ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-7140 от 23.08.2010 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

                                                                                    Красноярский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                           

                                    Красноярский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Андриенко И.А. Дело № 33-7140/2010

А-13

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Красноярск 23 августа 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Платова А.С.,

судей Киселевой А.А., Охременко О.В.,

при секретаре Наумовой Т.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,

дело по иску Казаковой Л.Г., Кузнецовой (Сапуновой) М.В., Ничипорчука Н. П., Кузнецовой С.А., Котова С.И., Литвинова В.М., Андреенковой Н.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Железногорску Красноярского края о признании незаконным приказа Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Железногорску Красноярского края от 08 октября 2009 года № ВТ-01-05/181 «О внесении изменений в штатное расписание от 01 января 2010 года»,

по кассационной жалобе Ничипорчука Н.П.,

на решение Железногорского городского суда от 11 марта 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении искового заявления Казаковой Л.Г., Кузнецовой (Сапуновой) М.В., Ничипорчука Н.П., Кузнецовой С.А., Котова С.И., Литвинова В. М., Андреенковой Н.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Железногорску Красноярского края о признании незаконным приказа Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Железногорску Красноярского края от 08 октября 2009 года № ВТ-01-05/181 «О внесении изменений в штатное расписание от 01 января 2010 года» отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Казакова Л.Г., Кузнецова (до брака - Сапунова) М.В., Ничипорчук Н.П., Кузнецова С.А., Котов СИ., Литвинов В.М., Андреенкова Н.А. обратились в суд с исками к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Железногорску Красноярского края (ИФНС по г.Железногорску) о признании незаконным приказа ИФНС по г.Железногорску от 08 октября 2009 года № ВТ-01-05/181 «О внесении изменений в штатное расписание от 01 января 2010 года». Требования мотивировали тем, что начальником ИФНС по г.Железногорску 08 октября 2009 года было утверждено штатное расписание, согласно которому установлены должностные оклады сотрудников ИФНС по г.Железногорску, размер которых на 20% меньше по сравнению с должностными окладами сотрудников, предусмотренными штатным расписанием, утвержденным приказом от 28 ноября 2007 года. Уменьшение окладов было осуществлено за счет снятия надбавки ЗАТО к окладу в размере 20%, установленной Постановлением Правительства РФ № 1363 от 30 декабря 1993 года. Каждому из них было выдано уведомление, в котором предложено продолжить работу в новых условиях. Они считают приказ от 08 октября 2009 года незаконным, поскольку существенные условия их труда не изменились, правовые основания для уменьшения размера оплаты труда отсутствуют. Все граждане, проживающие на территории ЗАТО, на основании Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 года № 620, а также согласно Разъяснению Минатома РФ по согласованию с Минтруда РФ от 29 марта 1993 года № 06-641 с 1993 года имели повышенные на 20% оклады. Постановление от 1964 года не утратило юридическую силу до настоящего времени. Действующими на территории Красноярского края законами, размер тарифных ставок (окладов) работникам краевых государственных учреждений, расположенных в Красноярском крае ЗАТО, повышен на 20%. В письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 4314-17 от 04 августа 2009 года указывается на то, что Постановление № 620 от 15 июля 1964 года на гражданских служащих не распространяется, а они относятся в малому обслуживающему персоналу. В законе «О закрытом административно-территориальном образовании» прописаны два критерия для получения общей социальной компенсации: проживание или работа в ЗАТО. Они считают, что имеют право на надбавку, изменение штатного расписания является незаконным. В связи с чем и просили признать незаконным раздел штатного расписания, утвержденного Приказом ИФНС России по г.Железногорску Красноярского края № ВТ-01-05/181 от 08 октября 2009 года, устанавливающий должностные оклады без учета 20% надбавки.

Определением суда от 19.01.2010г. на основании ч.4 ст. 151 ГПК РФ гражданские дела по искам работников ИФНС по г.Железногорску соединены в одно производство.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывает на неправильное применение норм материального права, полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца ФИО1 и его представителя по устному ходатайству О.К.С., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика К.Л.С., возражавшей против доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, истцы являются сотрудниками ИФНС России по г.Железногорску, занимая должности: ФИО2 - оператора копировально-множительных машин (3 разряда) отдела общего обеспечения, ФИО3 - оператора ЭВМ (3 разряда) отдела общего обеспечения, ФИО4 - оператора ЭВМ (3 разряда) отдела ввода и обработки данных, ФИО5 - водителя автомобиля (5 разряда) отдела финансового обеспечения, ФИО6 - водителя автомобиля (5 разряда) отдела финансового обеспечения, ФИО7 - уборщицы служебных помещений (2 разрядка) отдела финансового обеспечения, ФИО8 - рабочего по комплексному обслуживанию отдела финансового обеспечения ИФНС по г.Железногорску. С истцами заключены трудовые договоры, которые предусматривали выплату должностного оклада с учетом надбавки ЗАТО 20%.

05 августа 2008г. было принято Постановление Правительства РФ № 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений", которым на федеральные государственные органы возложена обязанность утвердить условия оплаты труда работающих в них и в их территориальных органах работников (включая размеры окладов (тарифных ставок), а также порядок и условия выплат компенсационного характера и порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера. Также указанным постановлением утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.

Во исполнение указанного постановления приказом ФНС России № ММ-7-5/114@ «О введении условий оплаты труда работников территориальных органов федеральной налоговой службы, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих» утверждены Условия оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, согласно приложению к этому Приказу. На руководителей территориальных органов Федеральной налоговой службы возложена обязанность утвердить положения об оплате труда работников территориальных органов ФНС России, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, а также провести мероприятия по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам (заключению новых трудовых договоров) с работниками в связи с введением новых систем оплаты труда, организовать работу по переходу на новую систему оплаты труда.

Во исполнение вышеназванных Постановления Правительства РФ № 583 05.08.2008г. и Приказа ФНС России № ММ-7-5/114@ начальником ИФНС России по г.Железногорску издан приказ №ВТ-01-50/64 от 04.12.2008г. «Об утверждении Положений об оплате труда работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих».

Данным приказом утверждены Положение об оплате труда работников ИФНС России по г.Железногорску Красноярского края, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, Положение о порядке выплат стимулирующего характера и Положение о порядке выплаты материальной помощи, в соответствии с которыми расходы, связанные с выплатами по Условиям оплаты труда, производятся в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета соответствующих территориальных органов ФНС России, предусмотренных на оплату труда работников. Условия оплаты труда работников включают размеры окладов, условия и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера. Заработная плата (оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера) устанавливается трудовым договором в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с Условиями оплаты труда. Работникам могут быть установлены выплаты компенсационного характера, к которым за работу в местностях с особыми климатическими условиями относятся: районные коэффициенты; коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях; коэффициенты за работу в высокогорных районах; процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республике Бурятия, Республике Хакасия. Конкретные размеры коэффициентов, процентных надбавок и условия их применения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.

Оплата труда истцов регулируется указанными Положениями.

Статьей 7 Закона РФ от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» предусмотрено, что проживание или работа граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования подлежат общей социальной компенсации.

Общая социальная компенсация включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.

Меры общей социальной компенсации устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Из материалов дела также следует, что приказом начальника ИФНС по г.Железногорску Т.В.Б. от 08.10.2009г. № ВТ -01-05/181 «О внесении изменений в штатное расписание от 01 января 2010 года» утверждено штатное расписание ИФНС России по г.Железногорску по государственным гражданским должностям и малому обслуживающему персоналу с месячным фондом заработной платы без учета надбавки ЗАТО 20%, как установлено трудовыми договорами. Отделу общего обеспечения поручено в срок до 01 ноября 2009 года предупредить всех работников об изменении существенных условий труда (с отменой надбавки ЗАТО 20%) с 01 января 2010 года. Соответствующие уведомления получены каждым из истцов лично, под роспись.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в настоящее время вопросы оплаты труда работников ФНС, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, в том числе выплаты компенсирующего характера, урегулированы в установленном законом порядке, при этом ни Постановлением Правительства РФ № 583 05.08.2008г., ни Условиями оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, ни Положениями об оплате труда работников ИФНС России по г.Железногорску Красноярского края, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, процентная надбавка (доплата) к должностному окладу за работу в ЗАТО не предусмотрена, на 2010 год распорядителем бюджетных средств - ИФНС России по Красноярскому краю утверждены лимиты бюджетных обязательств и финансирование выделено без учета повышающего коэффициента, в связи с чем пришел к правильному выводу о том, что в данном случае имело место приведение работодателем в соответствие с действующим законодательством локальных нормативных актов ответчика, при осуществлении которого права работников не могут быть признаны ущемленными.

Доводы кассационной жалобы о том, что Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964г. № 620 «О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население» не противоречит законодательству РФ, до настоящего времени не отменено, и, по мнению истцов, распространяет свое действие на сотрудников налоговых органов, поскольку налоговые органы (инспекции ФНС России), оказывающие государственные услуги в соответствии с Административными регламентами, созданы для непосредственного обслуживания населения на подведомственной территории, судебная коллегия признает несостоятельными.

Так, согласно норме Приложения № 1 указанного Постановления, должностные (месячные) оклады (ставки), установленные данным Постановлением, повышаются на 20% работникам организаций, учреждений и предприятий просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население в закрытых городах.

Однако, сотрудники налоговых органов (ИФНС России), в том числе осуществляющие профессиональную деятельность по профессиям рабочих, не относятся к работникам организации отрасли народного хозяйства, непосредственно обслуживающей население подведомственной территории – закрытого города, поскольку в соответствии с «Положением о Федеральной налоговой службе», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, основной функцией которого является контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей, производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

По указанным основаниям на сотрудников налоговых органов не может распространяться и ст.8 Закона Красноярского 24 декабря 2004 года № 13-2823 «Об оплате труда работников краевых государственных учреждений», на которую также ссылаются истцы, и которой работникам краевых государственных учреждений, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях г. Железногорск и г. Зеленогорск, установлены повышенные на 20 процентов размеры тарифных ставок (окладов).

А поскольку в настоящее время соответствующими нормативными актами повышенный размер должностного оклада работникам территориальных органов Федеральной налоговой службы, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, за работу в закрытых административно-территориальных образованиях не установлен, следовательно, спорная выплата до введения в действие оспариваемым приказом ответчика штатного расписания с 01.01.2010г. истцам была установлена без законных оснований, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии основания для отмены оспариваемого приказа.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии изменений организационных и технологических условий труда работников ИФНС, что влечет невозможность одностороннего уменьшения работодателем денежного содержания истца, также не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, приказом начальника ИФНС России по г.Железногорску от 08.10.2009г. утверждено и введено в действие с 01.01.2010г. новое штатное расписание, которым не предусмотрена установленная ранее 20% надбавка к должностному окладу, в том числе по должности, занимаемой истцом.

При этом, истец о вводимых изменениях оплаты труда и уменьшении размера его заработной платы был предупрежден работодателем 16.10.2009г., согласился с ним, продолжил трудовые отношения с ответчиком по истечению установленного ст.74 ТК РФ двухмесячного срока, в связи с чем, работодатель правомерно уменьшил размер его заработной платы на величину спорной выплаты.

Выводы суда подробно мотивированы в решении, основаны на правильно примененных нормах трудового законодательства и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.

Судебная коллегия не принимает во внимание доводы кассационной жалобы истца как необоснованные, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Железногорского городского суда от 11 марта 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: