Председательствующий: Чернышёва И.В. Дело № 33-7125/10
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Чукреевой Н.В.
судей: Дьякова А.Н., Егоровой К.В.
при секретаре: Голубовской Н.С.
рассмотрела в судебном заседании 17 ноября 2010 года дело по кассационным жалобам Румянцевой Г.В., действующей в интересах Агафоновой О.Н., Маркова Н.К., Мальцевой Г.М., на решение Центрального районного суда города Омска от 4 октября 2010 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований Агафоновой Ольги Николаевны, Маркова Николая Константиновича, Мальцевой Галины МихайловныкУправлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, обществу с ограниченной ответственностью «Земля и право», Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Омской области отказать в полном объёме.»
Заслушав доклад судьи Егоровой К.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Агафонова О.Н., Марков Н.К., Мальцева Г.М.обратились в суд с заявлениями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ООО «Земля и право» о возложении обязанностей по осуществлению кадастрового учёта земельных участков.
В обоснование требований указали, что на основании свидетельств о праве собственности от 1995 года приобрели право коллективно – долевой собственности на *** балло – гектаров земель сельскохозяйственного производства, в том числе *** га пашни, *** га кормовых угодий, выделили земельные участки в счет своих земельных долей в праве общей долевой собственности.Земельные участки образованы путём выдела в счёт долей в праве общей собственности на земельный участок, местоположение которого установлено в относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. К., д. ***, из земель бывшего АОЗТ «Надеждинское», рабочий участок № ***.
В результате выполнения ООО «Земля и право» кадастровых (землеустроительных) работ был изготовлен межевой план, в адрес Территориального отдела № 12 Управления Роснедвижимости по Омской области направлен запрос об уточнении сведений о принадлежности земельного участка с приложением схемы. Территориальный отдел № 12 направил им уведомление и о том, что земельные участки на поле *** территориально находятся в границах города Омска, в связи с чем, вопросы постановки на государственный учёт отделом № 12 не решаются. Территориальный отдел № 1 Управления Роснедвижимости по Омской области сообщил, что в кадастровом районе 55:36 г. Омск земельные участки, согласно прилагаемых схем не сформированы и в государственном кадастре недвижимости не учтены.
В суде требования уточнили и дополнили, просили обязать Управление Роснедвижимости определить территориальный отдел, наделённый полномочиями ведения кадастрового учёта рабочего земельного участка № ***, в границах земель (кадастровый № 55:20:000000:77) участников общей долевой собственности бывшего АОЗТ «Надеждинское»; поставить на кадастровый учёт земельный участок 77:ЗУ 1, находящийся в границах рабочего земельного участка № ***, выделенный из ранее учтённого рабочего земельного участка № ***; присвоить кадастровый номер земельному участку 77:ЗУ 1, находящемуся в границах рабочего земельного участка № *** и выделенному из ранее учтённого рабочего земельного участка № ***; выдать кадастровый паспорт земельного участка 77:ЗУ 1.
В судебное заседание заявители не явились, их представители Румянцева Г.В., Фетисова О.В. требования поддержали.
Представитель Управления Росреестра по Омской области Зинякова А.С. требования истцов не признала, указав, что территория, на которой находятся спорные земельные участки, не передавалась в коллективно-долевую собственность и отнесена к фонду перераспределения земель.
Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области Богзберг Е.А. считала требования необоснованными.
Представители ООО «Земля и право» Черемнова И.В., Попов А.В. полагали требования законными.
Представители ГУ по земельным ресурсам Омской области Федоров Е.А. и Аникеева О.Н., представитель департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска Шевченко Е.В., представитель Администрации Омского муниципального района Омской области Басс В.Г., представитель ООО «Завод поликристаллического кремня «Кристалл» Зиганшин А.М., полагали, что заявления удовлетворению не подлежат.
Представители Администрации города Омска, Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, МП «Омскархитектура», Фетисов В.Г. в судебное заседание не явились.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационных жалобах Румянцева Г.В., действующая в интересах Агафоновой О.Н., Маркова Н.К., Мальцевой Г.М., просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд в нарушение ст.2,12 ГПК РФ не оказал содействие в реализации процессуальных прав, отказал в удовлетворении ходатайств об истребовании дополнительных доказательств, подтверждающих доводы заявителей. Кроме того, указывает, что выводы суда об отнесении спорных земельных участков к землям фонда перераспределения на фактических обстоятельствах не основаны.
В отзыве на кассационные жалобы представитель Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Омской области Жилинская О.И. выражает несогласие с доводами кассаторов, указывает, что указанные земли расположены на территории города Омска, в его кадастровом квартале, в ходе приватизации таковые переданы в фонд перераспределения и, соответственно, не находятся в коллективно-долевой собственности. Постановленное решение не лишает заявителей права на выделение земельных участков из земельного участка бывшего АОЗТ «Надеждинское», находящегося в коллективно-долевой собственности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, письменных возражений против доводов кассаторов, выслушав объяснения представителей истцов Румянцевой Г.В., Фетисовой О.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, представителей Управления Росреестра по Омской области Зиняковой А.С., ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области Жилинской О.И., ГУ по земельным ресурсам Омской области Аникеевой О.Н., ООО Завод поликристаллического кремния «Кристалл» Зингашина А.М., возражавших против доводов кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со статьей 347 Гражданского процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции, подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Учитывая приведенные процессуальные правила, судебная коллегия проверяет обоснованность принятого решения в пределах доводов кассационных жалоб.
В соответствии со статьей 362 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 111-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ) установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Статьей 83 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) предписано, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В составе земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами могут быть выделены территориальные зоны сельскохозяйственного использования - это преимущественно индивидуальные жилые дома с участками личных подсобных хозяйств, коллективные огороды, земельные участки находящихся в черте города, поселка, сельского населенного пункта, сельскохозяйственных организаций.
На такие земельные участки распространяется правовой режим той категории земель, к которой они принадлежат.
Главный принцип, по которому названные земли отделяются от земель сельскохозяйственного назначения, - это их нахождение в пределах границы населенного пункта, на что указано и в п. 1 комментируемой статьи. Согласно п. 2 ст. 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий; они не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Использование земельных участков в сельскохозяйственных целях на иных кроме сельскохозяйственного назначения категориях земель носит второстепенный по отношению к основному целевому назначению той или иной категории и чаще всего временный характер.
Так, земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 ЗК РФ). Земли промышленности и иного специального назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства (п. 6 ст. 87 ЗК РФ). На полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта свободные земельные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования (подп. 3 п. 2 ст. 90 ЗК РФ), при этом в границах охранных зон в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление распашки земли и выпаса скота.
Земельный кодекс закрепляет основные черты правового статуса земель сельскохозяйственного назначения, более подробно он урегулирован другими федеральными законами, основным из которых является Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Этот Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Земли сельскохозяйственного назначения - особая категория земельного фонда, в состав которой включены наиболее ценные продуктивные земли.
Под оборотом сельскохозяйственных земель данный Закон понимает сделки, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки (доли в праве общей собственности на земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения.
При этом земли сельскохозяйственного назначения не идентичны землям иных категорий, используемых в сельскохозяйственных целях.
Заявители обратились с требованиями о возложении на ответчика обязанности по постановке на кадастровый учет земельного участка 77:ЗУ 1, находящегося в границах рабочего земельного участка № ***, выделенного из ранее учтённого рабочего земельного участка № ***; присвоении кадастрового номера земельному участку 77:ЗУ 1, находящемуся в границах рабочего земельного участка № *** и выделенному из ранее учтённого рабочего земельного участка № ***; выдаче кадастровый паспорт земельного участка 77:ЗУ 1.
Как было установлено судом первой инстанции, и усматривается из материалов дела, общее собрание коллектива совхоза «Надеждинский» в 1992 году приняло решение о реорганизации совхоза в ассоциацию крестьянских хозяйств (членами которой решено считать работников совхоза, пенсионеров, ранее работавших в хозяйстве, а также работников социальной сферы), основанную на коллективно-долевой форме собственности. При этом процесс реорганизации совхоза «Надеждинский» осуществлялся в соответствии с действовавшим в то время законодательством.
Впервые выдел земельной доли из общей долевой собственности на законодательном уровне происходил на основании Указа Президента от 27 декабря 1991 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы", Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и Постановления Правительства РФот 4 сентября 1992 N 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». В последующем 1 февраля 1995 Правительством было принято Постановление "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев", и 7 марта 1996 г. был издан Указ Президента РФ "О реализации конституционных прав граждан на землю", которые внесли коррективы в ранее действующее законодательство.
Согласно Указу Президента РФ N 323 от 27.12.1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" (п. 6) коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 г., было предписано принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, а местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право. В соответствии с Законом РСФСР N 374-1 от 23.11.1990 г. "О земельной реформе", (ст. 5) устанавливалось, что колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могут передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов, утвержденные Минсельхозом России 14 января 1992 г. в качестве приложения 1 к Рекомендациям Роскомзема от 11 августа 1992 г. N 570, содержат подробное описание процедур приватизации и реорганизации. Рекомендации проводят четкую грань между приватизацией земли в сельском хозяйстве и реорганизацией предприятий:
"приватизация представляет собой процесс получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных фондов безвозмездно или в виде выкупа. В колхозах и совхозах приватизации подлежит земля" (абз. 3 п. 1 Рекомендаций);
"реорганизация - это процессы разделения предприятия на более мелкие предприятия, слияния с другими предприятиями или преобразования их в иную организационно-правовую форму... Колхозы и совхозы не приватизируются, а подлежат реорганизации в соответствии с действующим законодательством" (абз. 4 п. 1 Рекомендаций). В п.1.3 Рекомендаций содержится указание на то, какие сельскохозяйственные угодья не подлежат разделу на земельные доли. Это такие земельные участки как: включенные в фонд перераспределения земель; переданные в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования; переданных данному хозяйству в аренду; используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур.
Пункт 10 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФот 4 сентября 1992 г. N 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» содержал аналогичное положение, предусматривающее, что при определении земельной доли (пая) учитываются сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земельных участков: переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования; включенных в фонд перераспределения земель; используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур; переданных данному хозяйству в аренду.Одновременно данным пунктом было предусмотрено, чтовхозяйствах, где земельная доля работников и пенсионеров превышает среднерайонную норму, передаваемую гражданам бесплатно, площади сельскохозяйственных угодий сверх этой нормы передаются в фонд перераспределения земель.Не подлежат распределению на доли земли, занятые под дорогами общего пользования.
В соответствии с указанным нормативным регулированием, а также решениями трудового коллектива совхоза «Надеждинский» о его реорганизации, 5467 га сельскохозяйственных угодий было передано в коллективно-долевую собственность. Земли совхоза «Надеждинский» на момент его реорганизации составляли 8609 га., в том числе 7709 га сельскохозяйственных угодий, и были разделены, согласно имеющемуся в деле проекту перераспределения земель совхоза «Надеждинский» Омского района Омской области, составленного Всероссийским объединением РосНИИземпроект (Роскомзем), датированного 1992 годом и утвержденного протоколом общего собрания коллектива (владельцев пая) совхоза 22.10.1992, на следующие составляющие: 5467 га – коллективно-долевая собственность, 3611 га - земли постороннего пользования (ГЛФ,ЗГЗ (р.Иртыш), земли промышленности и транспорта), 2242 га – фонд перераспределения, 248 га – земли, переданные в ведение сельского совета, 19 га – под крестьянско-фермерские хозяйства. Постановлением Главы Администрации района принята средняя районная земельная доля, передаваемая гражданам в собственность бесплатно, в размере 490 балло/гектаров с учетом среднего плодородия угодий района. 15.08.1995 года заявителям выданы свидетельства о праве коллективно-долевой собственности (по форме, утвержденной Указом Президента РФ N 1767 от 27.10.1993 г. "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России")на 490 балло-гектаров земли сельскохозяйственного производства.
Судом установлено, что испрашиваемый земельный участок, использовавшийся в сельскохозяйственных целях, расположен в черте г. Омска. В суд первой инстанции представлена пояснительная записка 1984 года к Проекту городской черты города Омска, разработанная МЖКХ РСФСР ГПИ «Гипрокоммунстрой», из которой следует, что земельный участок совхоза «Надеждинский», площадью 165,2 га включен в состав города Омска как резервный под расширение Северной промзоны. Общая площадь земель совхоза «Надежденский», включенных в состав городской черты составил 238,0 га. (т.4 л.д.227). Законом Омской области от 30.07.2004 № 548-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований Омской области», принятым законодательным собранием Омской области от 15.07.2004 № 222, установлены границы муниципальных образований Омской области, приложением № 392 к которому указанный выше земельный участок также отнесен к территории городского округа города Омска.
26.05.2010 ГУ по земельным ресурсам Омской области по обращению от 26.08.2008 изданы распоряжения №№ 2887-р и 2888-р «О предварительном согласовании места размещения завода поликристаллического кремния по Красноярскому тракту в Советском АО г. Омска», утвержден акт выбора земельного участка для строительства объекта – завода поликристаллического кремния. Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства от 12.05.2010 № 411 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории для строительства завода. К актам представлены данные об обеспечении выбранных земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического подключения. Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению на расстоянии 100 м от территории, прилегающей к площадке размещения завода, находится территория ООО «Омск-Полимер», с западной стороны – на расстоянии 150 м железнодорожная линия, за которой также имеется промышленная зона, вдоль границы, ориентированной на восток и северо-восток, на удалении 110 м проходит Красноярский тракт, за которым расположена санитарно-защитная зона ООО «Омск-Полимер», в направлении на юго-восток на удалении 620-720 м – территория ОАО «Омск каучук». Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, спорные земельные участки расположены в зоне производственно-коммунальных объектов 1,П классов опасности (П1-1896). По сообщению департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, данная территория предназначена для размещения промышленных, производственно-коммунальных и коммунально-складских предприятий 1-П классов опасности, а также для установления санитарно-защитных зон.
При таких обстоятельствах и поскольку ранее действовавшее законодательство, Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривают возможности отнесения таких земель к землям сельскохозяйственного назначения, которые могут быть переданы в коллективно-долевую собственность, данные земли и фактически для ведения сельского хозяйства не использовались, у суда имелись основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Представленная представителями заявителей копия кадастровой карты Надеждинского сельского округа Омского района Омской области по состоянию на 01.06.1996 года содержащая сведения о том, что данный участок, описанный как земли АО «Надеждинский», находящиеся на территории города Омска, выводы суда о том, что данные участки располагаются на территории города Омска и относятся к землям, находящимся в государственной собственности, собственность на которые не разграничена, с учетом изложенного выше во всяком случае не опровергает.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Решение суда первой инстанции установленным по делу обстоятельствам, требованиям материального права, которые регулируют возникшие между сторонами правоотношения, соответствует. Существенных нарушений норм процессуального права, которые могут повлечь отмену решения, судом не допущено. Результаты оценки имеющихся в деле доказательств изложены в мотивировочной части решения в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ и в объеме, достаточном для разрешения заявленного по настоящему делу спора .
Проверив обоснованность решения суда в пределах содержащихся в кассационной жалобе доводов в порядке части 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда города Омска от 04 октября 2010 года без изменения, кассационные жалобы ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи