ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-8104 от 28.12.2011 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

                                                                                    Оренбургский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Оренбургский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Ярыгина Е.Н. Дело № 33-8104/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 28 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Жуковой Н.В., судей областного суда Федотовой Л.Б., Петерс И.А., с участием прокурора Кобзарь А.П., при секретаре Баловневой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хоботова В.В. на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 10 ноября 2011 года по делу по иску прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Хоботову В.В. о запрете деятельности по эксплуатации автозаправочных станций,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Советского района г.Орска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Хоботова В.В. по эксплуатации автозаправочных станций, расположенных по адресам: , , и запретить эксплуатацию указанных автозаправочных станций в отсутствие инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников, утвержденных проектов нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанных паспортов на отходы 1-4 класса опасности, твердых водонепроницаемых покрытий под наземными резервуарами, предназначенными для хранения топлива, ограждающих бортиков высотой 200 мм по всему периметру автозаправочных станций, а также утвержденного проекта строительства автозаправочной станции, расположенной по адресу: , получившего положительное заключение государственной экспертизы и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта после строительства.

В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что автозаправочные станции эксплуатируются с нарушением требований природоохранного законодательства. В нарушение норм Федерального Закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», на автозаправочных станциях не произведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников, не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов на АЗС, выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником осуществляется без наличия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха не осуществляется.

На территории автозаправочных станций отсутствует место складирования, размещения производственных и бытовых отходов для их временного размещения, паспорт на отходы 1-4 класса опасности не получен, первичный документальный учёт движения (транспортировки) отходов, образующихся в процессе деятельности предприятия не ведётся, лица, допущенные, к обращению с отходами I - IV класса опасности не имеют профессиональной подготовки, подтверждённой наличием сертификата (свидетельства) на право обращения с опасными отходами. Договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на транспортировку отходов, отсутствуют. Документы, подтверждающие безопасное, для окружающей среды, размещение отходов не представлены. В районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов не везде имеется твердое водонепроницаемое покрытие. Под наземным резервуаром, предназначенном для хранения топлива, твердое водонепроницаемое покрытие отсутствует, по всему периметру отсутствуют бортики высотой 200 мм, на территории АЗС не имеется плотно закрывающегося контейнера для сбора загрязненных нефтепродуктами песка. Отсутствует контейнер с запасом сорбента в количестве, достаточном для ликвидации последствий максимально возможного пролива нефтепродуктов.

Автозаправочные станции расположены на территории населенного пункта, на расстоянии менее 50 метров от жилых зданий и менее 30 метров до административно-бытового здания смежной организации, что является нарушением п. 3 приложения 4 Норм пожарной безопасности 111-98*(НПБ 111-98*), утвержденных Приказом ГУГПС МВД от 23.03.1998 N 25.

На автозаправочных станциях применяется одностенный резервуар с надземным расположением, что является нарушением п.1 приложения 4 Норм пожарной безопасности 111-98*(НПБ 111-98*), утвержденных Приказом ГУГПС МВД от 23.03.1998 N 25, п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313.

Кроме того, на территории АЗС, расположенной по адресу: , не соблюдены минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ является не стойким к воздействию нефтепродуктов, территория АЗС не спланирована и не благоустроена, в ночное время не освещается, на территории АЗС допускается посадка деревьев, что является нарушением Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Пронина Т.С. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Ответчик Хоботов В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Судом было вынесено решение, которым исковое заявление Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц было удовлетворено. Признана незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Хоботова В.В. по эксплуатации автозаправочных станций, расположенных по адресу , и . Индивидуальному предпринимателю Хоботову В.В. запрещена эксплуатация указанных автозаправочных станций. С ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме  рублей.

С решением суда не согласен Хоботов В.В., который в кассационной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., пояснения ответчика Хоботова В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Кобзарь А.П., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Хоботов В.В. имеет на праве собственности контейнерную автозаправочную станцию (КАЗС), расположенную по адресу: , а также эксплуатирует автозаправочную станцию (АЗС), расположенную по адресу: .

Согласно ст. 8 Федерального закона «О промышленной безопасности производственных объектов» одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.

Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в проектную документацию на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.

В процессе строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

Судом установлено, что у Хоботова В.В. отсутствует проект АЗС по адресу , заключение экспертизы на проектную документацию на строительство АЗС, заключение о соответствие АЗС проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и другим нормативным документам. Не осуществлен ввод АЗС в эксплуатацию.

Согласно ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных «загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

Пунктом 1 Приложения № 4 Норм пожарной безопасности 111-98*, утвержденных Приказом ГУГПС МВД от 23.03.1998 года № 25, установлено, что применение одностенных резервуаров с надземным расположением допускается только на АЗС, размещаемых вне территорий населенных пунктов и предприятий, при выполнении требований настоящих норм, а также с учетом изложенных ниже положений.

Пунктом 4 Приложения № 4 Норм пожарной безопасности установлено, что резервуары контейнера хранения топлива должны быть установлены в емкость для сбора аварийного пролива топлива. Вместимость указанной емкости должна быть не менее вместимости наибольшего из резервуаров контейнера хранения топлива.

Пунктом 33 Норм пожарной безопасности 111-98*, утвержденных Приказом ГУГПС МВД от 23.03.1998 года № 25, установлено, что покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов.

Судом было установлено, что в нарушение указных норм ответчиком на обеих АЗС используются одностенные резервуары с надземным расположением, резервуар хранения топлива не установлен в контейнер, а также в емкость для сбора аварийного топлива, покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ не является стойким к воздействию нефтепродуктов, отсутствуют паспорта на опасные отходы, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, средства пожаротушения.

Кроме того, на территории АЗС по  не соблюдены минимальные расстояния между сооружениями, чем нарушен п. 14* таблицы № 3 Норм пожарной безопасности 111-98 *, утвержденных Приказом ГУГПС МВД от 23.03.1998 года № 25.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что АЗС эксплуатируется без соблюдения требований природоохранного законодательства и правил технической эксплуатации автозаправочных станций, а также с нарушением норм пожарной безопасности и экологических норм, что создает препятствия праву неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения ущерба окружающей среде и здоровью граждан и запретил эксплуатацию автозаправочных станций.

Указанный вывод суда соответствует установленным обстоятельствам и не противоречит нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда, дополнив резолютивную часть указанием, в отсутствие чего необходимо признать деятельность Хоботова В.В. по эксплуатации АЗС незаконной, поскольку в случае устранения ответчиком указанных нарушений, он может эксплуатировать АЗС.

Довод кассационной жалобы о том, что Хоботов В.В. был ранее привлечен к административной ответственности за допущенные нарушения Правил пожарной безопасности, является несостоятельным, поскольку автозаправочные станции создают угрозу причинения ущерба окружающей среде и здоровью граждан, что противоречит ст. 42 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Довод кассационной жалобы о том, что ответчик предпринимает меры к устранению существующих нарушений, не может быть принят во внимание, поскольку Хоботов В.В. не представил суду доказательств в подтверждение того, что нарушения им устранены.

Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 360, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 10 ноября 2011 года изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

Признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Хоботова В.В. по эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: , в отсутствие:

- утвержденного проекта строительства автозаправочной станции, получившего положительное заключение государственной экспертизы;

- разрешения на ввод в эксплуатацию объекта после строительства;

- инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников;

- утвержденного проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- разработанных паспортов на отходы 1-4 класса опасности;

- твердого водонепроницаемого покрытия под наземными резервуарами, предназначенными для хранения топлива;

- ограждающих бортиков высотой 200 мм по всему периметру.

Признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Хоботова В.В. по эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: , в отсутствие:

- инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников;

- утвержденного проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- разработанных паспортов на отходы 1-4 класса опасности;

- твердого водонепроницаемого покрытия под наземными резервуарами, предназначенными для хранения топлива;

- ограждающих бортиков высотой 200 мм по всему периметру.

Запретить индивидуальному предпринимателю Хоботову В.В. эксплуатацию автозаправочных станций, расположенных по адресу , и в  в отсутствие вышеуказанного.

Взыскать с Хоботова В.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме  рублей.

Председательствующий:

Судьи: