суд Ненецкого автономного округа Ненэцие" автономной округхы суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
суд Ненецкого автономного округа Ненэцие" автономной округхы суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 33- 65/11
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Г. Нарьян-Мар 12 апреля 2011 года.
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи М.Г. Файзулина,
судей С.Н. Гомола, А.В. Неустроева,
при секретаре О.М. Титовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе
и.о. председателя Совета муниципального района «Заполярный район» Г.Б. Коваленко на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 01 марта 2011 года, которым постановлено:
«Заявление первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа о признании в части норм Устава муниципального образования « Муниципальный район «Заполярный район» противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения в законную силу - удовлетворить.
Признать пункт 14 статьи 17.1 Устава муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» (в редакции решения Совета муниципального района «Заполярный район» от 16 января 2009 года № 404-р) в части слов « и нормативными правовыми актами Совета Заполярного района» противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать часть 6 статьи 13 Устава муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» (в редакции решения Совета муниципального района «Заполярный район» от 16 января 2009 года № 404-р) в части слов «, нормативными правовыми актами Заполярного района» противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать абзац 2 части 5 статьи 10 Устава муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» (в редакции решения Совета муниципального района «Заполярный район» от 05 октября 2007 года № 219-р) в части слов « является структурным подразделением Совета района и» противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи С.Н. Гомола, объяснения представителя Совета муниципального района « Заполярный район» В.И. Комарова, поддержавшего доводы кассационной жалобы, старшего помощника прокурора Ненецкого автономного округа Д.А. Вавилова, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Первый заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд с заявлением, о признании противоречащими законодательству и недействующими с момента вступления решения в законную силу:
пункта 14 статьи 17.1, Устава муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» (в редакции решения Совета муниципального района «Заполярный район» от 16 января 2009 года № 404-р) в части слов « и нормативными правовыми актами Совета Заполярного района»,
части 6 статьи 13 Устава муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» (в редакции решения Совета муниципального района «Заполярный район» от 16 января 2009 года № 404-р) в части слов «, нормативными правовыми актами Заполярного района»,
абзац 2 части 5 статьи 10 Устава муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» (в редакции решения Совета муниципального района «Заполярный район» от 05 октября 2007 года № 219-р) в части слов « является структурным подразделением Совета района и».
Свое заявление обосновывает тем, что в нарушение норм федерального и окружного законодательства положениями п.14 ст.17.1, ч.6 ст.13 Устава МО Муниципальный район «Заполярный район» (в редакции решения Совета муниципального района «Заполярный район» от 16 января 2009 года № 404-р) определено, что лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления, депутатам, гарантии осуществления полномочий устанавливаются нормативными правовыми актами Совета Заполярного района.
Абзацем 2 части 5 статьи 10 Устава муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» (в редакции решения Совета муниципального района «Заполярный район» от 05 октября 2007 года № 219-р) в нарушение положений ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного Кодекса Российской Федерации определено, что контрольно-счетная палата Заполярного района является структурным подразделением Совета района.
В судебном заседании помощник прокурора Ненецкого автономного округа Е.В. Маркелова требования поддержала.
Представитель Совета муниципального района « Заполярный район» В.И. Комаров с заявлением прокурора согласился частично.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласился и.о. председателя Совета муниципального района «Заполярный район» Г.Б. Коваленко и просит его в части признания абзац 2 части 5 статьи 10 Устава муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» (в редакции решения Совета муниципального района «Заполярный район» от 05 октября 2007 года № 219-р) в части слов « является структурным подразделением Совета района и» противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу отменить.
В обоснование своих доводов, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права. Указывает, что часть 2 статьи 265 БК РФ представляет право представительным органам муниципальных образований создавать собственные контрольные органы в качестве их структурных подразделений. При этом бюджетные полномочия данных органов определяются муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. Аналогичные нормы изложены в абз.4 статьи10 Устава муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район», предусматривающие, что Совет Заполярного района вправе создавать собственный орган муниципального финансового контроля - контрольно-счетную палату Совета муниципального района « Заполярный район». С учетом данных положений, созданный Советом Заполярного района орган муниципального финансового контроля - контрольно-счетная палата Совета муниципального района «Заполярный район» может являться его структурным подразделением.
В возражениях на кассационную жалобу помощник прокурора НАО Е.В. Маркелова считает решение законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда правильным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно части 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Как следует из ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. (ред. от 29.12.2010) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В судебном заседании установлено, что решением Совета муниципального района « Заполярный район» от 14 марта 2006 г. № 25-р «Об Уставе муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» был принят Устав муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район». Текст документа опубликован в издании «Нарьяна-Вындер» от 31 марта 2006 г. № 51.
В Устав вносились изменения решениями Совета муниципального района «Заполярный район»: от 05 октября 2007 г. № 219-р (опубликовано в издании «Нарьяна-Вындер от 24 ноября 2007 г № 178), от 27 ноября 2007 г. № 236-р (опубликовано в издании «Нарьяна-Вындер» от 29 января 2008 г. № 10), от 16 января 2009 г. № 404-р (опубликовано в издании «Официальный бюллетень Заполярного района» от 06 марта 2009 г. № 9), 13 марта 2009 г. № 415-р (опубликовано в издании «Нарьяна-Вындер» от 09 апреля 2009г. № 36), от 09 сентября 2009 г. № 485-р (опубликовано в издании «Официальный бюллетень «Заполярного района» от 25 сентября 2009 г. № 38), от 27 мая 2010 г. № 70-р (опубликовано в издании «Официальный бюллетень Заполярного района от 16 июля 2010 г. № 28).
В соответствии со ст. 43,44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
Уставом муниципального образования должны определяться:
- структура и порядок формирования органов местного самоуправления,…
Часть 1 статьи 10 Главы 3 (органы местного самоуправления и должностные лица) Устава муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» определяет, что структуру органов местного самоуправления Заполярного района составляют:
представительный орган муниципального образования - Совет муниципального района "Заполярный район", официальное сокращенное наименование - Совет Заполярного района (далее по тексту - районный Совет или Совет района);
глава муниципального образования - глава муниципального района "Заполярный район", официальное сокращенное наименование - глава Заполярного района (далее по тексту - глава района);
исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрация муниципального района "Заполярный район", официальное сокращенное наименование - Администрация Заполярного района (далее по тексту - Администрация района, районная Администрация);
контрольный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата Совета муниципального района "Заполярный район", официальное сокращенное наименование - Контрольно-счетная палата Заполярного района.
С учетом вышеизложенных норм, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Контрольно-счетная палата Заполярного района является контрольным органом местного самоуправления.
Доводы и.о. председателя Совета муниципального района « Заполярный район» Г.Б. Коваленко о том, что Контрольно-счетная палата Совета муниципального района "Заполярный район", официальное сокращенное наименование - Контрольно-счетная палата Заполярного района, относится к собственному контрольному органу Совета Заполярного района, являются несостоятельными.
Удовлетворяя заявленные требования первого заместителя прокурора НАО о признании противоречащим законодательству и недействующими с момента вступления решения в законную силу абзац 2 части 5 статьи 10 Устава муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» (в редакции решения Совета муниципального района «Заполярный район» от 05 октября 2007 года № 219-р) в части слов « является структурным подразделением Совета района и» суд первой инстанции исходил из того, что образованный контрольный орган муниципального образования не может быть структурным подразделением другого органа муниципального образования.
С данным выводом суда судебная коллегия согласна, поскольку он основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Действительно, законом представляется право представительным органам муниципальных образований создавать собственные контрольные органы в качестве их структурных подразделений.
Однако в данном случае, исходя из ч.1 ст. 10 Устава муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район», ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. Контрольно-счетная палата Совета муниципального района "Заполярный район" отнесена к органам местного самоуправления Заполярного района.
В соответствии с положениями ст. 38 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г., статьей 27 Устава муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район" Контрольно-счетная палата Заполярного района осуществляет контроль за исполнением районного бюджета, проводит экспертизы проекта районного бюджета, целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства органов местного самоуправления Заполярного района.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит запретов на создание органов местного самоуправления без наделения их правами юридического лица.
Из системного толкования норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г., статей 157, 265-270 Бюджетного Кодекса РФ следует, что Закон не рассматривает контрольный орган в качестве структурного подразделения создавшего их представительного органа, признавая за ним статус самостоятельного органа муниципального образования в структуре органов местного самоуправления.
С учетом изложенного Контрольно-счетная палата Совета муниципального района "Заполярный район", как орган финансового контроля муниципального образования не может являться структурным подразделением других органов местного самоуправления.
На момент рассмотрения дела судом данный нормативный правовой акт в установленном порядке отменен не был и не утратил силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят с нарушением требований закона, а потому в силу ст. 253 ГПК РФ подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно, исследованным доказательствам дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушения норм материального и процессуального права не допущено, то оснований для отмены решения в пределах доводов кассационной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 01 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу и.о. председателя Совета муниципального района «Заполярный район» Г.Б.Коваленко - без удовлетворения.
Председательствующий М.Г. Файзулин
Судьи С.Н. Гомола
А.В. Неустроев