Пермский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Пермский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Дьячкова Т.Е. N 33-815
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Няшина В.А.,
судей Овчинниковой Н.А., Елецких О.Б.
при секретаре Роговой Т.Н.,
с участием прокурора Богомоловой Е.П.,
рассмотрела 01 февраля 2012 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Алексеева В.А. на решение Осинского районного суда Пермского края от 28 декабря 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Алексееву В.А. о признании Решения Думы Осинского городского поселения № 329 от 25 октября 2011 года незаконным и подлежащим отмене; признании нарушения пассивного конституционного права Алексеева В.А. быть избранным на пост главы Осинского городского поселения Пермского края; признании Решения Думы Осинского городского поселения № 342 от 29 ноября 2011 года незаконным и подлежащем отмене, отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения представителя Думы Осинского городского поселения П., заинтересованного лица Шумкина А.В., заключение прокурора об отказе в удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеев В. А. обратился в суд с заявлением, просил признать Решение Думы Осинского городского поселения № 329 от 25 октября 2011 года незаконным и подлежащим отмене, признать нарушение его пассивного конституционного права быть избранным на пост главы Осинского городского поселения Пермского края. В обоснование данных требований указал, что 25 октября 2 011 года на Заседании Думы Осинского городского поселения Пермского края было принято Решение за № 32 9 (далее Решение) «Об утверждении протокола № 2 счетной комиссии по выборам главы поселения - председателя Думы Осинского городского поселения». Данным Решением утвержден протокол № 2 счетной комиссии по выборам главы поселения-председателя Думы Осинского городского поселения, избран главой поселения - председателем Думы Осинского городского поселения Шумкин А.В. Решение принято в нарушение Конституции Российской Федерации, действующего законодательства Российской Федерации. Также Решение противоречит Уставу Осинского городского поселения, в частности, статье п. 1 ст. 11. Полагает, что избрание Шумкина А.В. главой поселения депутатами Думы из числа депутатов Думы Осинского городского поселения нарушает конституционные права заявителя избирать и быть избранным. Также нарушены гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, нарушен Устав Осинского городского поселения. В пункте 2 Решения сказано об избрании Шумкина А.В. главой поселения, но не сказано какого именно поселения. Изменения, внесенные Думой Осинского городского поселения в Устав Осинского городского поселения в августе 2011 года меняют полномочия представительного и исполнительного органов муниципального образования, а значит, вступают в законную силу лишь с выбором нового состава депутатского корпуса, то есть со второго воскресенья октября 2013 года. Также Алексеев В.А. обратился в суд с дополнительным требованием, просил признать решение Думы Осинского городского поселения № 342 от 29 ноября 2011 года незаконным и подлежащим отмене, мотивируя свое требование тем, что 2 9 ноября 2011 года Думой Осинского городского поселения Пермского края было принято Решение № 342 «Об утверждении проекта решения Думы Осинского городского поселения «О внесении изменений в Устав Осинского городского поселения». Данное решение принято в нарушение действующего законодательства Российской Федерации. В пункт 1 статьи 11 Устава Осинского городского поселения вносятся изменения: в частности, убраны слова «главы поселения». Это означает, что муниципальные выборы проводятся только в целях избрания депутатов Думы на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании. В устав внесен и ряд других поправок. В соответствии с пунктом 3 статьи б Федерального Закона № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» со дня приема судом первой инстанции заявления гражданина, проживающего на территории муниципального образования, поданного в обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, и до вступления решения суда в законную силу не допускается изменение Устава.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Алексеев В.А. ставит вопрос об отмене решения суда, оспаривая выводы суда относительно законности Решения Думы Осинского городского поселения Пермского края № 329 от 25.10.2011г. Указывает, что на момент его принятия действующая редакция Устава Осинского городского поселения содержала статью 11. В соответствии с п. 1 данной статьи муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Думы (далее также - депутаты), главы поселения на основе всеобщего равного и прямого, избирательного права при тайном голосовании, на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, устанавливающем основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и принимаемым в соответствии с ним законом Пермской области, Пермского края, с учетом особенностей, определенным федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и настоящим Уставом». Факт внесения изменений в статью 33 Устава Осинского городского поселения, на основании Решения Думы Осинского городского поселения от 23.08.2011г № 308, в соответствии с которыми глава Осинского городского поселения избирается из состава депутатов Осинского городского поселения, не является основанием и не свидетельствует о том, что Решение Думы Осинского городского поселения № 329 от 25.10.2011г. является законным, что названное Решение не нарушает пассивного конституционного права заявителя быть избранным на пост главы Осинского городского поселения Пермского края. На 25.10.2011 г. Устав Осинского городского поселения содержал две нормы (ст. 11 и ст. 23 с измененной редакцией), которые предусматривают разный порядок проведения выборов на пост главы Осинского городского поселения Пермского края. При этом Устав Осинского городского поселения не регламентирует случаи применения названных статей.
В возражениях, поданных на кассационную жалобу, заместитель прокурора Осинского муниципального района, Дума Осинского городского поселения просят оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что Решением Думы Осинского городского поселения № 329 от 25.10.2011г. утвержден протокол № 2 счетной комиссии по выборам главы Осинского городского поселения - председателя Думы Осинского городского поселения. Главой поселения - председателем Думы Осинского городского поселения избран Шумкин А.В. (л.д. 7).
В соответствии с п. 1 ст. 11 Устава муниципального образования "Осинское городское поселение" муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Думы (далее также - депутаты), главы поселения на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и принимаемым в соответствии с ним законом Пермской области, Пермского края, с учетом особенностей, определенных Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и настоящим Уставом (в ред. решения Думы Осинского городского поселения от 26.09.2006 N 135).
Согласно п. 2 ст. 33 Устава муниципального образования "Осинское городское поселение" глава поселения избирается Думой из своего состава и исполняет полномочия председателя Думы (в ред. решения Думы Осинского городского поселения от 23.08.2011 N 308).
Отказывая заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным Решения Думы Осинского городского поселения № 329 от 25.10.2011г., суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое Решение не противоречит Конституции РФ, федеральному законодательству и Уставу муниципального образования "Осинское городское поселение".
Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, оснований для признания его неверным не имеется.
Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как следует из ч. 2 ст. 34 указанного Закона, глава муниципального образования входит в состав структуры органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 4 4 данного Закона структура и порядок формирования органов местного самоуправления должны определяться уставом муниципального образования (п. 4ч. 1).
Положениями п. 2 ч. 1 ст. 36 названого Федерального закона предусматривается возможность избрания главы муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава (в редакции, действующей на момент принятия Решения № 32 9 от 25.10.2011г.).
На основании п. 1 ст. 4 Устава муниципального образования "Осинское городское поселение" представительным органом муниципального образования является Дума Осинского городского поселения.
Из приведенных норм закона следует, что избрание Главы Осинского городского поселения из состава депутатов Думы этого же поселения возможно в случае определения указанного способа выборов Уставом данного муниципального образования.
В связи с тем, что в соответствии с п. 2 ст. 33 Устава муниципального образования "Осинское городское поселение" глава поселения избирается Думой из своего состава, оснований считать Решение Думы Осинского городского поселения № 329 от 25.10.2011г. незаконным не имеется.
Доводы жалобы, по сути сводящиеся к тому, что заявитель лишен права быть избранным Главой Осинского городского поселения, поскольку избрание главы муниципального образования проведено Думой Осинского городского поселения из своего состава, что является нарушением п. 1 ст. 11 Устава муниципального образования "Осинское городское поселение", на законе не основаны.
Глава муниципального образования, в силу п. 8 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", является выборным должностным лицом.
В силу п. 9 ст. 2 этого же Закона выборы - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Устава муниципального образования "Осинское городское поселение" глава поселения избирается Думой из своего состава.
Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
На основании п. 1 ст. 4 данного Закона гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования...
Исходя из изложенного, заявитель не лишен права быть избранным в установленном законом порядке депутатом представительного органа муниципального образования, после чего быть избранным из числа депутатов на должность главы муниципального образования.
Пункт 11 Устава муниципального образования "Осинское городское поселение" не содержит прямого запрета на переход от муниципальных выборов Главы городского поселения к выборам главы городского поселения из состава представительного органа муниципального образования, осуществленного путем внесения соответствующих изменений в устав муниципального образования с соблюдением предписанной законом процедуры.
Исходя из изложенного, оснований считать, что Решением Думы Осинского городского поселения № 329 от 25.10.2011г. нарушены избирательные права заявителя, не имеется.
Остальные выводы решения Осинского районного суда Пермского края от 28 декабря 2011 года заявителем не оспариваются.
Руководствуясь ст. ст. 193, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Алексеева В.А. на решение Осинского районного суда Пермского края от 28 декабря 2011 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: