ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-715 от 22.03.2011 Курского областного суда (Курская область)

                                                                                    Курский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Курский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Судья Митюшкин В.В. Дело № 33-715/2011

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  г.Курск 22 марта 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Болдырева А.Б.,

судей Переверзевой И.Н. и

Шумаковой В.Т.

при секретаре Кирюхиной А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Курска, Управлению молодежной, семейной и демографической политики города Курска о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, поступившее по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Курска от 02 февраля 2011 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи Курского областного суда Болдырева А.Б., объяснения ФИО1 и его представителя ФИО2 в поддержание кассационной жалобы, объяснения представителей Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска ФИО3, Администрации г. Курска ФИО4 и Управления по учету и распределению жилья г.Курска ФИО5, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 обратился в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований) к Администрации г.Курска, Управлению молодежной, семейной и демографической политики г.Курска о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с 13.11.2006г. с целью обеспечения ее участия в Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище», мотивируя незаконностью ее признания таковой с 2008г. и нарушением этим его прав.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1 проживает с регистрацией по месту жительства с 30 марта 2004 года в общежитии ), расположенном в . 06 августа 2005 года истец зарегистрировал брак со ФИО6, которая до 04.10.2005г. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: , и фактически проживала с супругом в указанном общежитии. 29 сентября 2006 года ФИО1 обратился в Управление по учету и распределению жилья г.Курска с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения жилой площади в составе семьи 1 человек - сам заявитель. Постановлением Администрации г.Курска от 13.11.2006г. ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. 22 декабря 2006 года у истца и ФИО6 родился сын Степан и 01 февраля 2007 года истец обратился в Управление по учету и распределению жилья г.Курска с заявлением о включении в состав его семьи «на квартирный учет» сына с просьбой считать его (истца) «на очереди вдвоем с сыном». Постановлением Администрации г.Курска № 505 от 02.03.2007г. в состав семьи истца включен его сын Степан. 15 мая 2007 года супруга истца - ФИО6 была зарегистрирована по месту жительства в общежитии, в котором проживает истец и 07 октября 2008 года истец обратился в Управление по учета и распределению жилья г.Курска с заявлением о включении его супруги в состав его семьи с просьбой считать его «на очереди с семьей из 3-х человек (я, жена, сын)». Распоряжением Администрации г.Курска от 12.11.2008г. № 2813-ра ФИО6 включена в состав семьи истца. 20 марта 2009 года истец и его супруга обратились в Администрацию г.Курска с заявлением о включении их семьи в состав участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище». Приказом начальника Управления молодежной, семейной и демографической политики г.Курска семья истца признана участником указанной Подпрограммы.

Обращаясь в суд и затем в ходе рассмотрения дела судом, истец указал, что признание его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с 13 ноября 2006 года необходимо для обеспечения очередности получения соответствующей субсидии в связи с участием в Подпрограмме, поскольку такая очередь определяется исходя из даты постановки семьи на учет, а его семья, по его мнению, должна была быть поставлена на учет 13.11.2006г., т.к. супруга фактически проживала с ним на день его обращения с заявлением о принятии на учет.

Отказывая в удовлетворении иска, суд в обжалуемом решении указал, что постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях носит исключительно заявительный характер, истец же в своем заявлении от 29.09.2006г. просил о постановке на учет нуждающихся его одного.

Данные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами. Нормы материального права в данной части судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, признаваемых законом основаниями к отмене судебных постановлений, не допущено.

Доводы кассационной жалобы о том, что супруга истца на 29.09.2006г. проживала вместе с ним, на что было указано истцом в его заявлении от 29.09.2006г. и в доказательство чему представлялись соответствующие документы, а о том, что на учет истец был поставлен один, он узнал лишь в ноябре 2008 года, являются необоснованными.

В своем заявлении от 29.09.2006г. истец, указав на проживание с ним супруги, прямо и собственноручно написал о том, что просит рассмотреть вопрос о постановке на учет его семьи в составе его одного (л.д.92). В своем заявлении от 01.02.2007г. о включении его сына в состав его семьи (л.д.91) истец прямо и собственноручно написал: «Считать меня на очереди вдвоем с сыном с 13 ноября 2006 года». Более того, в своем исковом заявлении истец также указал, что с 02.03.2007г. он состоит на учете со своим сыном, «являясь семьей» (л.д.4). Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что, подавая 29.09.2006г. заявление о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, истец выразил волеизъявление на принятие на такой учет его одного без супруги. В связи с этим требование истца о признании его семьи в составе трех человек (он, супруга и сын) нуждающейся в улучшении жилищных условий с 13.11.2006г., т.е. с даты принятия на учет его самого на основании заявления от 29.09.2006г., правомерно судом оставлены без удовлетворения (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, выводы суда о том, что участников вышеуказанной Подпрограммы может быть только молодая семья, признанная нуждающейся в жилых помещениях и поставленная на соответствующий учет, не могут быть признаны соответствующими нормам материального права.

Вступивший в силу с 01 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) не знает понятия «граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий», каковые состояли на соответствующем учете до указанной даты. Кодексом введено понятие «граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (глава 7 Кодекса).

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 года (далее - Подпрограмма) утверждена после вступления в силу Кодекса Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005г. № 865, то есть в период действия понятия «граждане, нуждающиеся в жилых помещениях». Однако согласно паспорту Подпрограммы, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2007г. № 510 основной целью Подпрограммы является государственная поддержка молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (введение); основной целью Подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, основным принципом реализации Подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации (глава III); организационные программные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (глава IV); право использовать субсидию на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным кредитам на приобретение жилья предоставляется молодым семьям - участникам Подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии именно с требованиями Подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (глава VI).

Согласно пункту 6 «Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации Подпрограммы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, (далее - Правила) под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005г. по тем основаниям, которые установлены статьей 51 Кодекса для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Из указанных правовых норм следует, что именно для участия в Подпрограмме нахождение на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, требовалось лишь для семей, поставленных на такой учет до введения в действие Кодекса 01.03.2005г., когда такой учет существовал. Другие молодые семьи могут быть участниками Подпрограммы не в случае нахождения их на учете «граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», существующем с 01.05.2005г., а в случае их признания «нуждающимися в улучшении жилищных условий» по основаниям, установленным статьей 51 Кодекса, и в порядке установленном действующим законодательством Российской Федерации.

В связи с этим молодая семья, не состоявшая на указанном учете до 01.03.2005г., для участия в Подпрограмме вправе была обратиться в орган местного самоуправления не с заявлением о принятии ее на учет «граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», а с заявлением о признании ее «нуждающейся в улучшении жилищных условий» по основаниям, установленным статьей 51 Кодекса, и орган местного самоуправления применительно к порядку, установленному для разрешения вопроса о принятии граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма (поскольку иного порядка действующее законодательство не предусматривает), принять соответствующее заявление и прилагаемые к нему документы, проверить их и при установлении наличия указанных в статье 51 Кодекса оснований принять решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий именно для ее участия в Подпрограмме.

Положение о формировании списков молодых семей - участников Подпрограммы в хронологической последовательности по дате постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий содержится в «Порядке формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году», утвержденном постановлением Правительства Курской области от 11.08.2006г. № 174. Однако такое положение дополнено условием - «в соответствии с разделом II Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»…, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006г. № 285». Вместе с тем указанный раздел «Правил», в целом «Правила» и сама Подпрограмма, как указано выше, не содержат положений о необходимости для участия в Подпрограмме нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей, не состоявших на таком учете на 01.03.2005г.

Однако указанное обстоятельства не может служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

В связи с изложенным оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 02 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи