ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-736 от 18.03.2011 Томского областного суда (Томская область)

                                                                                    Томский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                           

                                    Томский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Зебзеев Г.Н. Дело № 33-736/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 марта 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Синяковой Т.П.,

судей Радикевич М.А., Залевской Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску ФИО1 к муниципальному общеобразовательному учреждению «Парабельская гимназия» о выплате северной надбавки к заработной плате,

по кассационной жалобе истца ФИО1 на решение Парабельского районного суда Томской области от 17 января 2011 года.

Заслушав доклад судьи Радикевич М.А., рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшей кассационную жалобу, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению «Парабельская гимназия» (далее - МОУ «Парабельская гимназия») о выплате северной надбавки к заработной плате, указав, что приказом №/__/ от 28 сентября 2010 года она принята на должность /__/ муниципального общеобразовательного учреждения «Парабельская гимназия», где работает по настоящее время. За время работы администрация МОУ «Парабельская гимназия» ей не выплачивает северную надбавку к заработной плате. С ответом директора МОУ «Парабельская гимназия» на её письменное обращение несогласна, поскольку она (ФИО1) родилась /__/ года в селе /__/ и на постоянное место жительства за пределы /__/ не выезжала. Согласно справке Чажемтовского сельского поселения №/__/ от 22 сентября 2010 года территория /__/ и сам /__/ относятся к местностям, приравненным к местностям Крайнего Севера. Районный коэффициент составляет 50 %. Работа в МОУ «Парабельская гимназия» является её первым местом работы после окончания /__/. Согласно справке № /__/ от 29 ноября 2010 года Парабельский район относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Надбавка к заработной плате за работу на севере является одной из гарантии по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат лицам в связи с работой и проживанием в суровых природно-климатических условиях. Никакой ссылки на занятость по состоянию на 31 декабря 2004 года Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» не содержит. Указывая, что отказ в выплате северной надбавки не основан на законе и является грубым нарушением её трудовых прав, просила: признать действия ответчика МОУ «Парабельская гимназия» по отказу в выплате северной надбавки к заработной плате незаконными; обязать ответчика МОУ «Парабельская гимназия» выплатить ей (ФИО1) северную надбавку к заработной плате в размере 50%, начиная с первого дня работы в МОУ «Парабельская гимназия».

В судебном заседании ФИО1 настаивала на исковых требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что закона о выплате северной надбавки молодым специалистам нет, но она не против, чтобы надбавка выплачивалась, поскольку для закрепления /__/, к которым относится ФИО1, ей за счет фонда стимулирования выплачиваются стимулирующие выплаты в размере северной надбавки, до возникновения этой надбавки. Самостоятельно она принять решение о выплате северной надбавки ФИО1 не может без согласования с отделом образования администрации Парабельского района в соответствии с договором.

Представитель третьего лица муниципального учреждения отдела образования администрации Парабельского района со стороны ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности от 20.12.2010, в судебном заседании пояснила, что выплата процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям устанавливается в первую очередь в соответствии с трудовым законодательством, Законом РФ от 19.02.1993 №4520-1 и иными нормативными правовыми актами. Содержащееся в преамбуле Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 указание на необходимость реализации принципа поддержания доверия граждан к Закону и действиям государства применяется в отношении молодежи, даже если они прожили в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет, при условии, если они состояли в трудовых отношениях и получали указанную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в период до вступления в силу Закона №122-ФЗ (до 31.12.2004). То есть, положение молодежи, поступающей на работу в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностям после 01.01.2005, не может быть ухудшено, если до 01.01.2005 они уже получали северную надбавку в полном размере. В настоящее время органами государственной власти не принят конкретный закон или нормативно-правовой акт, который бы устанавливал порядок выплаты молодым лицам в возрасте до 30 лет процентной надбавки в полном размере с первого дня работы. Решением Думы Парабельского района от 21.07.2005 №40 утверждено Положение, в котором также оговаривается выплата работникам данной процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с трудовым законодательством. Нет юридических оснований для выплаты процентной надбавки молодежи с первого дня работы при отсутствии трудового стажа.

Обжалуемым решением на основании ст.317 ГК РФ, ст. 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010), подп.«е» п.1 постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера», п. 1.2 положения «О компенсации расходов работников бюджетных организаций района» в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что судом неверно истолкован Федеральный Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», решение суда вынесено с нарушением норм материального права.

Считает, что Закон не содержит обязательное указание на наличие трудового стажа до 31 декабря 2004 года для получения Северной надбавки.

Полагает, что суд не принял во внимание стаж ее (ФИО1) проживания в Северном районе (более 5 лет) по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Указывает, что в судебном заседании ответчик не предоставил доказательств, что МОУ «Парабельская гимназия» полностью финансируется из местного или областного бюджета, не был исследован Коллективный Договор на предмет отсутствия или наличия положения о выплате Северной надбавки.

В возражениях на кассационную жалобу представитель третьего лица муниципального учреждения отдела образования администрации Парабельского района ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со ст.354 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в суд представителей ответчика МОУ «Парабельская гимназия» и третьего лица муниципального учреждения отдела образования администрации Парабельского района.

Изучив материалы дела, обсудив в пределах ч.1 ст.347 ГПК РФ доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что с 28.09.2010 ФИО1 состояла с МОУ «Парабельская гимназия» в трудовых отношениях, проживая в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.

В соответствии со ст.ст. 316, 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях в размере и порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Условия выплаты процентной надбавки, являющейся предметом рассмотрения суда, периодически изменялись.

Традиционно работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивалась процентная надбавка к месячному заработку, размер которой возрастал с увеличением стажа непрерывной работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (статья 251 КЗоТ РСФСР). С 1 января 1991 года для лиц в возрасте до 30 лет, проживших не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающих в трудовые отношения, надбавки устанавливались в льготном порядке: в размере 20 процентов по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20 процентов за каждые последующие шесть месяцев, а по достижении 60-процентной надбавки - последние 20 процентов - за один год работы (подпункт «е» пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера»).

Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в целях более эффективного привлечения молодежи, проживающей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к работе по месту жительства было установлено, что лицам в возрасте до 30 лет процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет (статья 11). Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в действие 1 февраля 2002 года, подтвердил, что размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются федеральным законом (статья 317).

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в указанное правовое регулирование оспариваемыми законоположениями были внесены изменения, в результате которых норма о выплате процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы была исключена из статьи 11 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (пункт 8 статьи 26), а установление размера процентной надбавки и порядок ее выплаты отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации (пункт 23 статьи 138), в результате чего для молодежи процентная надбавка стала начисляться в порядке, установленном подпунктом «е» пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года № 458.

Согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, принятому в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны, в частности, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, при этом нормы данного Федерального закона не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина (преамбула); в рамках длящихся правоотношений данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий для лиц, у которых до 1 января 2005 года возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых им нормах, реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 153).

В силу приведенных положений Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ само по себе изменение на федеральном уровне правового регулирования предоставления рассматриваемой процентной надбавки к заработной плате для лиц в возрасте до 30 лет в части, касающейся перераспределения полномочий по установлению порядка и условий ее выплаты - при том, что сохраняется право лиц, получавших ее до 1 января 2005 года, на ее получение в полном объеме - не может рассматриваться как нарушающее конституционные права данной категории граждан.

Данная позиция высказана Конституционным Судом РФ (определение Конституционного Суда РФ № 433-О-О от 05.03.2009)

Таким образом, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ФИО1 правомерно отказано в выплате северной надбавки к заработной плате, поскольку она вступила в трудовые отношения после 31 декабря 2004 года, что подтверждается трудовой книжкой, и процентная надбавка к заработной плате должна выплачиваться в ускоренном порядке в соответствии с подпунктом «е» пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера».

Также судом правильно установлено, что муниципальное учреждение отдел образования администрации Парабельского района Томской области является муниципальным органом управления образования и субвениция выделяется из областного бюджета. А рассматриваемая надбавка к заработной плате лицам в возрасте до 30 лет, которые вступили в трудовые отношения с организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в период с 1 января 2005 года, даже если они прожили в указанных местах не менее пяти лет, может выплачиваться лишь в соответствии со ст. 317 ТК и ст. 11 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ), которыми предусматривается установление размера и порядка ее выплаты в порядке, определенном для установления размера районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в указанных районах и местностях, и порядка его применения, то есть для организаций, финансируемых из федерального бюджета Правительством Российской Федерации.

В целом доводы кассационной жалобы истца основаны на неправильном применении к спорным правоотношениям действующего законодательства, направлены на переоценку доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. По существу заявленных требований доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что принятое судом решение отвечает требованиям закона, нормы материального и процессуального права применены верно, основания для его отмены по доводам жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Парабельского районного суда Томской области от 17 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: