Председательствующий: Дьяченко Т.А. Дело № 33- 6633/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Мотрохова А.Б.,
судей Омского областного суда: Крицкой О.В., Канивец Т.В.,
при секретаре: Мозгуновой А.А.
рассмотрела в судебном заседании 31 августа 2011 года
дело по кассационной жалобе представителя Администрации Омского муниципального района Омской области ФИО1 на решение Омского районного суда Омской области от 02 августа 2011 года, которым постановлено:
«Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области в части длительного не устранения нарушений требований технологической и пожарной безопасности на котельной МОУ «Калининская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение, расположенное по адресу: ул. ***, 1А, п. *** Омского района Омской области.
Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области обеспечить муниципальное общеобразовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение, расположенное по адресу: ул. ***, 1А, п. *** Омского района Омской области источником теплоснабжения соответствующим требованиям технологической и пожарной безопасности путем установления альтернативного источника теплоснабжения либо переноса котельной от образовательного учреждения в срок до начала отопительного сезона 2011 -2012 года».
Заслушав доклад судьи Крицкой О.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Омского района Омской области обратился в суд с требованием к Администрации Омского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части длительного не устранения нарушений требований технологической и пожарной безопасности на котельной МОУ «Калининская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение «Октябрьская начальная общеобразовательная школа», расположенной по адресу: ул. ***, д. 1 А, п. ***, Омский район, Омская область, о возложении на администрацию Омского муниципального района обязанности обеспечить муниципальное общеобразовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение Октябрьская начальная общеобразовательная школа источником теплоснабжения, соответствующим требованиям безопасности при эксплуатации тепловых энергоустановок, в том числе требованиям технологической и пожарной безопасности, в срок до 01.09.2011г.,
В обоснование указал, что 08.06.2011 г. проведена проверка исполнения законодательства в сфере требований обеспечения безопасности при эксплуатации тепловых энергоустановок на котельной, расположенной в п.*** Омского муниципального района, эксплуатируемой МУП «ЖКХ Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в ходе которой установлен ряд нарушений требований безопасности при эксплуатации тепловых энергоустановок (в соответствии с указанным в иске перечнем).
Несмотря на ранее выданные Омским территориальным отделом Государственного энергетического надзора ЗСУ Ростехнадзора акты-предписания № 10.Т.75-61 от 23.06.2009, № 25.4.178-35 от 28.09.2010, нарушения в полном объеме собственником котельной и эксплуатирующими организациями не устранены.
Выявленные грубые нарушения требований безопасности при эксплуатации котельной Калининской СОШ угрожают жизни учащихся и обслуживающего персонала, а также гражданам, посещающим учреждение, в том числе законным представителям учащихся.
Изложенные обстоятельства явились для прокурора основанием для обращения с иском в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Омского района Левчук И.И. требования уточнила, просила суд признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области в части длительного не устранения нарушений требований технологической и пожарной безопасности на котельной МОУ «Калининская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение, расположенное по адресу: ул. ***, 1А, п. *** Омского района Омской области. Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области обеспечить муниципальное общеобразовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение, расположенное по адресу: ул. ***, 1А, п. *** Омского района Омской области источником теплоснабжения соответствующим требованиям технологической и пожарной безопасности путем установления альтернативного источника теплоснабжения либо переноса котельной от образовательного учреждения в срок до начала отопительного сезона 2011 -2012 года.
Представитель ответчика Администрации ОМР Омской области -ФИО1 иск не признала, полагала, что требования, указанные в пункте 1.8. СНиПа П-35-76 «Котельные установки» в части запрета на проектирование (а не на размещение) котельных в зданиях детских дошкольных и школьных учреждений, не могут являться основанием для размещения котельной вне пределов здания школы.
Также указала, что выполнение мероприятий по устранению недостатков, указанных в иске требует значительных финансовых затрат, которые затруднительно будет осуществить за один календарный месяц.
Представитель третьего лица МУП ЖКХ Калининского сельского поселения ОМР - ФИО2 полагал уточненные исковые требования прокуратуры Омского района Омской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Иные участвующие в деле лица в суд не явились.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Администрации Омского муниципального района Омской области ФИО1 просит решение суда отменить, повторяя доводы, изложенные в обоснование своей позиции по делу в суде первой инстанции. Указывает, что вывод суда о необходимости переноса котельной не основан на норме права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, которые поддержала представитель Администрации Омского муниципального района Омской области ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 70, 72 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 -ФЗ от 06.10.2003 (в редакции Федерального Закона от 07.05.2009), органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами, в соответствии с федеральными законами, которая наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно п. п. 3, 7, ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в редакции от 03.06.2011г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества лежит на его собственнике.
К основным принципам государственной политики в области пожарной безопасности, согласно ст.4 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ относится организация и осуществление профилактики пожаров.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 утвержден перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
Согласно пункту 14 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утв. приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 (ППБ 110-03), в указанный перечень входят, в том числе помещения котельных.
В соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основополагающих принципов противодействию терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексное использование мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
Судом установлено, что котельная низкого давления (водогрейный режим давлением до 0,7 кг с\см2, температурой нагрева не выше 115 гр. С, расположенная по адресу: ул. ***, д. 1 А, п.***, Омского района Омской области, находится в пристройке, непосредственно примыкающей к зданию школы. Котельная, введена в эксплуатацию с 01.09.1976 года, находится в собственности Омского муниципального района. С 13.10.2010 г. эксплуатацию котельной по договору аренды муниципального имущества осуществляет МУП «ЖКХ Калининского сельского поселения».
В ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности при эксплуатации тепловых энергоустановок, проведенной 8 июня 2011г., было установлено, что в нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утв. приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 (ППБ 110-03), Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,7 кгс\см2 и водогрейных котлов и водонагревателей с температурой нагрева не выше 115 гр. С, утв. приказом Министерства строительства России от 25.08.1992 № 205 в помещении котельной отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, котельная расположена в помещении пристройки непосредственно к зданию школы, один из учебных классов непосредственно примыкает к помещению котельной, что несет за собой угрозу жизни учащихся и обслуживающего персонала; ответственное должностное лицо - мастер котельной ФИО4, не прошел проверку знаний правил устройства и безопасной эксплуатации энергоустановок, правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей, в комиссии ЗСУ Ростехнадзора; не доработана в полном объеме техническая документация: 1) производственная и оперативная инструкция котельной, 2) инструкция по технике безопасности; 3) отсутствует оперативная схема котельной; 4) отсутствует журнал учета тепловой энергии (параметров); 5) отсутствует журнал учета противоаварийных и противопожарных тренировок; 6) отсутствует инструкция по эксплуатации зданий и сооружений; на водогрейном котле котельной отсутствуют показывающие манометры на входе воды в котел после задвижки и на всасывающей и нагнетательной линиях сетевого насоса; отсутствуют термометры на входе воды в котел и выходе воды из котла; в котельной образовательного учреждения отсутствует резервный котел; на выходе воды из котла (на подающем трубопроводе) отсутствует запорный орган; на котле отсутствует предохранительный клапан, что также является нарушением; отсутствуют подпиточные насосы, обратные клапаны на нагнетательных патрубках сетевых насосов; на газоходе за котлом отсутствует дымовая заслонка (шибер), отсутствует технический паспорт на котел и дымовую трубу; в здании котельной отсутствуют санитарно-бытовые помещения, отсутствует тамбур у ворот помещения котельной, отсутствует естественное освещение, отсутствуют защитные колпаки - рассеиватели, предусмотренные конструкцией на электросветильниках внутри котельной и снаружи над входом; огнетушитель, находящийся в котельной не перезаряжен, срок истек в августе прошлого года; в котельной на момент проверки находятся посторонние предметы (мебель), допускается хранение шлака на расстоянии менее двух метров от стены котельной; в котельной отсутствуют искусственная и естественная вентиляция; инструментально-визуальное (наружное и внутреннее) обследование дымовой трубы на котельной специализированной организацией не проводится, отсутствует заземляющий контур дымовой трубы; вантовые оттяжки и анкерные крепления металлических дымовых труб в котельной выполнены с нарушением требований Правил, металлические элементы анкерных креплений вантовых оттяжек находятся в грунте и не укреплены.
Несмотря на ранее выданные Омским территориальным отделом Государственного энергетического надзора ЗСУ Ростехнадзора акты-предписания № 10.Т.75-61 от 23.06.2009, № 25.4.178-35 от 28.09.2010, нарушения в полном объеме собственником котельной и эксплуатирующими организациями на день обращения с иском не устранены.
На момент проверки территория здания котельной не огорожена, в связи с чем, в котельную возможен свободный доступ посторонних лиц, в том числе обучающихся в учреждении детей, на территорию опасного объекта.
Наличие указанных нарушений представителями Администрации Омского МР и иными участниками судебного процесса в судебном заседании не оспаривалось.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд правильно пришел к выводу о незаконности бездействия администрации муниципального района в устранении нарушения требований технологической и пожарной безопасности при эксплуатации котельной, отапливающей образовательное учреждение для детей и необходимости в возложении обязанности на администрацию устранить указанные нарушения.
В то же время, в соответствии с положениями ст.45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Следовательно, старший помощник прокурора полномочиями на обращение в суд, а, соответственно, и на изменение требований не обладает.
Как следует из материалов дела, прокурор Омского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием к к Администрации Омского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части длительного не устранения нарушений требований технологической и пожарной безопасности в котельной МОУ «Калининская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение «Октябрьская начальная общеобразовательная школа», расположенной по адресу: ул. ***, д. 1 А, п. ***, Омский район, Омская область, о возложении на администрацию Омского муниципального района обязанности обеспечить муниципальное общеобразовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение Октябрьская начальная общеобразовательная школа источником теплоснабжения, соответствующим требованиям безопасности при эксплуатации тепловых энергоустановок, в том числе требованиям технологической и пожарной безопасности.
В ходе рассмотрения судом заявленных требований старший помощник прокурора Омского района Левчук И.И. фактически изменила часть этих требований, указав на необходимость возложения на администрацию Омского МР обязанности установить альтернативный источник теплоснабжения или перенести котельную от образовательного учреждения. Указанное требование в подписанном прокурором заявлении отсутствует, сведений о предоставлении им старшему помощнику полномочий на изменение заявленных требований материалы дела не содержат.
Таким образом, у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявления об уточнении исковых требований, исковые требования следовало рассмотреть в первоначальном варианте и, поскольку их обоснованность нашла свое полное подтверждение, эти требования подлежат удовлетворению.
Ссылка на отсутствие достаточных финансовых средств не может быть основанием к освобождению Администрации Омского МР от соблюдения требований законодательства, регулирующего безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.
Ссылка кассатора на то, что строительные нормы и правила, согласно которым не допускается проектирование встроенных и пристроенных котельных к зданиям детских дошкольных и школьных учреждений, введены в действие 31 декабря 1976г, вследствие чего, они не могут быть распространены на правоотношения, возникшие до указанной даты, на правильность вышеуказанных выводов не влияют.
Соответствующие разделы СНиП 11-35-76 ,в том числе, пункты 1.1 - 1.22, включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р. И хотя, согласно положениям ст.42 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" , требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, данное обстоятельство не освобождает Администрацию Омского муниципального района от принятия мер по приведению котельной в надлежащее состояние, соответствующее требованиям безопасности, в том числе, технологической и пожарной безопасности. При этом при установлении невозможности приведения существующей котельной в безопасное состояние, администрация обязана принять меры к её реконструкции или капитальному ремонту с соблюдением требований, в том числе, вышеуказанного ФЗ от 30.12.2009г. и Перечня национальных стандартов.
С учетом вышеизложенного, а так же положений п. 4 ч.1 ст.362 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным изменить постановленное судом решение, удовлетворив требования прокурора, изложенные в тексте искового заявления. Одновременно, полагая, что, как указанный в заявлении срок устранения нарушений, так и определенный судом срок их устранения, явно недостаточными, с учетом перечня этих нарушений и особенностей принятия решения муниципальными органами, судебная коллегия полагает возможным установить срок их устранения до 01 января 2012г.
Руководствуясь ст.ст.362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Омского районного суда Омской области от 02 августа 2011 года изменить, изложив его следующей редакции:
Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области в части длительного неустранения нарушений требований технологической и пожарной безопасности в котельной МОУ «Калининская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение «Октябрьская начальная общеобразовательная школа», расположенной по адресу: ул. ***, д. 1 А, п. ***, Омский район, Омская область.
Возложить на администрацию Омского муниципального района Омской области обязанность обеспечить муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ «Калининская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение «Октябрьская начальная общеобразовательная школа» источником теплоснабжения, соответствующим требованиям безопасности при эксплуатации тепловых энергоустановок, в том числе требованиям технологической и пожарной безопасности в срок до 01.01.2012г.
Председательствующий
Судьи областного суда