ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-833 от 21.07.2010 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

                                                                                    Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Судья Бецуков А.З. Дело № 33-833/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2010 года г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - Блохиной Е.П.

судей - Савкуева З.У., Канунникова М.А.

при секретаре - Беппаевой А.М.

с участием:

прокурора - Мокаева А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Канунникова М.А. гражданское дело по иску прокурора Чегемского района КБР в интересах Сабанчиева Казбека Аслановича к администрации Чегемского муниципального района и Правительству КБР о предоставлении жилья,

по кассационной жалобе Правительства КБР на решение Чегемского районного суда КБР от 28.05.2010 г.,

у с т а н о в и л а:

Прокурор Чегемского района КБР в интересах Сабанчиева К.А. в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Администрации Чегемского района КБР, требуя обязать ответчика выделить Сабанчиеву К.А., Дата обезличена года рождения, жи_лое помещение по договору социального найма для проживания. Иск мотивирован тем, что Сабанчиев К.А. состоит на регистрационном учете на льготное получение жилья в Администрации Чегемского района КБР как входящий в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 19.01.2007 года. Администрация Чегемского района КБР наделена полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени не предоставила ему жилье.

В ходе рассмотрения дела прокурор Чегемского района КБР подал в суд дополнительное исковое за_явление, требуя обязать Правительство КБР предоставить Сабанчиеву К.А. вне очереди жилое по_мещение не ниже установленных социальных норм в виде отдельной квартиры в Чегемском районе КБР. Третьими лицами в дополнительном исковом заявлении указаны Министерство образования и науки КБР и Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при Правительстве КБР.

Дополнительное исковое заявление мотивировано тем, что предоставление жилых поме_щений детям-сиротам, является государственным полномочием субъекта Российской Федера_ции и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Для реа_лизации этих полномочий необходимо обязательное принятие на уровне субъекта РФ закона, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ полномочия органов исполнительной власти по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попе_чения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим за_крепленного жилого помещения. Постановлением Правительства КБР от 29.12.2009 года «О правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинанси_рования расходов Республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями де_тей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» Министерство образова_ния и науки КБР назначено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории детей. Но это министерство не может быть уполномоченным органом по обеспечению жильем.

В судебном заседании помощник прокурора Чегемского района КБР Хачемизов А.Ю. поддержал иск в части требований, заявленных к Правительству КБР, а от требований к Администрации Чегемского района КБР отказался.

Определением суда от 28.05.2010 года в связи с отказом прокурора от ис_ка к Администрации Чегемского района производство по делу прекращено в соответствующей части.

Тамазова Н.В., действующая от имени Правительства КБР, а также от имени Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Правительстве КБР не признала исковые требования.

Администрация Чегемского муниципального района КБР и Министерство образования и науки КБР, извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей.

Решением Чегемского районного суда КБР от 28.05.2010 г. иск прокурора Чегемского района КБР к Правительству КБР удовлетворен.

В кассационной жалобе Правительство КБР просит состоявшееся решение как незаконное и необоснованное отменить и дело направить на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы указано, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу Конституции КБР и Закона КБР «О Правительстве КБР» Правительство КБР является коллегиальным, совещательным, высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти КБР не обладающим статусом юридического лица. В связи с этим на Правительство КБР не открыто ни одного лицевого или расчетного счета, за Правительством КБР не закреплено какого-либо имущества. При таких обстоятельствах данное обжалуемое решение является неисполнимым.

Согласно постановлению Правительства КБР от 29.12.2009 г. № 333-ПП «О Правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями является Министерство образования и науки КБР.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4.20. Положения о Министерстве образования и науки КБР, Минобразования КБР осуществляет полномочия по реализации государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, Правительство КБР не может выступать ответчиком по делу.

Заслушав, в отсутствии истца и представителя ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания, доклад судьи Канунникова М.А., выслушав прокурора Мокаева А.М., полагавшего решение суда законным, а кассационную жалобу необоснованной, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная Коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью первой статьи 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного гражданского дела такие нарушения не допущены.

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, законами от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Статьей 5 ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст.26.3 ФЗ от 6.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Основанием для возникновения расходных обязательств субъекта РФ по предметам совместного ведения, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ является принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий.

Из изложенного следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Для реализации этих полномочий необходимо обязательное принятие на уровне субъекта РФ закона, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья.

Постановлением Правительства КБР от 29.12.2009г. «О правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» Министерство образования и науки КБР назначено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ и положениям вышеназванных нормативных актов для реализации полномочия субъекта РФ по внеочередному обеспечению жильем указанной категории граждан необходимо принятие на уровне субъекта РФ нормативного акта, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья. Указанное постановление Правительства КБР определило Министерство образования и науки КБР уполномоченным исполнительным органом по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из полномочий, которым наделено Министерство, оно не может быть признано, как того требуют вышеназванные нормативные акты, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В связи с этим, судом первой инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, обязанность по обеспечению жильём истца по договору социального найма правильно возложена на Правительство КБР - высший исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,

о п р е д е л и л а:

решение Чегемского районного суда КБР от 28.05. 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства КБР - без удовлетворения.

Председательствующий Е.П. Блохина

Судьи З.У. Савкуев

М.А. Канунников

Копия верна

Судья Верховного Суда КБР М.А. Канунников