ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-732/11 от 15.03.2011 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Чирков А.Д. 33-732/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе

председательствующего - судьи Прасол Е.В.,

судей Стрижовой В.Н. и Иванкив Н.П.,

при секретаре Губиной С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 15 марта 2011 г. гражданское дело по иску Федоровой С.Я. к Администрации г. Кургана о признании постановления о наложении дисциплинарного взыскания незаконным, восстановлении на работе, взыскании премии, оплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда

по кассационной жалобе Федоровой С.Я. на решение Курганского городского суда Курганской области от 19 января 2011 г., которым постановлено: в исковых требованиях Федоровой С.Я. к Администрации города Кургана о признании постановления о наложении дисциплинарного взыскания незаконным, взыскании премий, признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.

Заслушав доклад судьи Иванкив Н.П., объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, заключение прокурора Бирюлиной О.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Федорова С.Я. обратилась в суд с иском к Администрации города Кургана о признании постановления о наложении дисциплинарного взыскания незаконным.

В обоснование исковых требований указала, что работала в должности директора МУ «Центр бухгалтерского учета детских садов № 1». Постановлением Администрации г. Кургана от 12.07.2010 № 6640 ей объявлен выговор за установленные в период ревизии нарушения, выразившиеся в нецелевом использовании бюджетных средств, приёмке бюджетных обязательств сверх установленных лимитов, неэффективном использовании средств бюджета г. Кургана, неправомерном расходовании средств бюджета г. Кургана, установлении недостачи и излишков, ненадлежащем осуществлении бюджетного процесса. Считала, что она надлежащим образом исполняла возложенные на неё трудовые обязанности, выявленные нарушения частично устранены в период ревизии, частично после ревизии. Отчёт о выполненной работе и устранению нарушений истец 29.07.2010 направила директору Департамента финансов Администрации г. Кургана Зворыгину И.В. Просила признать п. 1 постановления Администрации г. Кургана от 12.07.2010 № 6640 об объявлении ей выговора незаконным.

Федорова С.Я. также обратилась в суд с иском к Администрации города Кургана о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула. В обоснование иска указала, что с 14.08.2000 работала в должности директора МУ «Центр бухгалтерского учета детских садов № 1», с ней был заключён трудовой договор от 14.08.2000 на неопределенный срок. Распоряжением руководителя Администрации г. Кургана от 18.10.2010 № 765-М она уволена по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием собственником имущества учреждения решения о прекращении трудового договора с выплатой компенсации в размере трёхкратного среднего месячного заработка. Полагала, что работодатель нарушил порядок увольнения. МУ «Центр бухгалтерского учета детских садов № 1» является унитарным предприятием, поэтому расторжение с ней трудового договора должно приниматься после предварительного одобрения аттестационной комиссией. Ответчик не предупредил её о прекращении трудового договора за 2 месяца, как это предусмотрено в п. 5.8 трудового договора-контракта от 14.08.2000. Утверждала, что прекращение с ней трудового договора обусловлено её возрастом в 53 года и свидетельствует о дискриминации её трудовых прав. Оспаривала размер выплаченной ответчиком денежной компенсации по расторжению трудового договора в размере трёхкратного среднемесячного заработка, несоразмерном неблагоприятным последствиям увольнения. Кроме того, ответчик в трудовой книжке не указал статью Трудового кодекса Российской Федерации, по которой она уволена, что препятствует ей в поиске места работы. При увольнении 18.10.2010 работодатель не произвёл окончательный расчёт, причитающиеся выплаты произвёл 22.10.2010 и 28.10.2010.

Просила признать распоряжение Администрации г. Кургана от 18.10.2010 № 765-М незаконным, восстановить её в должности директора МУ «Центр бухгалтерского учета детских садов № 1» с 18.10.2010. Взыскать с Администрации г. Кургана заработную плату за время вынужденного прогула с 18.10.2010 по 18.11.2010 в сумме ., компенсацию морального вреда -  руб., судебные расходы на оплату услуг представителя -  руб.

Определением суда от 23.11.2010 иски Федоровой С.Я. о признании постановления о наложении дисциплинарного взыскания незаконным, восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда объединены в одно производство.

В ходе судебного разбирательства истец Федорова С.Я. исковое требование о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула увеличила за период с 18.10.2010 по 19.01.2011 до . Дополнительно предъявила требование о взыскании квартальных премий за 2, 3 кварталы 2010 г., ежемесячных премий за июль, август, сентябрь, октябрь 2010 г. в общей сумме . Указала, что согласно положению об оплате труда руководителей муниципальных учреждений города Кургана, утверждённого решением Курганской городской Думы от 07.12.2005 № 286, работодатель обязан начислять ей ежемесячную премию в размере 8 % от должностного оклада, ежеквартальную премию в размере 51 % от должностного оклада, который составляет  руб. Распоряжением Администрации г. Кургана от 16.07.2010 № 429-м без указания обоснований ей был снижен размер премии по итогам работы за 2 квартал 2010 г. с 51 % до 36 %. Распоряжением Администрации г. Кургана от 30.09.2010 № 713-м истец не включена в список директоров муниципальных учреждений Центров бухгалтерского учета школ и детских садов, премированных по итогам работы за 3 квартал 2010 г. В июле, августе, сентябре, октябре 2010 г. ответчик не начислил и не выплатил истцу ежемесячные премии. Причина снижения размера и невыплаты премий ей не известна.

В судебном заседании истец и её представитель Трофимова Л.С. исковые требования поддержали. Полагали, что руководитель Администрации г. Кургана не имеет полномочий прекращать с ней трудовой договор. Исходя из положений п. 3.1 устава МУ «Центр бухгалтерского учета детских садов № 1» директор учреждения назначается на должность и освобождается от должности мэром г. Кургана.

Представитель ответчика Администрации г. Кургана - Шангина И.А. по доверенности с иском не согласилась. Пояснила, что согласно трудовому договору в трудовые обязанности Федоровой С.Я. включается соблюдение действующего законодательства, активно использовать правовые средства для совершенствования управления, укреплять договорную дисциплину и финансовое положение учреждения. По результатам проведённой проверки за период работы Федоровой С.Я. с января 2007 г. по апрель 2010 г. были установлены грубые нарушения в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности МУ «Центр бухгалтерского учета детских садов № 1», что в целом влияет на финансовое положение учреждения и наступление неблагоприятных последствий для бюджета города Кургана. Учитывая допущенные Федоровой С.Я. многочисленные нарушения при выполнении трудовых обязанностей, работодатель объявил истцу выговор. Указала, что собственником имущества МУ «Центр бухгалтерского учета детских садов № 1» является Администрация г. Кургана, поэтому руководитель Администрации г. Кургана правомочно расторг трудовой договор с директором муниципального учреждения Федоровой С.Я. по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации без указания конкретных обстоятельств, подтверждающих необходимость прекращения договора. Поскольку трудовой договор не содержит условий об определении повышенного размера компенсации работнику в случае его расторжения по инициативе работодателя, то ответчик произвёл выплату денежной компенсации в размере трёхкратного среднего месячного заработка. Ссылаясь на право работодателя поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, полагала, что нарушений прав Федоровой С.Я. при выплате премий не допущено.

Суд в удовлетворении иска отказал, постановив вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Федорова С.Я. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Выражает несогласие с выводами суда о правомерности её увольнения, как директора МУ «Центр бухгалтерского учёта детских садов № 1». Ссылаясь на положения закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования города Кургана, решения Курганской городской Думы от 21.12.2005 № 311, распоряжения Администрации г. Кургана от 02.07.2002 № 100, настаивает на том, что руководитель Администрации г. Кургана не уполномочен увольнять руководителей муниципальных учреждений, такие полномочия собственника имущества муниципальных учреждений г. Кургана принадлежат Курганской городской Думе, главе г. Кургана и не переданы Администрации г. Кургана, в том числе Департаменту экономического развития и управления муниципальным имуществом, Финансово-казначейскому комитету Администрации г. Кургана. Считает, что суд не исследовал и не дал оценку положению п. 1.7 трудового договора, по которому договор считается расторгнутым на основании распоряжения мэра города об увольнении руководителя, и не проверил полномочия лица, принявшего оспариваемое решение об увольнении истца. Проверяя законность увольнения, суд не учёл показания свидетелей Д., Н., Ш., указавшим на негативное отношение начальника финансово-экономического отдела Департамента социальной политики Администрации г. Кургана О., а так же правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.03.2005 № 3-П, что увольнение руководителя по ч. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации может быть обусловлено обеспечением свободы экономической деятельности работодателя, что связано с рациональным использованием имущества организации. Утверждает, что распоряжение об увольнении принято при отсутствии вины руководителя организации, не мотивировано нерациональным использованием имущества учреждения. Выражает несогласие с выводами суда о правомерности наложения дисциплинарного взыскания. Вновь указывает, что предприняла все необходимые меры по устранению дебиторской задолженности, проведению капитального ремонта МДОУ «Детский сад № 10», по устранению допущенных нарушений в расходовании бюджетных средств, недоначислении заработной платы, неучтённых излишков материальных запасов, недостачи материальных ценностей, выявленных в ходе ревизии. Факты искажения отчётности за 2008 г. незначительные и не превышают 10 % по каждой строке отчётности. Оплата бюджетных обязательств сверх лимитов главным распорядителем средств была санкционирована и произведена за счёт лимитов 2010 года. Основные средства МДОУ «Детский сад № 10» не использовались на уставную деятельность в связи с проведением в детском саду капитального ремонта и отсутствием разрешения Департамента социальной политики Администрации г. Кургана передать имущество в другие сады. Поскольку истец не была ознакомлена с Положением о премировании, то ответчик необоснованно лишил её премии.

Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

На основании ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

В соответствии с п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 279 Трудового кодекса Российской Федерации в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 статьи 278 настоящего Кодекса при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Из материалов дела усматривается, что распоряжением мэра г. Кургана от 14.08.2000 № 582-м Федорова С.Я. принята на должность директора МУ «Центр бухгалтерского учета детских садов № 1» на контрактной основе. Согласно распоряжению Администрации г. Кургана от 25.03.2003 Федорова С.Я. считается работающей в прежней должности на новых условиях, с истцом заключён трудовой договор от 25.03.2003. Решением Курганского городского суда Курганской области от 14.10.2010 установлено, что данный трудовой договор заключен на неопределенный срок.

В судебном заседании установлено, что Департаментом финансов Администрации г. Кургана в МУ «Центр бухгалтерского учета детских садов № 1» проведена ревизия исполнения смет расходов и финансово-хозяйственной деятельности за период с января 2007 г. по апрель 2010 г. В ходе проведения ревизии установлено следующее:

- в нарушение ст.ст. 38, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации допущено нецелевое использование средств бюджета города на сумму  руб.,

- в нарушение ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации допущена приемка бюджетных обязательств сверх установленных лимитов бюджетных обязательств на общую сумму  руб.,

- в нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации допущено неэффективное использование средств бюджета города в виде отвлечения бюджетных средств в просроченную дебиторскую задолженность на общую сумму  руб.; неэффективное использование средств бюджета города на общую сумму  руб., ввиду оплаты коммунальных услуг сверх лимитов потребления коммунальных услуг, утверждённых главным распорядителем средств; неэффективное использование средств бюджета города на общую сумму  руб., так как приобретённые в 2009 году основные средства в рамках целевой программы Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области» не использовались на уставную деятельность МДОУ «Детский сад № 10»,

- допущены неправомерные расходы средств бюджета города на заработную плату работникам учреждений на сумму  руб. (с учетом единого социального налога), установлены случаи недоначисления заработной платы работникам учреждений на сумму  руб.,

- допускались нарушения Положения о порядке формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд г. Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 18.06.2008 № 171,

- в результате ненадлежащего внутреннего контроля в МУ «Центр бухгалтерского учета детских садов № 1», в нарушение ст.ст. 41, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет города недополучено дохода на общую сумму  руб., поскольку не принималось должных мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности по родительской плате,

- проведенными в период ревизии инвентаризациями материальных запасов установлены недостача на сумму  руб., излишки на сумму  руб.,

- установлены многочисленные факты нарушения Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», указаний по применению бюджетной классификации, инструкции по бюджетному учету, что повлекло искажения бухгалтерской отчетности на общую сумму  руб.

Согласно уставу и должностной инструкции директор МУ «Центр бухгалтерского учета детских садов № 1» обязан осуществлять руководство учреждением в соответствии с его уставом и законодательством РФ, в том числе: планировать, координировать и контролировать работу структурных подразделений и работников учреждения; обеспечивать организацию бухгалтерского учета и отчетности обслуживаемых образовательных учреждений; осуществлять контроль за экономным расходованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; обеспечивать рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников; обеспечивать своевременное составление бухгалтерской отчетности и представление ее в установленном порядке в соответствующие органы; представлять учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях.

В связи с выявленными в результате ревизии нарушениями бюджетной и бухгалтерской дисциплины 05.07.2010 Администрацией г. Кургана от Федоровой С.Я. истребована объяснительная, в которой истец признает допущенные нарушения и излагает принятые по результатам ревизии меры по их устранению.

Постановлением Администрации г. Кургана от 12.07.2010 № 6640 директору МУ «Центр бухгалтерского учета детских садов № 1» Федоровой С.Я. объявлен выговор за ненадлежащее осуществление бюджетного процесса, неэффективное использование средств бюджета г. Кургана.

Поскольку выявленные ревизией нарушения свидетельствуют о ненадлежащем выполнении Федоровой С.Я. своих должностных обязанностей, суд правильно признал, что у Администрации г. Кургана, как работодателя, имелись основания для привлечения Федоровой С.Я. к дисциплинарной ответственности. Нарушений сроков и порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности судом не выявлено.

Доводы кассационной жалобы о том, что руководитель Администрации г. Кургана является ненадлежащим лицом, принявшим распоряжение об увольнении Федоровой С.Я., проверялись судом первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.

Судом правомерно принято во внимание, что согласно уставу МУ «Центр бухгалтерского учета детских садов № 1» от 01.06.2000 учредителем данного муниципального учреждения является Администрация г. Кургана (пп. 1, 2). Центр возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности мэром горда Кургана (п. 3.1). Судом установлено, что мэр города по должностным обязанностям являлся руководителем Администрации г. Кургана.

В соответствии со ст.ст. 33, 34 Устава муниципального образования города Кургана, утверждённого решением Курганской городской Думы от 28.02.2005 № 38, Администрация г. Кургана является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Кургана, наделенным Уставом города Кургана полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Кургана федеральными законами и законами Курганской области. Руководитель Администрации г. Кургана обеспечивает осуществление Администрацией города Кургана полномочий по решению вопросов местного значения, заключает трудовые договоры с работниками Администрации города Кургана и её органов, руководителями муниципальных предприятий и учреждений; поощряет и налагает на них в соответствии с действующим законодательством дисциплинарные взыскания.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 15.10.2010 руководителю Администрации г. Кургана поступило предложение директора Департамента социальной политики о расторжении трудового договора с директором МУ «Центр бухгалтерского учета детских садов № 1» Федоровой С.Я. в соответствии с п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации. Распоряжением руководителя Администрации г. Кургана от 18.10.2010 № 765-м Федорова С.Я. освобождена от занимаемой должности, уволена в связи с принятием собственником имущества учреждения решения о прекращении трудового договора, постановлено выплатить Федоровой С.Я. денежную компенсацию за 49 календарных дней неиспользованного отпуска за рабочий период с 14.08.2009 по 18.10.2010. С указанным распоряжением истец ознакомлена 18.10.2010, ей выплачена компенсация в размере трёхкратного среднего месячного заработка в размере . Нарушений закона при увольнении Федоровой С.Я. не допущено.

Судом законно и обоснованно отказано в иске о взыскании квартальных премиальных выплат за 2 и 3 кварталы 2010 года, а также ежемесячных премий за июнь - октябрь 2010 года. В судебном заседании истец подтвердила, что за второй квартал 2010 года она получила премию в размере 36 % от должностного оклада. Судом установлено, что в третьем квартале Федорова С.Я. не премирована, поскольку фактически трудовые обязанности не выполняла. Решением суда от 14.10.2010 ей за период с 13.08.2010 по 14.10.2010 взыскан средний заработок, как за время вынужденного прогула. Согласно п. 4 Положения об оплате труда руководителей муниципальных учреждений г. Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы № 286 от 07.12.2005, предусмотрено поквартальное премирование руководителей муниципальных учреждений с ежемесячными авансовыми выплатами в размере 8 % от должностного оклада в месяц. Кроме того, Положением предусмотрено право, а не обязанность руководителя Администрации г. Кургана на премирование руководителей муниципальных учреждений.

В соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело проверено судебной коллегией в пределах доводов кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 19 января 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федоровой С.Я. - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи