ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-674 от 13.05.2011 Орловского областного суда (Орловская область)

                                                                                    Орловский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Орловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 33-674

  Докладчик Орлова А.В. Судья Ноздрина О.О.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

  13 мая 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда   в составе:

Председательствующего   Орловой А.В.

и членов коллегии   Капустянской М.М. и Мерновой О.А.

с участием прокурора:   Териной Н.Н.

при секретаре   Наумовой Н.М.

в открытом судебном заседании в г.Орле слушала гражданское дело по кассационным жалобам Шкапиной Р.С., Богомоловой Л.М.. Морозовой Р.И. и Никифоровой Г.Н. на решение Мценского районного суда Орловской области от (...) года, которым постановлено:

«Исковые требования Прокурора Мценского района и Никифоровой Галины Николаевны, Шкипиной Раисы Сергеевны, Морозовой Раисы Ивановны, Богомоловой Лидии Мигрофановны удовлетворить частично.

Признать недействующим пункт 2 Решения Мценского районного Совета народных депутатов №411 от 23 сентября 2010 года «О внесении изменений в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Мценском районе» в той части, что данный нормативный правовой акт не распространен на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Обязать Мценский районный Совет народных депутатов опубликовать сообщение о настоящем решении в газете «Мценский край» в течение одного месяца после вступления настоящего решения в законную силу.

Взыскать с финансового отдела администрации Мценского района Орловской области в пользу Шкапиной Раисы Сергеевны недоплаченную пенсию за выслугу лет за период (...) года по (...) года с учетом ее индексации в размере (...) ((...)) рублей (...) копейки.

Взыскать с Отдела общего образования администрации Мценского района в пользу Никифоровой Галины Николаевны недоплаченную пенсию за выслугу лет за период с (...) года по (...) года с учетом ее индексации в размере (...) ((...)

Взыскать с Отдела сельского хозяйства и продовольствия администрации Мценского района в пользу Морозовой Раисы Ивановны недоплаченную пенсию за выслугу лет за период с (...) года по (...) года с учетом ее индексации в размере (...) ((...)) рублей (...) копейки.

В удовлетворении требования Богомоловой Лидии Митрофановны к Администрации Мценского района Орловской области о взыскании недоплаченной пенсии за выслугу лет отказать.

В остальной части иска отказать».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Орловой А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Мценского района Орловской области обратился в суд с исками в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Никифоровой Г.Н., Шкапиной Р.С., Морозовой РЛ- и Богомоловой Л.М. к Администрации Мценского района Орловской области о признании порядка начисления пенсии за выслугу лет незаконным, признании незаконным пункта 2 Решения Мценского районного Совета народных депутатов № 411 от 23 сентября 2010 года «О внесении изменений в решение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Мценском районе» и взыскании неполученной пенсии.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству с согласия истцов к участию в деле были привлечены в качестве соответчиков Мценский районный Совет народных депутатов, чье решение оспаривается прокурором, а также Отдел общего образования администрации Мценского района, Отдел сельского хозяйства и продовольствия администрации Мценского района и Финансовый отдел администрации Мценского района, которые начисляют и выплачивают пенсии за выслугу лет бывшим работникам данных отделов Шкапиной Р.С, Морозовой Р.И. и Никифоровой Г.Н.

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что истцы Шкапина Р.С., Морозова Р.И. и Богомолова Л.М. с (...) года, Никифорова Г.Н. с (...) года являются получателями пенсии за выслугу лет, которая им назначена, как лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Мценского района.

До 10.01.2009 года размер пенсии муниципальных служащих Мценского района определялся в соответствии со ст. 23 Закона Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области» от 09.01.2008 года № 736-0З.

С 10 января 2009 гола вступили в действие изменения, внесенные в ст. 23 Закона Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области» от 09.01.2008 года № 736-ОЗ, в соответствии с которыми в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме стали распространяться права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области».

При этом для лиц, ранее замещавших должности государственной гражданской службы Орловской области, законом не было предусмотрено каких-либо ограничений по перерасчету размеров пенсий за выслугу лет, назначенных им до вступления в силу Закона Орловской области от 08.07.2008 N 791-03, которым были внесены аналогичные изменения в ч. 3 ст. 53 Закона Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области».

Поэтому в связи с внесением вышеуказанных изменений в ст. 23 Закона Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области» с 10 января 2009 года пенсии муниципальным служащим Мценского района должны были назначаться в размере, установленном ст. 53 Закона Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области», а тем пенсионерам, которым пенсии были назначены до 10.01.2009 года, их размер также должен был быть перерасчитан с указанной даты.

Однако Решением Мценского районного Совета народных депутатов 30.06.2009 года N 319 "О внесении изменений и дополнений в Решение Мценского районного Совета народных депутатов от 30 мая 2008 года N 169 "О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и выборным должностным лицам местного самоуправления в Мценском районе", принятым на основании вышеуказанных изменений, новый порядок определения размера пенсии был распространен только на правоотношения, возникающие с 10 января 2009 года.

Тем пенсионерам, которым пенсия была назначена до 10.01.2009 года, перерасчет пенсии в соответствии с новым порядком определения ее размера был произведен только с 1 сентября 2010 года после принятия Решения Мценского районного Совета народных депутатов N 401 "О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Мценском районе", в связи с которым прежнее Решение от 30.06.2009 года N 319 утратило силу.

Считает, что в период своего действия Решение № 319 от 30.06.2009 г. противоречило Закону Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области», поскольку были нарушены права бывших муниципальных служащих. Они были поставлены в неравное положение по сравнению с муниципальными служащими Мценского района, которым такая пенсия была назначена после 10.01.2009 года, так как размер среднемесячного заработка, исходя из которого им исчислялась пенсия за выслугу лет в этот период, не мог превышать установленного ежемесячного оклада с ежемесячными дополнительными выплатами по замещавшейся должности муниципальной службы, в то время как к истцам применялось ранее действовавшее положение, в соответствии с которым размер среднемесячного заработка, исходя из которого им исчислялась пенсия за выслугу лет, не мог превышать 2,3 должностного оклада.

Администрацией Мценского района с 10 января 2009 года такой перерасчет пенсии истцам Шкапиной Р.С, Морозовой Р.И. и Богомоловой Л.М. не производился, и им до 1 сентября 2010 года по-прежнему продолжала начисляться пенсия, исходя из среднемесячного заработка муниципального служащего, не превышающего 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы, тогда как должна была начисляться, исходя из среднемесячного заработка муниципального служащего, не превышающего должностного оклада с дополнительными ежемесячными надбавками за выслугу лет, за особые условия муниципальной службы и ежемесячного денежного поощрения.

При таком перерасчете пенсия за выслугу лет Богомоловой Л.М., Морозовой Р.И. и Шкапиной Р.С. за период с 10 января 2009 года по 1 сентября 2010 года должна была выплачиваться в следующем размере: 75% от суммы действующего в этот период должностного оклада по соответствующей должности с дополнительными ежемесячными доплатами к нему, за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости.

Кроме того, Законом Орловской области от 08.06.2010 года № 1070-03 были внесены изменения в ст. 53 Закона Орловской области от 08.02.2005 N 487-03 "О государственной гражданской службе Орловской области". Часть 5 ст. 53 Закона в данной редакции было предусмотрено, что при определении размера пенсии за выслугу лет не учитываются, в частности, суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, и суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Действие положений ч. 5 ст. 53 Закона "О государственной гражданской службе Орловской области" были распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Однако в нарушение действующего федерального и областного законодательства Решение Мценского районного Совета народных депутатов от 23.09.2010 г. N 411, регулирующее исключение сумм фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, и сумм валоризации из расчета пенсии за выслугу лет вступило в силу со дня его официального опубликования в газете "Мценский край" и не было распространено на ранее возникшие правоотношения.

Поэтому сумма валоризации учитывалась ответчиками при начислении пенсий всем истцам только с 1 сентября 2010 года, а не с 1 января 2010 года, как было предусмотрено нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.

Ввиду указанных выше нарушений при исчислении пенсии истцам им была недоплачена пенсия за выслугу лет: Богомоловой Л.М. - (...) рублей, Морозовой Р.И. -(...) рублей, Шкапиной Р.С. - (...) рублей, Никифоровой Г.Н. - (...) рублей.

По этим основаниям прокурор просит признать порядок начисления пенсии за выслугу лет истцам незаконным; признать п. 2 Решения Мценского районного Совета народных депутатов от 23.09.2010 N 411 "О внесении изменений в решение "О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Мценском районе" незаконным со дня принятия нормативного правового акта; взыскать с ответчиков вышеуказанные недополученные суммы пенсии за выслугу лет.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования в отношении Никифоровой Г.Н. к Морозовой Р.И. и просит взыскать недополученные пенсии в пользу Никифоровой Г.Н. - (...) рублей, в пользу Морозовой Р.И. - (...) рублей.

Истцы дополнили исковые требования и просят также произвести индексацию недополученной с января 2009 года пенсии за выслугу лет с учетом индекса роста потребительских цен в Орловской области и взыскать пенсию с учетом ее индексации в размере: Никифорова Г.Н. - (...) рублей. Морозова Р.И. - (...) рублей, Шкапина Р.С. - (...) рублей, Богомолова Л.М. - (...) рублей, а также истцы Морозова Р.И., Шкапина Р.С. и Богомолова Л.М. просят взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере по (...) рублей в пользу каждой.

В судебном заседании прокурор Косьянова СЕ. исковые требования прокурора Мценского района поддержала в полном объеме.

Истцы Шкапина Р.С., Богомолова Л.М.. Морозова Р.И. и Никифорова Г.Н. исковые требования прокурора и свои исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным прокурором.

Представитель ответчиков Администрации Мценского района, Отдела общего образования, Отдела сельского хозяйства и продовольствия и Финансового отдела администрации Мценского района Козлова О.В. иск не признала в полном объеме.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационных жалобах Шкапина Р.С., Морозова Р.И., Богомолова Л.М., просят решение суда отменить в оспариваемой части и принять новое решение по делу, удовлетворив требования в полном объеме.

Считают, что администрацией Мценского района с 10 января 2009 года должен был быть произведен перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом изменений, которые были внесены решением Мценского районного совета народных депутатов от 30.06.2009 года № 319, однако такой расчет не производился, чем они были поставлены в неравное положение с теми муниципальными служащими, которым такая пенсия была назначена после 10 января 2009 года.

Обращают внимание на то, что суд в решении указывает, что муниципальным служащим, вышедшим на пенсию ранее 10.01.2009 года действительно пенсия за выслугу лет должна исчисляться по новому порядку, однако утверждает, что прежний порядок расчета пенсии не повлиял на размер пенсии, при этом никакой расчет не производился.

Полагают, что права и интересы пенсионера, предусмотренные законами, должны соблюдаться вне зависимости от финансового состояния бюджета соответствующего уровня.

Указывают на то, что суд принимая решение, проиндексировал только недополученную пенсию за выслугу лет за счет удержанных сумм валоризации.

Считают, что им необоснованно отказано в компенсации морального вреда, ссылаясь на нормы действующего законодательства РФ.

В кассационном представлении прокурор Мценского района Орловской области просит решение суда отменить, как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права.

Указывает на то, что все установленные законом права для государственных служащих в области пенсионного обеспечения распространяются и на муниципальных служащих.

Ссылается на то, что суд признавая верными доводы истцов в части того, что с 10 января 2010 года пенсия за выслугу лет должна быть исчислена по-новому, не учел п. 8 решения Мценского районного Совета народных депутатов от 30.05.2008 года № 169, которым предусмотрено, в каких случаях производится перерасчет размера пенсии за выслугу лет.

Указывает на то, что среднемесячный заработок для исчисления пенсии муниципальным служащим, вышедшим на пенсию до 09.01.2009 года, должен исчисляться исходя из должностного оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячного денежного содержания, с учетом требований п.8 решения Мценского районного Совета народных депутатов от 30.06.2009 года № 319.

Указывает на то, что в данном случае при принятии нормативных актов имело место нарушение прав и интересов бывших муниципальных служащих, вышедших на пенсию 09.01.2009 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения истцов Богомоловой Л.М., Морзовой Р.И., Шкапиной Р.С. поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя ответчиков Козловой О.В., заключение прокурора прокуратуры Орловской области Териной Н.Н., полагавшей кассационные жалобы истцов не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия не находит основании для отмены решения суда.

В соответствии с частью 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно части 1 ст. 3 Закона Орловской области от 09.01.2008 N 736-ОЗ "О муниципальной службе в Орловской области" (в ред. от 25.12.2008г. №858–ОЗ) правовые основы муниципальной службы в области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, иные законы и иные нормативные правовые акты области (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.

В силу ч. 2 ст. 53 Закона Орловской области от 08.02.2005г. №487 –ОЗ (в ред. от 01.04.2010г.) «О государственной гражданской службе в Орловской области» пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), и выплачивается одновременно с ней.

Исходя из содержания пункта 5 части 1 ст. 22 Закона Орловской области от 09.01.2008 N 736-ОЗ (в ред. Закона Орловской области от 03.03.2010г.) муниципальному служащему гарантируется дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет, осуществляемое за счет средств органов местного самоуправления.

Порядок и условия пенсионного обеспечения муниципального служащего определён ст. 23 Закона Орловской области от 09.01.2008 N 736-ОЗ (в ред. Закона Орловской области от 03.03.2010г.) которая действует в редакции Закона от 25.12.2008 N 858-ОЗ и устанавливает, что в области пенсионного обеспечения в соответствии с Федеральным законом на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области "О государственной гражданской службе Орловской области".

Указанный Закон вступил в действие через 10 дней с момента официального его опубликования.

В соответствии со ст.23 Закона Орловской области от 09.01.2008г. №763 –ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области», действующей в редакции на момент назначения пенсии истцам за выслугу лет, предусматривалось, что муниципальные служащие в области при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы по одному из предусмотренных оснований, в том числе при увольнении по собственному желанию по одному из оснований, предусмотренных ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Граждане, уволенные с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2-5 части 1 настоящей статьи, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

Размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы.

Пункт 3 указанной нормы предусматривает, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Право муниципальных служащих Мценского района Орловской области на выплату пенсии за выслугу лет, условия ее назначения, правила исчисления, порядок назначения и выплаты были определены решением Мценского районного Совета народных депутатов от 30 мая 2008г. №169 «О порядке назначения, перерасчёта, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и выборным должностным лицам местного самоуправления в Мценском районе».

Частью 2 раздела 8 которого предусмотрено, что при расчёте пенсии за выслугу лет должностной оклад учитывается в размере, определённом штатным расписанием по соответствующей должности на момент подачи заявления.

Как установлено материалами дела истцы работали на различных должностях в администрации Мценского района и отделе общего образования администрации Мценского района, отделе сельского хозяйства и продовольствия администрации Мценского района и финансовом отделе администрации Мценского района, откуда были уволены с муниципальной службы до 2008 года, за исключением Никифоровой Г.Н, которая была (...), все имели необходимый стаж муниципальной службы. После увольнения Богомолова Л.М., Морозова Р.И., Шкапина Р.С. получали доплату к государственной пенсии в соответствии с действующим законодательством.

Указанные обстоятельства в судебном заседании представитель ответчиков не оспаривал, а также это подтверждается материалами дела.

В связи с тем, что вышеуказанным Законом Орловской области №736 –ОЗ предусмотрена возможность по выбору граждан назначение пенсии за выслугу лет, по заявлениям истицам Богомоловой Л.М., Морозовой и Шкапиной Р.С. была назначена пенсия за выслугу лет с 11.06.2008, Морозовой Р.И. - с 27.06.2008г. в соответствии с действующим законодательством и принятым решением Мценского районного Совета народных депутатов от 30 мая 2008г. №169, исходя при расчёте среднемесячного заработка из должностного оклада в размере, определённом штатным расписанием по соответствующей должности на момент подачи заявления. При этом размер среднемесячного заработка не мог превышать75% от должностного оклада и 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы, как предусмотрено Законом Орловской области от 09. 01.2008г.№763 –ОЗ» (л.д. 15, 74, 134).

Согласно ч.4 ст.53 Закона Орловской области от 08.02.2005г.№487-ОЗ служащего «О государственной гражданской службе в Орловской области» устанавливалось, что размер пенсии за выслугу гражданских служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последний 12 полных месяцев гражданской службы, предшествующих дню её прекращения. Размере среднемесячного заработка, исходя из которого гражданскому служащему Орловской области исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать установленного оклада месячного денежного содержания с ежемесячными дополнительными выплатами по замещавшейся должности гражданской службы Орловской области.

Законом Орловской области от 25.12.2008г №858-ОЗ были внесены изменении в указанную норму, редакция ч.1 которой предусмотрела, что на муниципального служащего в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные ФЗ и Законом Орловской области «О государственной гражданской службе»в Орловской области».

В связи с изменениями, внесёнными Законом Орловской области от 25.12.2008г. №858 -ФЗ в ст. 23.Закона «Орловской области» О муниципальной службе в Орловской области» данная норма была изложена в новой редакции и часть 1 ст. 23. предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения в соответствии с ФЗ на муниципального служащего в полном объёме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области «О государственной гражданской службе в Орловской области».

Однако положения части 3 ст. 23 указанного Закона предусматривают, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то есть положения указанной нормы остались в прежней редакции.

30 июня 2009г. №139 было приято решение Мценского районного Совета народных депутатов, которым были внесены изменения и дополнения в ранее принятое решение №169 от 30 мая 2008г. часть1, часть 2 ст. 4 которой дополнены указанием о том, что общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (не может превышать 75% среднемесячного заработка муниципального служащего и среднемесячный заработок не должен был превышать установленного ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы.

Вышеуказанные положения были распространены на правоотношения, возникшие с 10.01.2009г. и действовали до 1 сентября 2010г., поскольку Решением Мценского районного Совета народных депутатов от 12.08.2010г. были признаны ранее принятые решения о порядке назначения, перерасчёта, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и выборным должностным лицам местного самоуправления в Мценском районе недействующими и принято новое решение, которое вступило в силу с 1.09.2010г.

Данным решением предусмотрено, что размер среднемесячного заработка не может превышать установленного оклада месячного денежного содержания с ежемесячными дополнительными выплатами по замещавшейся должности.

Решением Мценского районного Совета народных депутатов от 23.09.2010г №411 внесло изменения и дополнения в вышеуказанное Решение от 12.08.2010г. в части применения норм об исключении суммы валоризации пенсионных прав в Мценском районе с 1 сентября 2010г., однако срок его действия не изменило и не распространило на правоотношения, возникшие с 1 января 2010г.

Судом постановлено решение о признании недействующим пункта 2 Решения Мценского районного Совета народных депутатов № 411 от 23 сентября 2010 года «О внесении изменений в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Мценском районе» в той части, что действие данного нормативного правового акта не распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, а также о взыскании с Администрации Мценского района сумм валоризации пенсионных прав истцов за период с 1 января 2010 года до 31 августа 2010г. с учётом индексации, которое в данной части никем не обжалуется.

Одним из требований истцов при обращении в суд с иском к ответчикам было – перерасчёт выплаченной пенсии за выслугу лет с 10 января 2009г. по 1 сентября 2010г. и взыскании разницы в их пользу с учётом индексации.

Суд проверил доводы истцов в указанной части и пришёл к правильному выводу о их необоснованности.

Принятыми изменениями в ст. 23 Закона Орловской области» О муниципальной службе в Орловской области» вступившими в силу с 10.01.2009г., не предусматривался перерасчёт ранее назначенных пенсий за выслугу лет.

Разделом 8 от 30 мая 2008г. №169 «О порядке назначения, перерасчёта, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и выборным должностным лицам местного самоуправления в Мценском районе», действующим до 1 сентября 2010г., предусматривалось, что перерасчёт размера пенсии за выслугу лет производится только в двух случаях: изменения размера трудовой пенсии по старости (инвалидности); при централизованном повышении денежного содержания муниципальным служащим.

Указывалось, что при изменении в соответствии с законодательством должностного оклада по соответствующей муниципальной должности или выборной должности местного самоуправления отдел социальной защиты населения администрации Мценского района пересчитывает размер пенсии за выслугу лет в соответствии с установленным должностным окладом. Выплата пенсии за выслугу лет в новом размере производится со дня изменения должностного оклада.

То обстоятельство, что с момента назначения истцам пенсии за выслугу лет в 2008г. и до настоящего времени в централизованном порядке денежное содержание муниципальных служащих не повышалось и размер должностного оклада не изменялся, подтверждается показаниями свидетеля (...)

Согласно справке администрации Мценского района следует, что фактическое увеличение денежного содержания муниципальных служащих последний раз имело место 01.06.2006г. на основании решения Мценского районного Совета народных депутатов от 16.06.2006г. №26 «О внесении изменений в положение «О муниципальной службе в Мценском раойне».

В соответствии с решением Мценского районного Совета народных депутатов от 22.08.2008г. №195 «Об оплате труда лиц, замещавших должности муниципальной службы в администрации Мценского района» произведено было упорядочение структуры денежного содержания муниципальных служащих Мценского района, централизованного повышения заработной платы не было, оклады муниципальных служащих не увеличивались. Размер пенсии муниципальным служащим за выслугу лет с января 2008г. исчислялся из окладов, действующих до настоящего времени.

Вновь принятым 12.08.2010г. решением Мценского районного Совета народных депутатов №401«О порядке назначения, перерасчёта, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и выборным должностным лицам местного самоуправления в Мценском районе» предусмотрен перерасчёт пенсии за выслугу лет в случае изменения порядка исчисления пенсии.

Указанное положение вступило в действие только с 1 сентября 2010г., ранее такой нормы не имелось.

Тот факт, что с 1 сентября 2010г. истцам был произведен перерасчёт пенсии в соответствии с принятым новым порядком назначения пенсии за выслугу лет, они в судебном заседании не оспаривали.

Установив вышеуказанные обстоятельства, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований истцов в указанной части является правильным, поскольку основан на нормах материального права, подлежащих применению при разрешении настоящего спора, соответствует установленным по делу обстоятельствам.

Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет, порядок назначения выплаты и перерасчёта муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

По изложенным основаниям являются несостоятельными доводы кассационных жалоб истцов о том, что им необоснованно не произведен перерасчёт пенсии за вышеуказанный период, что нарушены их конституционные права на пенсионное обеспечение, что противоречит ФЗ, Конституции РФ о пенсионном обеспечении граждан.

Назначенная за счет средств местного бюджета пенсия за выслугу лет является дополнительным обеспечением бывших муниципальных служащих, помимо назначаемой на общих основаниях трудовой пенсии.

Из указанного следует, что Мценский районный Совет народных депутатов реализовал свое право, предусмотренное статьями 31 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, самостоятельного определения направлений расходования средств своего бюджета и исполнения своих расходных обязательств за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета и с учетом требований пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Указание в жалобах на то, что с 1.09.2010г. был произведен перерасчёт пенсии, также не влечёт отмену решения суда, поскольку вновь принятым вышеуказанным решением Мценского районного Совета народных депутатов это было предусмотрено, что является его правом, исходя из возможностей бюджета на указанный период.

Ссылка в жалобе, что суд в решении указал на то, что муниципальным служащим в указанный период производилось начисление пенсии по иному порядку, чем следовало, а также неверно указал на то, что им выплачивалась пенсия в большем размере, но не произвёл перерасчёт, не может служить основанием для отмены решения в связи с вышеизложенным.

Ссылка в жалобе на решение Мценского районного Совета народных депутатов от 22.08.2008г. №195 «Об оплате труда лиц, замещавших должности муниципальной службы в администрации Мценского района» не влечёт отмену решения суда, поскольку данным решением было произведено только упорядочение структуры денежного содержания муниципальных служащих Мценского района, а централизованного повышения заработной платы не было с момента его принятия и до настоящего времени. В связи с этим оснований для перерасчёта пенсии за выслугу лет истцам за спорный период не имелось.

Статьёй 1099 ГК РФ ч.1 определено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

В силу ч. 2 указанной нормы моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Истцы, обращались в суд с требованиями о взыскании компенсации морального вреда в связи с нарушением их прав на получение пенсии за выслугу лет вышеуказанный период в ином размере, чем им была назначена.

Поскольку заявленные ими требования относятся к требованиям имущественного характера, а действующим законодательством и нормативно- правовыми актами органов местного самоуправления, регулирующими спорные правоотношения, не предусмотрено возмещение компенсации морального вреда, а доказательств причинения вреда нематериальным благам (здоровью) ими не представлено, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части является правильным, а доводы кассационных жалоб истцов в этой части – необоснованными.

Таким образом, в кассационных жалобах истцов не приведено доказательств, указывающих на нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Мценского районного суда Орловской области от (...) года оставить без изменения, а кассационные жалобы Шкапиной Р.С., Морозовой Р.И., Богомоловой Л.М. об отмене решения – без удовлетворения.

Председательствующий: судья

Судьи  :

.