ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-7077 от 12.08.2010 Пермского краевого суда (Пермский край)

                                                                                    Пермский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Пермский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья - Федотов О.Ю. Дело № 33-7077

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Валуевой Л.Б., судей Сергеева В.А. и Хрусталевой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 12 августа 2010 года дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Свердловского районного суда г.Перми от 04 июня 2010 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУВД по Пермскому краю о взыскании задолженности по недоплате пенсии отказать.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Хрусталевой Л.Е., пояснения истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУВД по Пермскому краю о взыскании задолженности по пенсии за период с 01.02.1993 года по 30.06.2002 года с учетом индекса потребительских цен по состоянию на 31.01.2010 года в размере 33 866 рублей. Свои требования мотивировал тем, что он является пенсионером МВД РФ с 20.03.1975 года и получает пенсию за выслугу лет. В период с 01.02.1993 года по 30.06.2002 года ему выплачивалась процентная надбавка за выслугу лет в меньшем размере, чем положено по закону.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика - ГУВД по Пермскому краю - ФИО2 иск не признала.

Судом постановлено приведенное выше решение об отмене которого просит в кассационной жалобе ФИО1 В кассационной жалобе указывается, что решение суда является необоснованным, судом неверно применены нормы материального права, суд не опроверг доводы истца. Суд принял во внимание инструкцию МВД СССР, которая для разрешения дела не имеет юридического значения. Считает, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. В соответствии с п.З постановления Верховного Совета РФ от 12.02.1993 года № 4469-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей» запрещено применять с 01.02.1993 года на территории России Закон СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих», а также нормативные акты Правительства бывшего СССР по данному вопросу. Правительством РФ издано постановление от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, для назначения пенсии...», на основании пунктов 1-3 указанного постановления в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается любая службы в силовых структурах на должностях рядового, офицерского и начальствующего состава, включая службу в качестве солдата, матроса, сержанта и старшины. В связи с изданием указанного постановления МВД РФ было направлено указание от 02.03.1993 года № 1/927 с требованием произвести перерасчет пенсий, исходя из новых окладов по должности, специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет. Ответчик перерасчет пенсии произвел без учета увеличения процентной надбавки за выслугу лет.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления. В соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов жалобы.

Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств - пояснениям участвующих в судебном заседании лиц, письменным доказательствам  - судом дана соответствующая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является получателем пенсии по линии МВД России с 20.03.1975 года. С 24.01.1951 года по 13.03.1975 года проходил службу в органах внутренних дел. В период с 12.11.1943 года по 12.06.1944 года являлся курсантом 27 учебного стрелкового полка, с 12.06.1944 года по 25.09.1945 года служил рядовым 236 конвойного полка войск МВД СССР, с 25.09.1945 года по 15.11.1950 года - рядовым войсковой части управления коменданта Московского Кремля Главного управления охраны МГБ СССР.

Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в связи с тем, что в спорный период Центром пенсионного обеспечения ГУВД по Пермскому краю пенсия ФИО1 начислялась в соответствии с действующим законодательством, стаж выслуги ФИО1 для выплаты процентной надбавки в период с 20.03.1975 года по 01.07.2002 года составлял 23 года 7 месяцев 22 дня.

Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным.

Доводы жалобы о том, что неверно исчислена выслуга лет для выплаты процентной надбавки в спорный период, являются необоснованными.

С 01.02.1993 года в Российской Федерации вступило в действие новое нормативно-правовое регулирование в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, в том числе и их пенсионного обеспечения. В связи с этим в соответствии с пунктами 1,3 Постановления Верховного Совета РФ № 4469-1 от 12.02.1993 года «О порядке введения в действие закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей», подлежали перерасчету ранее назначенные пенсии уволенным со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим срочной службы и другим военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и их семьям, если они имеют право на более высокую пенсию в соответствии с указанным законом.

При этом принятие нового правового регулирования в отношении пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел не означает, что не подлежали применению все регламентирующие подзаконные нормативные акты, в том числе, нормативные акты, регламентирующие порядок исчисления выслуги лет для выплаты процентной надбавки.

В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О

пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей», в редакции, действовавшей на момент его принятия и вступления в действие, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

Постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 года №65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усиления их социальной защиты», в целях упорядочения выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, усиления их социальной защиты и в соответствии с протоколом заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации от 7.12.1992 года № 11, Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 30.12.1992 г. № 4249-1/1042 «Об упорядочении оплаты труда работников органов представительной и исполнительной власти» были установлены размеры процентных надбавок за выслугу лет военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы ) согласно приложения № 8: при выслуге лет от 1 до 2 лет - 5%, от 2 до 5 лет- 10%, от 5 до 10 лет-20%, от 10 до 15 лет - 25%, от 15 до 20 лет - 30%, от 20 до 25 лет - 35%, от 25 лет и выше - 40%. В соответствии с п. 11 Постановления, пенсии за выслугу лет, по инвалидности, назначенные военнослужащим, рядовому и начальствующему составу органов внутренних дел, и пенсии по случаю потери кормильца их семьям, подлежали перерасчету исходя из увеличенного в соответствии с настоящим Постановлением денежного содержания военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе.

В спорный период выплата процентной надбавки истцу производилась без учета периодов военной службы.

В соответствии с действовавшим Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12.10.1967 года (ч. 2 ст. 11), граждане, принятые в военно-учебные заведения, состояли на действительной военной службе и именовались курсантами. На них распространялись обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они пользовались правами, льготами и преимуществами, предусмотренными законодательством для военнослужащих срочной службы. Аналогичные положения сохранились и в законодательстве Российской Федерации.

Статья 1 Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 года № 4338-1 и статья 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ разделяют военнослужащих с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, условий и порядка прохождения военной службы (по призыву и по контракту).

В соответствии с п. 1 ст. 2 названного Федерального закона, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контрактов имеют правовое положение военнослужащих по призыву.

Таким образом, несмотря на то, что закон включает в понятие военнослужащих всех лиц, проходящих военную службу, это безусловно не

означает, что все категории военнослужащих пользуются одинаковым объемом

социальных гарантий, и не существует никаких различий между прохождением военной службы по призыву (включая курсантов) и военной службы по

контракту, что прямо следует из смысла статей 3 и 10 Федерального закона «О

статусе военнослужащих».

Поскольку в соответствии с Приложением № 8 к Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 27.01.1993 года № 65, размеры процентных надбавок за выслугу лет были установлены военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел за исключением военнослужащих срочной службы (при этом начисление надбавок за выслугу лет производилось ежемесячно в процентах к должностному окладу и окладу по воинскому (специальному) званию, следовательно периоды службы истца по призыву (срочной службы) и службы в качестве курсанта, которая приравнивается к службе по призыву, не подлежали включению в выслугу лет для исчисления указанной процентной надбавки. В связи с чем, в спорный период времени размер процентной надбавки, без учета указанных периодов был определен истцу верно.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года за № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно -исполнительной системы, и их семьям в РФ», в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», постановлениями Верховного Совета РФ о порядке введения в действие этих Законов и Постановлением Верховного Совета РФ «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации» установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, формированиях правительственной связи, войсках гражданской обороны, органах безопасности и внешней разведки, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.

Следовательно, вышеназванным Постановлением определяется порядок
исчисления выслуги для назначения пенсии, а не порядок исчисления выслуги для
установления процентных надбавок за выслугу лет (как дополнительных

денежных выплат по смыслу ст. 12 закона РФ «О статусе военнослужащих» и ст. 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...») и он не может применяться для исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки.

С 15.10.1974 года до 26.08.1994 года исчисление стажа для выплаты процентной надбавки за выслугу лет среднему, старшему и высшему начальствующему составу органов внутренних дел производилось в соответствии с нормами Инструкции о порядке исчисления стажа для установления окладов денежного содержания рядовому и младшему начальствующему составу и для выплаты процентной надбавки за выслугу лет среднему, старшему и высшему начальствующему составу органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД СССР от 15.10.1974 года № 295, действие которой распространялось на лиц рядового и начальствующего состава, состоящих на службе в органах внутренних дел, под которыми подразумеваются: министерства внутренних дел союзных и автономных республик, главные управления, управления, отделы, отделения внутренних дел исполкомов Советов депутатов трудящихся, исправительно-трудовые учреждения, подразделения милиции, военизированной пожарной охраны, вневедомственной охраны, учебные заведения по подготовке, переподготовке и усовершенствованию начальствующего состава, а также другие учреждения системы МВД СССР, в которых проходят службу лица рядового и начальствующего состава.

Пунктом 2 Инструкции было предусмотрено, что исчисление стажа для выплаты процентной надбавки производится в календарном порядке (один месяц службы за один месяц). Пунктом 7 раздела 2 Инструкции установлены исчерпывающие периоды, подлежащие зачету в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет, среди которых период службы в Вооруженных Силах СССР по призыву (ранее срочная служба) не указан.

С 1 февраля 1992 года в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 13 октября 1992 года № 781 «О зачете лицам офицерского состава в стаж службы на получение процентной надбавки за выслугу лет периодов службы в качестве прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы» в существующий порядок исчисления выслуги лет для выплаты процентной надбавки были внесены изменения, касающиеся лиц офицерского состава, которым в стаж службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лег стали засчитывать периоды их воинской службы в качестве прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы до присвоения первого офицерского звания.

В период с 26.08.1994 года до 29.10 2002 года исчисление стажа для выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел осуществлялось в соответствии с Приказом МВД РФ от 26.08.1994 года № 391, которым была утверждена соответствующая Инструкция. Положения раздела 2 Инструкции также содержат исчерпывающий перечень периодов, подлежащих зачету в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет, среди которых период службы в Вооруженных Силах СССР по призыву (ранее срочная служба) не указан.

Увеличенные размеры процентной надбавки и измененный порядок исчисления выслуги лет сотрудникам органов внутренних дел для указанной выплаты были утверждены в связи с принятием постановления Правительства РФ от 23 января 2003 года № 43 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и таможенных органов Российской Федерации. Поскольку конкретные периоды военной службы в постановлении не названы, с 01 июля 2002 года сотрудникам органов внутренних дел в выслугу лет для выплаты процентной надбавки включается также служба по призыву (срочная служба), а также обучение в военных учебных заведениях в должности курсанта. В соответствии с п. 2 указанного постановления с 1 июля 2002 года ответчиком был произведен перерасчет пенсии истца.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, доводы жалобы сводятся к иному толкованию норм материального права, обоснованно примененных к спорным правоотношениям, с которыми по вышеизложенным мотивам судебная коллегия согласиться оснований не усматривает.

Иных правовых доводов, влекущих необходимость отмены решения, кассационная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Кассационную жалобу ФИО1 на решение Свердловского районного суда г.Перми от 04 июня 2010 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: