ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-788/11 от 15.02.2011 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Попова И.А. Дело № 33 - 788\11

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 февраля 2011 года г.Ставрополь

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Гедыгушева М.И.

судей Ситьковой О.Н., Безгиновой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу истцов Музыченко на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 09 декабря 2010 года по гражданскому делу по иску Музыченко Л.И., Музыченко Н.С., Музыченко Э.И. к Министерству финансов Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, Комитету Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству и другим о совершении действий, направленных на утверждение сводного списка граждан, лишившихся жилья в результате паводка в 2002 году, на получение свидетельства о предоставлении субсидии, на перечисление дотаций в местный бюджет г.Минеральные Воды на обеспечение мероприятий по приобретению, строительству, восстановлению жилья,

заслушав доклад судьи Ситьковой О.Н.,

У С Т А Н О В И Л А:

Истцы обратились в суд с иском, дополнив и уточнив его в последующем, к ответчикам и просили обязать администрацию г.Минеральные Воды направить в ГУ МЧС РФ по СК постановление главы администрации г.Минеральные Воды №1999 от 13.11.2009 и необходимый пакет документов на получение истцами свидетельства о предоставлении субсидии гражданам, лишившимся жилья в результате стихийного бедствия; обязании ГУ МЧС РФ по СК подготовить и направить проект распоряжения Правительства СК об утверждении сводного списка граждан, лишившихся жилья в результате паводка в 2002 году, в который включить истцов; обязании Правительства СК утвердить сводный список граждан, лишившихся жилья в результате паводка в 2002 году, в который включены истцы; обязании ответчиков выдать истцам свидетельства о предоставлении субсидии гражданам, лишившимся жилья в результате стихийного бедствия; обязании ответчиков перечислить дотации в местный бюджет г. Минеральные Воды на обеспечение мероприятий по приобретению, строительству, восстановлению жилья для истцов, пострадавших в результате паводка в июне 2002 года.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что Музыченко Л.И. является собственником дома № 80 по ул.*** в г.Минеральные Воды. В результате стихийного бедствия - паводка в июне 2002 года домовладение было полностью утрачено (свыше 40% от стоимости имевшегося имущества). Кроме нее в доме проживали ее мать, Музыченко Н.С., брат Музыченко Э.И..

16 октября 2009 года Минераловодский городской суд СК вынес решение о признании незаконными действий администрации г.Минеральные Воды, выразившихся в отказе в предоставлении государственной помощи на приобретение жилья Музыченко Л.И., Музыченко Н.С., Музыченко Э.И. и обязал ее включить истцов в список граждан, лишившихся жилья в результате паводка и направить данные списки в Правительство Ставропольского края для решения вопроса о предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья. В решении суда указано, что согласно заключения судебной строительно-технической экспертизы от 29.09.2009 процент утраты их жилого дома после паводка в июне 2002 года на момент обследования составляет 70%. Жилой дом не соответствует требованиям санитарных и строительных норм. 09.11.2009 был выдан исполнительный лист, администрацией г.Минеральные Воды их требования исполнены, семья включена в дополнительный общий список семей таких граждан и список направлен в Правительство Ставропольского края, но по сегодняшний день им не выдано свидетельство (сертификат) на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 09.12.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе истцы просили отменить решение суда как незаконное и необоснованное, указывая на то, что судом нарушены нормы процессуального права, повлекшие вынесение незаконного решения. Судом безосновательно заменен статус участников процесса и не учтено, что в указанном истцами круге ответчиков имеются лица, обладающие полномочиями по включению в расходную часть бюджета Ставропольского края размера причитающихся субсидий и по выдаче свидетельства на предоставление безвозмездных субсидий на приобретение жилья. Судом нарушена норма материального права и не применено Постановление Губернатора Ставропольского края от 15.07.2008 № 554, согласно которого Комитет СК по жилищно-коммунальному хозяйству обладает полномочиями по выдаче сертификата на предоставление безвозмездных субсидий.

Представители администрации г.Минеральные Воды, Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в возражениях на кассационную жалобу просили решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав истицу, представлявшую также интересы других истцов - Музыченко Н.С., представителя истцов Сорокина Т.В., представителя третьего лица ГУ МЧС РФ по СК Зимину А.Н., судебная коллегия приходит к следующему.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражениях относительно жалобы и с оценкой имеющихся в деле доказательств, в соответствии с ч.1 ст. 347 ГПК РФ.

Из материалов дела видно, что 08.11.2010 истцы в порядке, предусмотренном ст.39 ГПК РФ, изменили предмет иска, и обратились в суд с иском к ответчикам Комитету Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, Министерству финансов Ставропольского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства, Правительству Ставропольского края, администрации г.Минеральные Воды, ГУ МЧС РФ по Ставропольскому краю, в котором просили обязать администрацию г.Минеральные Воды направить в ГУ МЧС РФ по СК постановление главы администрации г.Минеральные Воды №1999 от 13.11.2009 года и необходимый пакет документов на получение истцами свидетельства о предоставлении субсидии гражданам, лишившимися жилья в результате стихийного бедствия; обязать ГУ МЧС РФ по СК подготовить и направить проект распоряжения Правительства СК об утверждении сводного списка граждан, лишившихся жилья в результате паводка в 2002 году, в который включить истцов; обязать Правительство СК утвердить сводный список граждан, лишившихся жилья в результате паводка в 2002 году, в который включены истцы; обязать ответчиков выдать истцам свидетельства о предоставлении субсидии гражданам, лишившимся жилья в результате стихийного бедствия; обязать ответчиков перечислить дотации в местный бюджет г. Минеральные Воды на обеспечение мероприятий по приобретению, строительству, восстановлению жилья для истцов, пострадавших в результате паводка в июне 2002 года.

Определением Ленинского райсуда г.Ставрополя данное исковое заявление принято к производству суда, но по существу рассмотрено с участием трех ответчиков - Министерства финансов Ставропольского края, Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, Комитета Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству, а также третьих лиц - Правительства Ставропольского края, администрации г.Минеральные Воды, ГУ МЧС РФ по Ставропольскому краю. Исковые требования, предъявленные к Министерству финансов РФ, с привлечением, извещением последнего, к Правительству Ставропольского края, ГУ МЧС РФ по Ставропольскому краю судом не рассматривались.

Суд правильно привел в решении нормы материального права, из которых следует, что меры по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации. Предоставление гражданам средств из федерального бюджета на строительство или приобретение жилья осуществляется в виде безвозмездных субсидий за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. В организации данных мероприятий, распределении дотаций, участвует орган исполнительной власти субъекта РФ (п.10 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 года № 492 «О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа», Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 года № 392, Приказ государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 18 сентября 2002 года № 210 «О внесении изменений и дополнений в порядок использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного Федерального Округа», Порядок финансирования дотаций местным бюджетам на обеспечение мероприятий по приобретению, строительству, восстановлению жилья для граждан, пострадавших в результате паводка в июне 2002 года, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 года № 188-п, и другие нормативно-правовые акты Ставропольского края).

Однако, выводы суда о том, что истцы избрали неверный способ защиты и в числе указанных ответчиков отсутствуют лица, уполномоченные формировать и утверждать списки семей, лишившихся жилья в результате паводка, на выдачу свидетельств на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья, на включение в расходную часть бюджета Ставропольского края размера причитающейся субсидии являются преждевременными и сделаны без учета заявленных истцами требований, предъявляемых к другим ответчикам, и примененных к разрешению спора положений нормативно-правовых актов РФ и Ставропольского края.

Кроме того, судом не дана надлежащая правовая оценка утверждениям истцов и представителя администрации г.Минеральные Воды о приятии администрацией г.Минеральные Воды во исполнение решения Минераловодского городского суда от 16.10.2009 года постановления № 1999 от 13.11.2009 об утверждении дополнительного списка семей граждан, проживающих на территории г.Минеральные Воды, лишившихся жилья в результате наводнения, происшедшего в июне-июле 2002 года на территории ЮФО, изъявивших желание использовать предоставляемую субсидию на приобретение жилья, о включении в данный список истцов и направлении его в Правительство СК, а также доводам истцов о бездействии Правительства Ставропольского края по исполнению требований законодательства. Судом не установлены обстоятельства и причины неисполнения обязательств Российской Федерации уполномоченными лицами.

При таких обстоятельствах, доводы кассационной жалобы о нарушениях судом норм процессуального права, повлекшие вынесение незаконного решения в части, заслуживают внимание.

Вместе с тем, судебная коллегия считает подлежащим оставлению без изменения решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании администрации г.Минеральные Воды направить в ГУ МЧС РФ по СК постановление главы администрации г.Минеральные Воды №1999 от 13.11.2009 и необходимый пакет документов на получение истцами свидетельства о предоставлении субсидии гражданам, лишившимися жилья в результате стихийного бедствия, поскольку данные требования не основаны на нормах материального права, предусматривающие обязательства администрации по совершению вышеуказанных действий. Более того, истцы в обоснование заявленных требований указывали на исполнение администрацией г.Минеральные Воды на основании судебного решения обязательств по передаче списков в Правительство Ставропольского края и бездействием последнего.

При изложенных обстоятельствах, решение суда в остальной части нельзя признать законным и обоснованным, нарушения норм процессуального права ст.12, ст.56, ч.1 ст.57, ст.ст.147,148,150 ГПК РФ, допущенные судом первой инстанции, являются существенными и не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, поэтому решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела в отмененной части суду первой инстанции надлежит учесть вышеизложенное, определить состав и процессуальный статус участников процесса, установить значимые для дела обстоятельства, в совокупности с доводами сторон и представленными доказательствами, дать им надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56,57 и 67 ГПК РФ и разрешить спор в соответствии с действующими нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь ст.ст.347,360-364,366,367 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 09 декабря 2010 года в части отказа в удовлетворении иска об обязании администрации г.Минеральные Воды направить в ГУ МЧС РФ по СК постановление главы администрации г.Минеральные Воды №1999 от 13.11.2009 и необходимый пакет документов на получение истцами свидетельства о предоставлении субсидии гражданам, лишившимися жилья в результате стихийного бедствия, оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Это же решение суда в остальной части отменить, кассационную жалобу удовлетворить. Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.