ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-811 от 09.02.2011 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

                                                                                    Оренбургский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Оренбургский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Шейко А.В. Дело № 33-811/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 9 февраля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Петерс И.А., судей Федотовой Л.Б., Долгополовой Н.Н., при секретаре Плотниковой Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федотовой Л.Б. кассационную жалобу Администрации города Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 ноября 2010 года по делу по заявлению прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим пункта 1 и Приложения №1 «Порядок согласования производственных программ организаций коммунального комплекса и рассмотрения дел об установлении тарифов» Постановления администрации города Оренбурга от 08.07.2010 №4762-п «Об утверждении порядка согласования производственных, комплексных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса»,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Оренбурга обратился в суд с заявлением о признании недействующим с 13.08.2010 г. пункта 1 и Приложения №1 «Порядок согласования производственных программ организаций коммунального комплекса и рассмотрения дел об установлении тарифов» Постановления администрации города Оренбурга от 08.07.2010 №4762-п «Об утверждении порядка согласования производственных, комплексных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса», указав, что Постановлением администрации города Оренбурга от 08.07.2010 № 4762-п, утвержден Порядок согласования производственных, комплексных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса». Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», установлены полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок. В соответствии со ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в статью 5 ФЗ от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» внесены изменения, которые вступили в законную силу 13.08.2010 года. Со дня вступления в силу указанного федерального закона из полномочий органов местного самоуправления исключены полномочия по согласованию производственных программ организаций коммунального комплекса. Прокуратурой города 21.10.2010 г. опротестовано Постановления Главы города Оренбурга от 25.10.2006 № 3555-п «О комиссии по регулированию тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса». Согласно ответу управления жилищно-коммунального хозяйства от 29.10.2010 года, оснований к удовлетворению протеста не имеется. В обоснование принятого решения указывается, что 15.09.2010 года Законодательным Собранием Оренбургской области принят Закон Оренбургской области от 28.09.2010 N 3822/887-1V-O3 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса», согласно которого оспариваемые полномочия вновь переданы муниципальным образованиям в порядке наделения отдельными государственными полномочиями. По мнению администрации города при данных обстоятельствах принимать местный правовой акт об упразднении полномочий является неверным с точки зрения юридической техники. Согласно ст. 12 Закон Оренбургской области от 28.09.2010 N 3822/887-1V-O3 о наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными Государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса", положения указанного Закона, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период при условии, если законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Таким образом, в настоящее время органы местного самоуправления не полномочны согласовывать производственные программы организаций коммунального комплекса. Данные полномочия возможно будут переданы в порядке наделения отдельными государственными полномочиями, сроком на очередной финансовый год при условии если законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год будет предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Оспариваемое Постановление администрации города Оренбурга, отвечает форме и содержанию нормативного правового акта: рассчитаны на неоднократное применение, на неопределенный круг лиц, имеют сферу действия в границах муниципального образования город Оренбург, направлены на урегулирование отношений, опубликованы в средствах массовой информации.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Прокуратуры г. Оренбурга Маслова О.Н. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика Ильенко С.В. возражала против удовлетворения исковых требований.

Решением суда заявление прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.

В кассационной жалобе Администрация города Оренбурга просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав судью докладчика, объяснения представителя администрации г.Оренбурга – Ильенко С.В., действующую по доверенности, поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора Омельченко Л.В., просившую решение суда оставить без изменений, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В суде первой инстанции установлено, что Постановлением Администрации города Оренбурга №4762-п от 08.07.2010г. «Об утверждении порядка согласования производственных, комплексной и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса» п.1 утвержден Порядок согласования производственных программ организаций коммунального комплекса и рассмотрения дел об установлении тарифов согласно приложению №1.

Признавая пункт 1 и Приложения №1 «Порядок согласования производственных программ организаций коммунального комплекса и рассмотрения дел об установлении тарифов» Постановления администрации города Оренбурга от 08.07.2010 №4762-п «Об утверждении порядка согласования производственных, комплексных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса» противоречащими федеральному законодательству и недействующими с 13.08.2010 года, суд исходил из того, что органы местного самоуправления в настоящее время не полномочны согласовывать программы организаций коммунального комплекса.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда в силу следующего.

В соответствии с п. 4.1 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления по Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.

Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлены полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок.

В соответствии с ФЗ от 27.07.2010 г. №237-ФЗ «О внесение изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные Российской Федерации», со дня вступления в силу указанного федерального закона, то есть с 13.08.2010 г., из полномочий органов местного самоуправления исключены полномочия по согласованию производственных программ организаций коммунального комплекса.

Учитывая изложенное, вывод суда о незаконности пункта 1 и Приложения №1 «Порядок согласования производственных программ организаций коммунального комплекса и рассмотрения дел об установлении тарифов» Постановления администрации города Оренбурга от 08.07.2010 №4762-п «Об утверждении порядка согласования производственных, комплексных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса» являются правильным.

Довод кассационной жалобы о том, что 15.09.2010 г. Законодательным Собранием Оренбургской области принят Закон Оренбургской области от 28.09.2010 №3822/887-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса», согласно которого оспариваемые полномочия органов местного самоуправления переданы муниципальным образованиям в порядке наделения отдельными государственными полномочиями, является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.

Так, согласно ст.12 указанного Закона, положения указанного Закона, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период при условии, если законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Довод о том, что Законом Оренбургской области от 07.12.2010 г. №4055/941-IV-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области об областном бюджете на 2010 и на плановый период 2011-2012» предусмотрены субвенции органам местного самоуправления на осуществление переданных полномочий и действия данного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.11.2010 г. также является необоснованным, поскольку данный закон был принят после вынесения решения и не мог быть предметом рассмотрения суда.

Довод о нарушении прокурором требований ст. 131 ГПК РФ, которые выразились в не указании прокурором в заявлении того, какие права и свободы гражданина и неопределенного круга лиц нарушаются оспариваемым актом или его частью, несостоятелен, поскольку как указано в п.7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007г. N48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку ст.251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.

Принимая во внимание, что судом правильно применены нормы материального права и определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда в кассационном порядке, не установлено, кассационная жалоба не содержит доводов, которые могли бы послужить поводом для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: