ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Утюшева Т.Л. Дело № 33-791/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 января 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего: Мороха Е.А.,
Судей: Мун Г.И., Малышевой И.А.
При секретаре - Данилове А.А.
С участием прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры – Мещеряковой Л.Ф.
Рассмотрела в открытом судебном заседаний по докладу судьи областного суда Мун Г.И. гражданское дело по кассационным жалобам Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области, ФГУ «Управления «Волгоградмелиоводхоз», Муниципального Учреждения по эксплуатации Заволжского группового водопровода.
на решение Палласовского районного суда Волгоградской области от 22 ноября 2010 года, которым постановлено:
обязать МУ по эксплуатации Заволжского группового водопровода устранить нарушения санитарно эпидемиологического и природоохранного законодательства при эксплуатации водоочистных сооружений: в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда осуществить чистку резервуаров - накопителей на насосной станции третьего подъема в г.Палласовка, из которых питьевая вода подастся населению; в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда произвести замену фильтра (смесь, состоящая из песка и щебня), замену наружной сети водовода, d 327x7, протяженностью 250 м от насосной станции 1 подъема до насосной станции 2 подъема (далее - НС-1 и НС-2), инвентарный помер 01200067; наладить процесс коагуляции воды, предусмотренный техническим регламентом, а также применение осветлителей, обязать МУ ЭЗГВ в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать природоохранную документацию: план мероприятий по охране окружающем среды: документацию па сброс условно чистых вод от промывки фильтров в пруд-испаритель (НДС, разрешение на сброс); план снижения сбросов, согласованный с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации района в течение 8 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, выделить МУ ЭЗГВ из бюджета средства для осуществления замены фильтра (смеси, состоящей из песка и щебня), замены наружной сети водовода, d 327x7. протяженностью 250 м от насосной станции 1 подъема до насосной станции 2 подъема (далее - НС-1 и НС-2), инвентарный номер 01200067; наладки процесса коагуляции воды, предусмотренной техническим регламентом, а также применения осветлителей.
Обязать Палласовский филиал «ФГУ Управление Волгоградмелиоводхоз» устранить нарушение санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства: в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда провести очистку дна пруда-накопителя от заиления и загрязнений: выполнить мероприятия, предусмотренные проектом зоны санитарной охраны ЗСО в том числе, оградить территорию первого пояса ЗСО пруда накопителя Старая Балка, оборудовать акваторию первого пояса пруда накопителя х.ФИО1 буями и другими предупредительными знаками; разработать программу производственного контроля на предприятии
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Палласовского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к МУ по эксплуатации Заволжского группового водопровода, администрации Палласовского района о понуждении к исполнению федерального законодательства, в обоснование требований указав, что прокуратурой района с привлечением специалиста Управления Росприроднадзора по области 02.08.2010 г. проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации очистных сооружений водопровода г.Палласовки. В ходе проверки установлено, что очистные сооружения эксплуатируются МУ Заволжского группового водопровода, которое нарушает требования не только санитарно - эпидемиологического законодательства (СанПиН 2.1.5.980-00), но и законодательство об охране окружающей среды. Так, вопреки требованиям регламента технического контроля за работой очистных сооружений водопровода не ведется учет воды на всех этапах технологического процесса (от забора из пруда-накопителя до поставки ее потребителю, в том числе на промывку фильтров, на подачу в резервуары чистой воды третьего подъема, на каждое водоочистное сооружение), не осуществляется коагуляция воды. Кроме того, проверкой установлено, что фильтр, состоящий из смеси песка и щебня не менялся более 10 лет, отсутствует разрешительная документация на сброс условно чистых вод от промывки фильтров в пруд-испаритель, план снижения сбросов, согласованный с органами исполнительной власти, не разработан план мероприятий по охране окружающей среды. В результате стало возможным ухудшение качества питьевой воды, подаваемой населению, что подтверждается данными лабораторных исследований ФФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области в Палласовском и Старополтавском районах». Указанные обстоятельства создают опасность массовой гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.
Просил обязать МУ ЭЗГВ устранить нарушения санитарно эпидемиологического и природоохранного законодательства при эксплуатации водоочистных сооружений, а именно: в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда осуществить чистку резервуаров - накопителей на насосной станции третьего подъема в г.Палласовка, из которых питьевая вода подается населению; в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда произвести замену фильтра (смесь, состоящая из песка и щебня), замену наружной сети водовода, d 327x7, протяженностью 250 м от насосной станции 1 подъема до насосной станции 2 подъема (далее - НС-1 и НС-2), инвентарный номер 01200067; наладить процесс коагуляции воды, предусмотренный техническим регламентом, а также применение осветлителей. Обязать МУ ЭЗГВ в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать природоохранную документацию: план мероприятии по охране окружающей среды: документацию на сброс условно чистых вод от промывки фильтров в пруд-испаритель (НДС, разрешение на сброс); план снижения сбросов, согласованный с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Судом по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Палласовского района и Палласовский филиал ФГУ «Управление Волгоградмелиоводхоз».
Впоследствии Прокурор Палласовского района дополнил заявленные исковые требования и просил также обязать: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации района в течение 8 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, выделить МУ ЭЗГВ из бюджета средства для осуществления замены фильтра (смеси, состоящей из песка и щебня), замены наружной сети водовода, d 327x7, протяженностью 250 м от насосной станции 1 подъема до насосной станции 2 подъема (далее - НС-1 и НС-2), инвентарный номер 01200067; наладки процесса коагуляции воды, предусмотренной техническим регламентом, а также применения осветлителей; Палласовский филиал «ФГУ Управление Волтоградмелиоводхоз» - устранить нарушение санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, а именно: в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда провести очистку дна пруда-накопителя от заиления и загрязнений; а также выполнить мероприятия, предусмотренные проектом ЗСО, в том числе, оградить территорию первого пояса ЗСО пруда накопителя Старая Балка, оборудовать акваторию первого пояса пруда - накопителя х.Старая Балка буями и другими предупредительными знаками; разработать программу производственного контроля па предприятии.
Дополнения к иску прокурор мотивировал тем, что в ходе дополнительных проверочных мероприятий установлено, что на балансе Палласовского филиала ФГУ «Управление Волгоградмелиоводхоз» находится пруд-накопитель Старая Балка, территория первого пояса зоны санитарной охраны которого не огорожена, а акватория первого пояса буями и другими предупредительными знаками не оборудована. К акватории пруда накопителя, а также к подводящим каналам осуществляется свободный доступ животных и людей, которые создают условия для ухудшения качества воды в санитарно эпидемиологическом плане. По фактам выявленных нарушений 06.08.2010 прокуратурой района внесено представление.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационных жалобах Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области, ФГУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз», Муниципальное Учреждение по эксплуатации Заволжского группового водопровода оспаривают законность и обоснованность постановленного судом решения и просят его отменить ввиду нарушений норм материального и процессуального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области и администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области – ФИО2, представителя ФГУ «Управления «Волгоградмелиоводхоз» - ФИО3, представителя Муниципального Учреждения по эксплуатации Заволжского группового водопровода – ФИО4, поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры – Мещеряковой Л.Ф. об отмене решения в части, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее -водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно СанПиНу 2.1.4.1110-02 индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Как установлено судом при разрешении дела прокуратурой Палласовского района Волгоградской области с привлечением специалиста Управления Росприроднадзора по Волгоградской области 02.08.2010 г. проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации очистных сооружений водопровода г.Палласовки.
Актом проверки от 02.08.2010 установлено, что МУ ЭЗГВ в оперативном управление которого находятся наружные сети водовода, d 327x7, протяженностью 250 м. от насосной станции 1 подъема до насосной станции 2 подъема (далее - ЫС-1 и НС-2), инвентарный номер 01200067, нарушает санитарно – эпидемиологические требования. Проверкой установлено, что фильтр, состоящий из смеси песка и щебня более 10 лет, отсутствует разрешительная документация на сброс условно чистых вод от промывки фильтров в пруд-испаритель, а также не разработан план мероприятий по охране окружающей среды.
Согласно лабораторным исследованиям ФФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области в Палласовском и Старополтавском районах» произошло ухудшение качества питьевой воды, подаваемой населению.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Поскольку в результате неисполнения МУ ЭЗГВ требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства стало возможным ухудшение качества питьевой воды, подаваемой населению, суд пришел к правильному выводу, что указанные обстоятельства создают опасность массовой гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в связи с этим обосновано удовлетворил заявленные требования о возложении на МУ по эксплуатации Заволжского группового водопровода обязанности устранить нарушения санитарно эпидемиологического и природоохранного законодательства при эксплуатации водоочистных сооружений: в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда произвести замену фильтра (смесь, состоящая из песка и щебня), замену наружной сети водовода, d 327x7, протяженностью 250 м от насосной станции 1 подъема до насосной станции 2 подъема (далее - НС-1 и НС-2), инвентарный помер 01200067, в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать природоохранную документацию: план мероприятий по охране окружающем среды: документацию па сброс условно чистых вод от промывки фильтров в пруд-испаритель (НДС, разрешение на сброс).
Решение в этой части судом принято в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В то же время судебная коллегия не может согласиться с решением суда в остальной части по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что МУ ЗГВ с участием представителя СЭС была произведена очистка резервуаров – накопителей на насосной станции третьего подъема в г. Палласовка, что подтверждается актом от 29 сентября 2010 года, а план снижения сбросов, находится в разработке в специализированном учреждение, на стадии согласования с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, однако судом указанные обстоятельства оставлены без внимания.
Кроме того, согласно ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
В силу п. 3 ст. 55 ГК РФ филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Поскольку гражданско-правовое требование предъявлено к ответчику –Палласовский филиал «ФГУ Управление эпидемиологического и природоохранного законодательства», являющемуся филиалом юридического лица, который в принципе не может быть ответчиком, постольку такой спор не мог рассматриваться судом.
Поскольку замена ответчика судом не произведена, выводы суда в части возложения на Палласовский филиал «ФГУ Управление Волгоградмелиоводхоз» обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства: в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда провести очистку дна пруда-накопителя от заиления и загрязнений: выполнить мероприятия, предусмотренные проектом зоны санитарной охраны ЗСО в том числе, оградить территорию первого пояса ЗСО пруда накопителя Старая Балка, оборудовать акваторию первого пояса пруда накопителя х.ФИО1 буями и другими предупредительными знаками; разработать программу производственного контроля на предприятии, являются необоснованными.
Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Согласно ст. 52 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Возлагая на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Палласовского района, который отнесен к органам местного самоуправления обязанность в течение 8 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выделить МУ ЭЗГВ из бюджета средства для осуществления замены фильтра (смеси, состоящей из песка и щебня), замены наружной сети водовода, d 327x7. протяженностью 250 м от насосной станции 1 подъема до насосной станции 2 подъема (далее - НС-1 и НС-2), инвентарный номер 01200067; наладки процесса коагуляции воды, предусмотренной техническим регламентом, а также применения осветлителей, суд, таким образом, фактически вмешался в его финансово-экономическую деятельность, что недопустимо.
При изложенных обстоятельствах постановленное судом решение в этой части нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно в этой части подлежит отмене.
Так как обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в материалах дела документов и по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, судебная коллегия в силу абз. 4 ст. 361 ГПК Российской Федерации находит возможным, не передавая дела на новое рассмотрение, вынести в указанной части новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Палласовского районного суда Волгоградской области от 22 ноября 2010 года в части возложения на МУ по эксплуатации Заволжского группового водопровода обязанности устранить нарушения санитарно эпидемиологического и природоохранного законодательства при эксплуатации водоочистных сооружений: в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда произвести замену фильтра (смесь, состоящая из песка и щебня), замену наружной сети водовода, d 327x7, протяженностью 250 м от насосной станции 1 подъема до насосной станции 2 подъема (далее - НС-1 и НС-2), инвентарный помер 01200067, на МУ ЭЗГВ обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать природоохранную документацию: план мероприятий по охране окружающем среды: документацию па сброс условно чистых вод от промывки фильтров в пруд-испаритель (НДС, разрешение на сброс) - оставить без изменения.
В остальной части указанное решение отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований о возложении на МУ ЭЗГВ обязанности по осуществлению чистки резервуаров – накопителей и разработать план снижения сбросов, согласованный с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды; возложении на Комитет по управлению имуществом администрации района обязанности выделить из бюджета денежные средства для осуществления замены фильтра, наружной сети водопровода, наладки процесса коагуляции воды и т.п.; возложении обязанности на Палласовский филиал «ФГУ Управление Волгоградмелиоводхоз» устранить нарушение санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства путем очистки дна пруда-накопителя от заиления и загрязнений и т.п. прокурору Палласовского района Волгоградской области отказать.
Председательствующий:
Судьи: