ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-7746 от 17.08.2011 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

                                                                                    Красноярский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Красноярский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Гуськова Л.Я. № 33-7746/2011А-63 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 августа 2011 года город Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Соснина Ю.А.,

судей: Михайлинского О.Н., Крятова А.Н.,

при секретаре: Хлынцевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михайлинского О.Н. гражданское дело по заявлению прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края в защиту прав и интересов муниципального образования «Сельское поселение Караул» Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании незаконным решения Караульского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предоставлении иных межбюджетных трансфертов»,

по кассационным жалобам Караульского сельского Совета депутатов, администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов,

на решение Усть-Енисейского районного суда Красноярского края от 18 апреля 2011 года, которым постановлено:

Заявленное требование прокурора Таймырского района удовлетворить.

Признать Решение Караульского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О предоставлении иных межбюджетных трансфертов», незаконным.

Обязать Караульский сельский Совет депутатов в течении 10 дней со дня вынесения решения судом отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О предоставлении иных межбюджетных трансфертов».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Таймырского Долгано-Ненецкого района обратился в суд в защиту прав и интересов муниципального образования «Сельское поселение Караул» Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района с заявлением о признании незаконным решения Караульского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ г. № № «О предоставлении иных межбюджетных трансфертов» и возложении на Караульский сельский Совет депутатов обязанности отменить указанное решение в 10-дневный срок.

Требования прокурор мотивировал тем, что оспариваемое решение предусматривает передачу иных межбюджетных трансфертов из бюджета сельского поселения Караул в бюджет Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на строительство автомобильной дороги Дудинка-Караул-Воронцово.

Данное решение не направлено на реализацию полномочий, предоставленных органам местного самоуправления сельского поселения, принято с нарушением Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нарушает права и интересы муниципального образования «Сельское поселение Караул».

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В кассационных жалобах представитель Караульского сельского Совета депутатов ФИО1, представитель администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района ФИО2, представитель Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов ФИО3 просят решение суда отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права.

Исполняющим обязанности прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района на кассационные жалобы Караульского сельского Совета депутатов и администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района принесены возражения, в которых просит в удовлетворении жалоб отказать.

Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы кассационных жалоб и принесенных на жалобы возражений, выслушав объяснения представителя Караульского сельского Совета депутатов ФИО4, представителя администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района ФИО5, просивших об удовлетворении кассационных жалоб, прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Ганиевой Л.Р., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Согласно определениям, данным в статье 6 Бюджетного кодекса РФ, в целях настоящего Кодекса применяется понятие межбюджетного трансферта как средств, предоставляемых одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, а местные бюджеты входят в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии со статьей 142 Бюджетного кодекса РФ одной из форм межбюджетных трансфертов из местных бюджетов является предоставление иных межбюджетных трансфертов.

Статья 142.5 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов поселений.

В силу статьи 135 Бюджетного кодекса РФ одной из форм межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации является предоставление субсидий местным бюджетам.

Понятие субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации дано в статье 139 Бюджетного кодекса РФ, и согласно пункту 1 данной нормы под такими субсидиями понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Абзац 1 пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ устанавливает императивное правило, согласно которому цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено и видно из материалов дела, что согласно Уставу муниципального образования «Сельское поселение Караул» Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района сельское поселение Караул является самостоятельным муниципальным образованием, входит в состав Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. В состав сельского поселения Караул входят объединенные общей территорией и не являющиеся муниципальными образованиями: село Караул, сельские населенные пункты Байкаловск, Воронцово, Казанцево, Кареповск, Мунгуй, Мессояха, Носок, Поликарповск, Тухард, Усть-Порт.

ДД.ММ.ГГГГ г. Караульским сельским Советом депутатов принято решение № № «О предоставлении иных межбюджетных трансфертов» (далее - Решение) с приложением «Методика распределения иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета сельского поселения Караул бюджету Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района», согласно пунктам 6 и 7 которого Решение должно быть опубликовано в информационном вестнике «Усть-Енисеец», и вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.

Решение подписано главой сельского поселения Караул и опубликовано в совместном периодическом печатном издании Совета сельского поселения Караул и администрации сельского поселения Караул муниципального образования «Сельское поселение Караул» - информационном вестнике «Усть-Енисеец» от ДД.ММ.ГГГГ г., выпуск №).

Пункт 1 Решения предусматривает: предоставить бюджету Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района иные межбюджетные трансферты на строительство автомобильной дороги Дудинка-Караул-Воронцово.

Согласно подпункту 1 пункта 4 Решения объем иных межбюджетных трансфертов из бюджета сельского поселения Караул бюджету Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на строительство автомобильной дороги Дудинка-Караул-Воронцово определяется в соответствии с Методикой, согласно приложению к настоящему Решению.

Приложением к Решению «Методика распределения иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета сельского поселения Караул бюджету Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» определено, что методика применяется при определении объемов иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета сельского поселения Караул бюджету Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на строительство автомобильной дороги Дудинка-Караул-Воронцово (пункт 1 Методики).

В соответствии с пунктом 2 Методики объем иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета сельского поселения Караул бюджету Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района рассчитывается по формуле, предусматривающей, что объем иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета сельского поселения Караул бюджету Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на строительство автомобильной дороги Дудинка-Караул-Воронцово в i-ом году равен объему иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджет сельского поселения Караул на строительство автомобильной дороги Дудинка-Караул-Воронцово за счет средств краевого бюджета в i-ом году, при этом в 2010 году последний показатель принимается равным объему субсидий, предоставляемых бюджету Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району из краевого бюджета согласно Постановлению Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г. № № «Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на развитие и модернизацию улично-дорожной сети городских округов, городских и сельских поселений».

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что дорожная деятельность включает в себя деятельность по строительству автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (пункт 6 статьи 3, пункты 5 и 6 статьи 13, часть 3 статьи 15).

Согласно частям 9 и 10 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а пункт 5 части 1 статьи 15 данного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.

Как следует из представленного в материалах дела Перечня автомобильных дорог общего пользования Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденного постановлением администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г. № №с изменениями, внесенными постановлением администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г. № №), в данный Перечень включена автомобильная дорога «Дудинка-Воронцово» общей протяженностью 428,30 км, в которую входит ее часть «Дудинка-Караул-Воронцово на участке в п. Караул» протяженностью 2,50 км.

Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г. № № утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на развитие и модернизацию улично-дорожной сети городских округов, городских и сельских поселений, в соответствии с которым п. Караул Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района предоставлена субсидия в сумме 31500 тыс. руб.

Согласно действовавшему на момент принятия оспоренного прокурором Решения Порядку предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований края на развитие и модернизацию улично-дорожной сети городских округов, городских и сельских поселений и порядка отчетности об их использовании, утвержденному Постановлением Совета администрации Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г. № № субсидии расходуются на реализацию проектов по развитию и модернизации улично-дорожной сети городских округов, городских и сельских поселений (далее - проект), признанных победителями конкурса. Проект включает в себя работы по развитию и модернизации одной улицы городского округа или городского (сельского) поселения. Субсидии перечисляются бюджетам городских округов, а также бюджетам муниципальных районов для дальнейшего перечисления средств бюджетам поселений (пункты 1.9 и 4.5 Порядка).

Таким образом, Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г. № № бюджету сельского поселения Караул предоставлена субсидия на развитие и модернизацию улично-дорожной сети данного сельского поселения.

В силу пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ цели расходования данной субсидии, предоставленной бюджету сельского поселения Караул из бюджета Красноярского края, не могут быть изменены решением органа местного самоуправления.

Однако, решением Караульского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предоставлении иных межбюджетных трансфертов» средства субсидии направлены на строительство автомобильной дороги Дудинка-Караул-Воронцово, то есть на решение вопроса местного значения муниципального района - осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения муниципального района.

При таком положении, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований прокурора, поскольку оспоренное Решение принято с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ, и нарушает права и законные интересы получателя субсидии – муниципального образования «Сельское поселение Караул».

Доводы кассаторов о необоснованном привлечении судом к участию в деле администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, правильность принятого по делу судебного решения не опровергают.

Оснований полагать, что прокурором оспорено не решение Караульского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. № № «О предоставлении иных межбюджетных трансфертов», а иной муниципальный правовой акт, на что указывает в кассационной жалобе представитель Караульского сельского Совета депутатов, не имелось у суда первой инстанции, давшего надлежащую оценку опечатке, допущенной в заявлении прокурора.

При вынесении обжалуемого решения судом не допущено существенных нарушений норм процессуального права, нормы материального права применены правильно.

Поэтому оснований для удовлетворения кассационных жалоб судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Усть-Енисейского районного суда Красноярского края от 18 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Караульского сельского Совета депутатов, администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: