкия, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития республиканских центров науки, республиканских научных центров интеллектуальной собственности, а также области воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, социальной поддержки обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Таким образом, орган исполнительной власти субъекта РФ (Министерство образования, культуры, науки РК) является органом опеки и попечительства. Выплата единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью относится к расходам республиканского бюджета и осуществляется непосредственно органом опеки и попечительства.
Поэтому нельзя согласиться с доводом жалобы, что выплата единовременного пособия относится к расходным обязательствам России и не подлежит осуществлению за счет республиканского бюджета.
Неправомерна ссылка в жалобе на Закон Республики Калмыкия от 21 декабря 2007 г. № 402-III-З «Об организации работы по опеке и попечительству в Республики Калмыкия» о том, что полномочия по назначению и выплате денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях в порядке и размере переданы органам местного самоуправления.
Статья 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», включая в список государственных пособий единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, не предусматривает такого государственного пособия как «денежные средства на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях».
Согласно п. 3 ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно преамбуле Закона Республики Калмыкия от 5 апреля 2006 г. N 263-III-З «О порядке и размере выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия настоящий закон в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации определяет порядок и размер выплаты ежемесячных денежных средств опекунам (попечителям) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия.
Таким образом, денежные средства на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются региональной выплатой и отличаются от единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
С доводом жалобы о нарушении судом положения ч. 3 ст. 113 ГПК РФ нельзя согласиться, поскольку Министерство финансов РК имело возможность направить другого представителя для участия в деле. Несвоевременность извещения о времени и месте судебного заседания материалами дела не подтверждается, поскольку время и место судебного заседания были объявлены в судебном заседании 15 июня 2010 г. в присутствии представителя ответчика ФИО2, о чем имеется соответствующая запись в протоколе судебного заседания.
С учетом приоритета интересов детей не финансирование Российской Федерацией соответствующих субвенций субъекту России нельзя признать основанием для невыплаты спорного пособия.
В связи с этим довод жалобы о не предоставлении федеральным бюджетом субвенций для выплат указанных пособий Республике Калмыкия несостоятелен.
При таких данных решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министра финансов РК ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи: Т.А. Шовгурова
ФИО3