ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-687/11 от 09.02.2011 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Дьяченко Т.А.                                                  Дело № 33-687/11

                                   К А С С А Ц И О Н Н О Е                О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

Председательствующего Ивановой В.П.,

судей областного суда Кочеровой Л.В., Ершовой Л.А.,

при секретаре Курмановой Г.А.

            рассмотрела в судебном заседании 09 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Иванова О.А. на решение Омского районного суда Омской области от 24 декабря 2010 года, которым постановлено:

«Иванову О.А. в удовлетворении заявленных исковых требований отказать  в полном объеме».

            Заслушав доклад судьи областного суда Кочеровой Л.В., судебная коллегия

                                                           У С Т А Н О В И Л А:

Иванов О.А. обратился в суд с иском к Администрации Ключевского СП ОМР Омской области, указав, что решением избирательной комиссии от 3.10.2005 года № 160 был избран г. Ключевского СП ОМР Омской области, приступил к исполнению обязанностей главы поселения с 01.01.2006 года, также стал исполнять обязанности главы администрации Ключевского СП ОМР Омской области. С ним был заключен срочный трудовой договор сроком на 5 лет с 01.01.2006 года по 31.12.2010 года. Также был заключен трудовой договор на совмещаемую должность главы администрации Ключевского сельского поселения на тот же срок. 10 октября 2010 года прошли выборы в органы местного самоуправления, в результате которых был избран на должность главы Ключевского сельского поселения Кондрашов В.И. С 26 октября 2010 года к работе он приступить не смог, так как его рабочее место было занято. Просил признать его увольнение с должности главы Ключевского СП и должности главы администрации Ключевского СП незаконным, восстановить его на работе в указанных должностях; допустить к работе, взыскать с ответчика в его пользу невыплаченную заработную плату за работу г. Ключевского СП с 01.09.2010 года по 25.10.2010 года в размере  211 319 рублей; за работу и выполнение функций главы администрации Ключевского СП с 1.01.2007 года по 12.02.2010 года в размере 1 410 255 рублей; компенсацию за неиспользованный отпуск в должности главы сельского поселения в размере 446 697,15 руб., в должности главы администрации СП в размере  164 587 рублей, за неиспользуемые 20 дней отдыха, положенных донору в размере 67 172,51 руб., компенсацию в размере 3-х месячного заработка в связи с досрочным расторжением трудового договора по должности главы муниципального образования (главы поселения) в размере 298 245,93 рублей; по должности главы администрации в размере 109 890 руб.; компенсацию в связи с прекращением трудового договора с руководителем организации  на основании ст. 279 ТК РФ как главы поселения в размере 298 425,93 рубля, как главы администрации в размере 109 890 рубля; компенсацию за лишение возможности  трудиться,  вследствие  удержания  (не выдачи) трудовой книжки с 26.10.2010 года по 16.12.2010 г. в размере 169 946,44 рубля; обязать ответчика выдать ему трудовую книжку, распоряжение об увольнении и расторжении трудового договора, справку о времени работы в муниципальном образовании Ключевском сельском поселении и времени работы в администрации Ключевского сельского поселения; взыскать моральный вред в размер 59 000 руб., а также недоплаченную зарплату по должности главы поселения за 2008 год в размере 88 548рублей, за 2009г. в размере 420 457 рублей, с 01.01.2010г. по 31.08.2010г. 314 792 рубля.

Истец Иванов О.А. в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представитель истца Васенин С.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Ключевского СП ОМР Омской области - Кальтенбергер С.В. исковые требования не признала, просила в иске отказать. Суду пояснила, что должностное лицо местного самоуправления – это выборное лицо. С лицом, избранным на должность главы муниципального образования в результате муниципальных выборов, трудовой договор не заключается. Гарантии главам муниципальных образований устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Уставом Ключевского СП ОМР Омской области установлено, что глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения и наделяется собственными полномочиями (ст.27 Устава), в случае досрочного прекращения полномочий, ему устанавливаются определенные гарантии (ст. 30 Устава). Считала несостоятельной ссылку истца на положения ст. 59 ТК РФ. Указала на отсутствие доказательств, подтверждающих, что Администрацией Ключевского сельского поселения нарушены трудовые права Иванова О.А., в связи с чем полагала заявленные требования Иванова О.А. к Администрации Ключевского СП ОМР Омской области необоснованными, противоречащими нормам действующего материального права.

            Представитель ответчика Администрации Ключевского СП ОМР Омской области по доверенности Зурашвили Г.Г. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме по основаниям изложенным выше. Дополнительно пояснил, что в связи с возбуждением уголовного дела в отношении истца Омским районным судом Омской области было вынесено постановление об отстранении Иванова О.А. от занимаемой должности. Кроме того, указал на имеющиеся переплаты Иванову О.А. в размере 650 985,08 рублей, в связи чем Администрация Ключевского СП ОМР Омской области намерена обратиться в суд с иском к Иванову О.А. о взыскании излишне выплаченных сумм.

Представитель третьего лица Администрации ОМР Омской области Ярчук О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца. Не согласилась с доводами истца о том, что его увольнение с должности Главы Ключевского сельского поселения произошло ранее срока оговоренного трудовым договором, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства. В соответствии с материалами дела истец исполнял в период с 01.01.2006 по 22.10.2010 года полномочия главы муниципального образования в результате его избрания на муниципальных выборах. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, а в случае, предусмотренном п. 8 ст. 81.1 данного Федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий этих органов. Выборы главы вновь образованного Ключевского сельского поселения проводились в соответствии с п. 7 ст. 81.1 Федерального закона N 67-ФЗ, очередные выборы были проведены во второе воскресенье октября 2010 года. Ссылку истца на нормы трудового законодательства считала необоснованной, поскольку нормами ТК РФ регулируются только трудовые отношения. Заключение с выборными должностными лицами срочных трудовых договоров в связи с исполнением ими своих полномочий неправомерно. Полагала, что требования истца не подлежат удовлетворению.

            Судом постановлено вышеизложенное решение.

            В кассационной жалобе Иванов О.А. просит решение суда отменить как незаконное по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Не согласен с выводом суда об отсутствии в рассматриваемой ситуации работодателя и трудовых отношений. Кроме того указывает, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что была нарушена процедура удаления в отставку главы муниципального образования. Не согласен с выводом суда о необоснованности требований о взыскании компенсации за 20 дополнительных дней в связи со сдачей крови. Не согласен с выводом суда о том, что между сторонами не сложились трудовые отношения, указывает, что выполнял две различные функции как главы поселения, так и главы администрации.

До начала заседания в суде кассационной инстанции прокурором прокуратуры Омского района Омской области кассационное представление на решение Омского районного суда Омской области от 24 декабря 2010 года отозвано.

            Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав стороны, заключение прокурора Жигаловой Т.М., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Давая правовую оценку нарушенных прав истца при проведении выборов и избрании нового главы сельского поселения, суд обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст. 2 данного Закона, выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №  67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», срок, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах). Если второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта или второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является соответственно первое воскресенье марта, первое воскресенье октября. Совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов, не допускается.

Судом установлено, что Ключевское СП ОМР Омской области было зарегистрировано в качестве юридического лица 22 декабря 2005 года, включено в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации 02 февраля 2006 года. Решением Территориальной избирательной комиссии Омского района от 3.10.2005 года № 160 «Об установлении результатов выборов Главы Ключевского СП ОМР Омской области», выборы главы Ключевского СП ОМР Омской области признаны состоявшимися, г. СП избран Иванов О.А.

Согласно ст. 27 Устава Ключевского СП ОМР Омской области срок полномочий Главы сельского поселения составляет 2,5 года, если иное не установлено законом Омской области.

В силу ст. 81.1. и 82 Федерального закона № 67-ФЗ продление срока полномочий выборного должностных лиц местного самоуправления возможно только в случае принятия специального закона субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона Омской области от 9 февраля 2005 г. N 607-ОЗ «О численности депутатов, сроках полномочий представительных органов первого созыва и глав вновь образованных муниципальных образований Омской области», срок полномочий глав вновь образованных муниципальных образований Омской области, в которых в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не принято решение о проведении референдума (схода граждан) по вопросу о структуре органов местного самоуправления, составляет 5 лет.

В соответствии с п. 7 ст. 81.1 Федерального закона № ФЗ-67, выборы в представительные органы первого созыва и выборы глав вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальных образований, а также выборы в органы местного самоуправления, срок полномочий которых был продлен или сокращен в соответствии со статьей 82 настоящего Федерального закона, проводятся в сроки, определенные законами субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 2 статьи 82 настоящего Федерального закона.

Судом принято во внимание, что поскольку выборы вновь образованного Ключевского СП проводились в соответствии с п. 7 ст. 81.1 Федерального закона № ФЗ-67, очередные выборы были проведены во второе воскресенье октября 2010 года.

Решением Избирательной комиссии Ключевского СП ОМР Омской области от 11.10.2010 года  № 10/29 «Об итогах голосования на выборах Главы Ключевского СП ОМР Омской области 10.10.2010 года», выборы главы Ключевского СП ОМР Омской области признаны состоявшимися, итоги голосования действительными, г. Ключевского СП избран Кондрашов В.И., который в соответствии со ст. 28 Устава Ключевского СП принял присягу 22.10.2010г. и приступил к должности главы СП - 23.10.2010 года. 

В соответствии со ст. 40 Закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Аналогичные положения закреплены в ст. 28 Устава Ключевского СП  ОМР Омской области.

При указанных обстоятельствах каких-либо нарушений прав истца при проведении выборов и избрании нового главы сельского поселения суд не установил.

Отказывая в удовлетворении требований Иванова О.А. к Администрации Ключевского СП ОМР Омской области, суд обоснованно исходил из того, что глава муниципального образования является выборной должностью, правовой статус главы муниципального образования, в частности, срок его полномочий, порядок замещения данной должности и исполнения полномочий по указанной должности, определяется Конституцией РФ, Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а также Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в связи с чем при осуществлении полномочий выборного лица трудовые отношения не возникают, заключение трудового договора не требуется, нормы трудового законодательства не применяются.

            При этом суд правильно указал, что ссылка истца на ст. 186 ТК РФ о взыскании компенсации за 20 дополнительных дней в связи со сдачей Ивановым О.А.  крови в течение 10 дней, в которые он работал, является необоснованной, так как согласно указанной норме работнику положены дополнительные дни отдыха, а не денежная компенсация за указанные дни. Законодателем и так предусмотрено сохранение за работником среднего заработка в указанные дни. Кроме того, истцом предоставлены справки о сдаче крови в 2010 году в период, когда он был отстранен от выполнения должностных обязанностей. (т.1 л.д. 50-59)

Давая правовую оценку трудовому договору от 1.01.2006 года, согласно которому МО Ключевского СП ОМР Омской области в лице главы поселения Иванова О.А. назначает на должность муниципальной службы главы администрации Иванова О.А. на срок с 1.01.2006 года по 31.12.2010 года для выполнения исполнительно-распорядительных функций администрацией поселения, определенных законодательством РФ с полномочиями, предусмотренными п.п. 1-20 пункта 3 ст. 29, ст. 33, п.п. 1-8 п. 4 ст. 49 Устава Ключевского СП ОМР Омской области, суд правильно указал, что совмещение представительских функций с функциями по руководству исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления одним лицом, избранным на должность главы муниципального образования осуществляется в силу прямого указания закона. В связи с чем, при прекращении полномочий Иванова О.А. в качестве главы сельского поселения автоматически прекращаются его полномочия как главы администрации СП, а функции главы администрации осуществляет с момента вступления в должность главы СП - Кондрашов В.И. 

Отказывая в удовлетворении требований Иванову О.А. о взыскании с ответчика в его пользу невыплаченной заработной платы за работу г. Ключевского СП с 01.09.2010 года по 25.10.2010 года в размере 211 319 рублей, суд установив, что в указанный период Иванов О.А. был отстранен от исполнения должностных обязанностей постановлением от 12 февраля 2010 года и ему на период отстранения  было назначено ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, должностные функции, предусмотренные Уставом Ключевского СП не исполнял, в связи с чем правильно пришел к выводу, что на  получение денежного вознаграждения в указанных размерах истец права не имел.

Отказывая в удовлетворении требований о взыскании с ответчика компенсации за неиспользованный отпуск в должности главы сельского поселения в размере 446 697,15 рублей, суд исходил из представленных реестров платежных поручений за 2008-2010 г.г., из которых следует, что истцу начислялись и выплачивались отпускные ежегодно. Данные обстоятельства также подтверждены свидетелем Осиповой, исполнявшей обязанности бухгалтера в администрации Ключевского СП, непосредственно начислявшей главе сельского поселения Иванову О.А. денежное содержание. Доказательства того, что истец фактически работал в дни отпусков истцом не представлено.

            Отказывая в удовлетворении требований Иванову О.А. о взыскании в его пользу денежной компенсации вследствие лишения ответчиком возможности его трудится, суд исходил из отсутствия доказательств удержания ответчиком трудовой книжки истца. При этом, судом дана оценка представленным актам, подтверждающим отсутствие трудовой книжки Иванова О.А. в документах, хранящихся в здании администрации сельского поселения, по состоянию на 23.10.2010 года. Согласно акту об обнаружении документов имеющих ценность и находящихся в сейфе, при проверке документов из сейфа изъято 6 трудовых книжек, в их числе трудовой книжки истца не обнаружено.

            Отказывая в удовлетворении требований Иванова О.А. о выдаче необходимых ему справок о времени работы в сельском поселении, суд указал, что не усматривает обстоятельств, препятствующих обращению истца к ответчику с  заявлением о выдаче ему необходимых справок. При этом указал, что Иванов О.А. к ответчику не обращался. Доказательства, подтверждающие отказ ответчика выдать указанные справки, не представлены.

Поскольку судом не установлен факт причинения истцу моральных и физических страданий действиями ответчика, в удовлетворении требований о взыскании  морального вреда в размере 59 000 рублей отказано.

Доводы жалобы не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного решения, поскольку сводятся к переоценке  кассатором доказательств  в свою пользу при отсутствии к тому правовых оснований.

При рассмотрении спора судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам  дана надлежащая оценка, согласно положениям ст.198 ГПК РФ в решении суда приведены мотивы, по которым судом приняты одни доказательства и отвергнуты другие, правильно применены нормы материального и процессуального права.

Оснований  для отмены состоявшегося по делу решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 361-366 ГПК РФ,  судебная коллегия

                                               О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Омского районного суда Омской области от 24 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи