Верховный Суд Республики Калмыкия Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Суд Республики Калмыкия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Андреева А.В. Дело № 33-757/11
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Элиста 21 июля 2011 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Басангова Н.А. и Цакировой О.В.,
при секретаре Чимидове Э.Г.,
с участием прокурора Джамбинова Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдыревой Б.Б. к Управлению социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста (далее – УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста, Управление) о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере 20000 рублей по кассационной жалобе УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 июня 2011 г.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения начальника УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста Минькеевой А.Б., поддержавшей доводы жалобы, возражения истицы Болдыревой Б.Б. и ее представителя Павловой К.Э., заключение прокурора Джамбинова Ю.В., полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Болдырева Б.Б. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим.
С 01 января 2009 года она работала в УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста в должности ведущего специалиста финансово-экономического отдела. Приказом и.о. начальника УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста от 22 апреля 2011 года № *** она уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности. Считает данное увольнение незаконным по следующим основаниям. Уведомление о предстоящем сокращении занимаемой ею должности она получила 24 февраля 2011 года. Между тем была уволена 22 апреля 2011 года, то есть до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении. Фактически в Управлении была произведена реорганизация, а не сокращение штатов, так как новое штатное расписание так же, как и предыдущее штатное расписание, предусматривает 38 штатных единиц. В результате реорганизации в Управлении появились вакантные должности государственной гражданской службы РК: заместителя начальника отдела социальной защиты по Яшкульскому району Минздравсоцразвития РК, начальника административно-технического отдела, главного специалиста отдела по назначению и выплате субсидий на оплату ЖКУ УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста, ведущего специалиста отдела обеспечения мер социальной поддержки льготных категорий граждан УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста. Однако данные вакансии ей не были предложены. Вместо указанных вакансий ей предложены должности муниципальной службы, от которых она отказалась. В связи с указанным просила признать приказ о ее увольнении с государственной гражданской службы РК незаконным, восстановить в прежней должности, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула за период с 22 апреля по 13 июня 2011 года в размере 22627 рублей 28 копеек, компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 рублей.
В судебном заседании истица Болдырева Б.Б. и ее представитель Павлова К.Э. поддержали заявленные требования, пояснив, что заработная плата истицы, имеющей на иждивении сына - студента очной формы обучения, являлась единственным источником дохода семьи.
Представитель ответчика УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста Гогаева Т.М. иск не признала, пояснив, что должность ведущего специалиста финансово-экономического отдела сокращена. Истица отказалась от предложенных должностей муниципальной службы и курсов повышения квалификации. Вакантные должности государственной гражданской службы РК не предлагались истице из-за отсутствия необходимого стажа работы и соответствующей квалификации. Однако она была вправе принять участие в объявленных конкурсах на государственные гражданские должности РК.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 июня 2011 года исковые требования Болдыревой Б.Б. удовлетворены частично.
Признан незаконным приказ и.о. начальника Управления социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста от 22 апреля 2011 года № *** о прекращении служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы.
Болдырева Б.Б. восстановлена ведущим специалистом финансово-экономического отдела Управления социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста с 22 апреля 2011 года.
Решение суда в части восстановления Болдыревой Б.Б. на работе обращено к немедленному исполнению.
Взысканы с Управления социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста компенсация морального вреда в размере 5000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей.
В остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе руководитель УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста просит решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 июня 2011 года отменить в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Болдыревой Б.Б. Указала, что при сокращении штата государственного органа представитель работодателя не может предложить сотруднику для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу. Вместе с тем государственный служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие, поэтому вывод суда первой инстанции о нарушении ответчиком требований части 2 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» неправильный. От участия в конкурсе на замещение вакантных должностей в Республиканской службе финансово-бюджетного контроля РК и в конкурсе, проводимом Минздравсоцразвития РК, Болдырева Б.Б. отказалась. Вывод суда о том, что Болдырева Б.Б. была уволена до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Первоначально уведомление о сокращении должности вручено истице 11 февраля 2011 года, затем в связи с изменением даты утверждения нового штатного расписания ей было вручено повторное уведомление 24 февраля 2011 года, то есть истица была предупреждена о предстоящем увольнении более чем за 2 месяца. Зачет компенсации, выплаченной истице при увольнении в качестве заработной платы за время вынужденного прогула с 22 апреля по 16 июня 2011 года, ведет к двойной оплате, так как истица по решению суда восстановлена с 14 июня 2011 года, следовательно, заработная плата ей начисляется с указанной даты.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для отмены решения не находит.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 46 Конституции РФ, статьей 56, частью 1 статьи 98, частью 1 статьи 100 ГПК РФ, статьей 151 ГК РФ, статьей 237, частями 2 и 7 статьи 394, статьей 396 Трудового кодекса РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, частью 2 статьи 22, статьями 31 и 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пунктами 23 и 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», исходил из того, что ответчик не предложил Болдыревой Б.Б. имеющиеся вакантные должности в Минздравсоцразвития РК, в Отделе социальной защиты населения по Яшкульскому району, в самом Управлении; увольнение истицы произведено до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении, и пришел к выводам о том, что работодатель произвел увольнение истицы с существенным нарушением закона, а потому ее увольнение незаконно, истица подлежит восстановлению на работе в прежней должности. Компенсация, выплаченная при увольнении, подлежит зачету при расчете заработной платы за время вынужденного прогула.
Данные выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, соответствуют требованиям закона и с ними следуют согласиться.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Вместе с тем часть 2 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает случаи, в которых конкурс на замещение должностей государственной службы не проводится.
Так, согласно пункту 4 части 2 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», конкурс не проводится при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями 1, 2 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает, что при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
Как следует из материалов дела, Болдырева Б.Б. с 01 января 2009 года замещала должность ведущего специалиста финансово-экономического отдела УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста.
Согласно Реестру должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия, утвержденному Указом Главы Республики Калмыкия от 02 июня 2006 года № 93, должность ведущий специалист отнесена к старшей группе должностей категории «специалисты».
Из представленной копии диплома о высшем образовании от 24 июня 2003 года, регистрационный номер ******, следует, что Болдыревой Б.Б. присуждена квалификация экономист по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».
Приказом и.о. начальника Управления № *** от 22 апреля 2011 года прекращено действие служебного контракта, освобождена от замещаемой должности и уволена с гражданской службы в связи с сокращением должности с 22 апреля 2011 года Болдырева Б.Б.
Основанием для увольнения Болдыревой Б.Б. послужил приказ министра здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия от 21 февраля 2011 года № *** об утверждении нового штатного расписания УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста, которое вводится в действие с 25 апреля 2011 года.
Новым штатным расписанием так же, как и штатным расписанием, действовавшим до 25 апреля 2011 года, предусмотрено 38 штатных единиц, то есть в УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста не было сокращения должностей, имело место изменение его структуры.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01 марта, 28 марта и 22 апреля 2011 года Болдыревой Б.Б. предложены для замещения должности старшего инспектора финансово-экономического отдела Управления, инспектора отдела по назначению и выплате субсидий на оплату ЖКУ Управления, старшего инспектора отдела обеспечения мер соцподдержки льготных категорий граждан Управления и инспектора отдела обеспечения мер соцподдержки льготных категорий граждан Управления.
Между тем истица от данных должностей отказалась, поскольку они не являются должностями государственной гражданской службы РК.
Кроме того, 03 марта 2011 года истице предлагалось принять участие в конкурсе на замещение должностей государственной гражданской службы в Республиканской службе финансово-бюджетного контроля РК: старшего государственного инспектора отдела финансового контроля в отраслях экономики, государственного инспектора отдела финансового контроля в отраслях экономики.
28 марта 2011 года истице предлагалось принять участие в конкурсе на замещение должностей государственной гражданской службы в Минздравсоцразвития РК: заместителя начальника отдела социальной защиты населения по Яшкульскому району, начальника административно-технического отдела УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста, главного специалиста отдела по назначению и выплате субсидий на оплату ЖКУ УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста, ведущего специалиста отдела обеспечения мер соцподдержки льготных категорий граждан УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста.
От участия в конкурсе истица отказалась.
Между тем, согласно части 7 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Согласно Реестру должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия, утвержденному Указом Главы Республики Калмыкия от 02 июня 2006 года № 93, должности главный специалист и ведущий специалист отнесены к старшей группе должностей категории «специалисты».
Из должностного регламента главного специалиста отдела по назначению и выплате субсидий на оплату ЖКУ УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста следует, что для замещения данной должности необходимо наличие высшего профессионального экономического или бухгалтерского образования, наличие профессиональных знаний и навыков.
Из должностного регламента ведущего специалиста отдела обеспечения мер соцподдержки льготных категорий граждан УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста следует, что для замещения данной должности необходимо наличие высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности Управления, наличие профессиональных знаний и навыков.
Таким образом, истица имела преимущественное право на замещение должности главного специалиста отдела по назначению и выплате субсидий на оплату ЖКУ УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста и ведущего специалиста отдела обеспечения мер соцподдержки льготных категорий граждан УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста без проведения конкурса, поскольку занимаемая ею до увольнения должность ведущего специалиста финансово-экономического отдела УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста отнесена к той же категории и группе должностей, что и должности главного специалиста отдела по назначению и выплате субсидий на оплату ЖКУ УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста, ведущего специалиста отдела обеспечения мер соцподдержки льготных категорий граждан УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста. Истица имела соответствующее высшее образование, необходимое для замещения указанных должностей.
При таких данных довод кассационной жалобы о том, что при сокращении штата государственного органа представитель работодателя не может предложить сотруднику для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу, несостоятелен.
Довод кассационной жалобы о том, что истица была предупреждена о предстоящем увольнении более чем за два месяца и потому ответчиком не нарушен порядок увольнения, опровергается материалами дела.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
Из материалов дела следует, что приказом министра здравоохранения и социального развития РК от 09 февраля 2011 года № *** утверждено штатное расписание и структура УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста с 11 апреля 2011 года.
11 февраля 2011 года Болдырева Б.Б. получила уведомление о сокращении замещаемой ею должности.
18 февраля 2011 года начальник Управления М-ва А.Б. направила письмо № *** министру здравоохранения и социального развития РК о том, что приказ Министерства от 09 февраля 2011 года № *** поступил в Управление только 11 февраля в 16 ч. 10 мин. Работникам, подлежащим увольнению, в этот же день вручены уведомления о сокращении их должностей. Однако уведомление работников в день начала исчисления двухмесячного срока является нарушением требований федерального законодательства о предупреждении за два месяца об увольнении, в связи с чем просила внести изменения в приказ Министерства от 09 февраля 2011 года № *** и установить дату утверждения штатного расписания и структуры Управления с 25 апреля 2011 года.
Приказом министра здравоохранения и социального развития РК от 21 февраля 2011 года № *** утверждено штатное расписание и структура УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста с 25 апреля 2011 года.
В соответствии с пунктом 4 данного приказа признан утратившим силу приказ от № *** от 09 февраля 2011 года «Об утверждении штатного расписания УСЗН МЗ и СР РК по г. Элиста».
Уведомление о сокращении замещаемой должности Болдырева Б.Б. получила 24 февраля 2011 года.
Как указывалась выше, Болдырева Б.Б. была уволена с 22 апреля 2011 года.
Таким образом, истица была уволена до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении, что является нарушением части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Уведомление от 11 февраля 2011 года не может быть принято во внимание, поскольку в нем есть ссылка на приказ Министерства от 09 февраля 2011 года № ***, признанный утратившим силу.
Довод кассационной жалобы о том, что зачет компенсации, выплаченной истице при увольнении, в качестве заработной платы за время вынужденного прогула с 22 апреля по 16 июня 2011 года ведет к двойной оплате, так как истица по решению суда восстановлена с 14 июня 2011 года, следовательно, заработная плата ей начисляется с указанной даты, не может быть принят во внимание, поскольку данный вопрос может быть разрешен при исполнении судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены нет.
Руководствуясь абзацем 2 статьи 361, статьями 362, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия
о п ре д е л и л а:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 июня 2011года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста - без удовлетворения.
Председательствующий Лиджеева Л.Л.
Судьи Басангов Н.А.
Цакирова О.В.