ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-8690 от 30.06.2011 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

                                                                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  по делу № 33-8690/11

30 июня 2011 г. г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Габитовой А.М.

судей Нурисламове Ф.Т.

Васильевой Г.Ф.

при секретаре Латыповой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Буздякского районного суда Республики Башкортостан от 18 мая 2011 г., которым постановлено:

В удовлетворении заявления ФИО1 интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4 в интересах несовершеннолетнего ФИО5, ФИО6 в интересах ФИО7, ФИО8 в интересах ФИО9, ФИО9, ФИО10 в интересах ФИО11, ФИО12 в интересах ФИО13, ФИО14, ФИО15 в интересах ФИО16, ФИО17 в интересах ФИО18, ФИО19 в интересах ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 в интересах ФИО23, заинтересованное лицо: Администрация муниципального района Буздякский район РБ о признании незаконным постановления Администрации муниципального района Буздякский район РБ № 232 от 30 марта 2011 года, отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО24, ФИО4, ФИО25, ФИО8, ФИО10, ФИО26, ФИО15, ФИО17, ФИО27, ФИО23 обратились в суд в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО7, ФИО9, ФИО9, ФИО11, ФИО13, ФИО14, ФИО16, ФИО18, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 обратились в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан № 232 от 30 марта 2011 г., указывая, что согласно указанному постановлению МОБУ СОШ с. Урзайбаш муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан реорганизована с последующей ликвидацией юридического лица и присоединением к МОБУ СОШ с. Старые Богады муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан. С данным решением не согласны, считают, что реорганизация малокомплектных школ осуществлено с нарушением федерального закона «Об образовании», согласно которой не учтено мнение местных жителей, которые обслуживает данная школа. Решение принято без обязательной комплексной предварительной экспертной оценки последствий реорганизации или ликвидации школы для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания, что противоречит федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Со стороны школы не было допущено осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

Суд вынес приведенное выше решение.

В кассационной жалобе и дополнении к кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что обжалуемым постановлением ликвидируются только 10-11 классы школы; ликвидация школы допускается только с согласия схода жителей населенного пункта; не была проведена комплексная предварительная экспертная оценка последствий реорганизации или ликвидации школы; судом не учтено, что фактически количество детей с 2012 г. по 2016 г. будет держаться на уровне выше 70 учащихся. Также в кассационной жалобе приводятся доводы о несогласии с протоколом судебного заседания от 18 мая 2011 г.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав ФИО1, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В силу п. 1 ст. 34 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок реорганизации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - местной администрацией муниципального образования.

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 13 декабря 2010 г. № 1440-р «Об утверждении перечня малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых муниципальных общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан на 2010 - 2011 учебный год» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Урзайбаш муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан с количеством обучающихся 73 включено в перечень малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых муниципальных общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан на 2010 - 2011 учебный год. Распоряжением также рекомендовано органам местного самоуправления в Республике Башкортостан продолжить работу по оптимизации сети муниципальных общеобразовательных учреждений.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с Уставом Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Урзайбаш муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, указанное учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан. Функции учредителя Учреждения осуществляет администрация муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан.

В соответствии с разделом 7 Устава реорганизация Учреждения (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению Учредителя или по решении суда (л.д. 81-103).

Постановлением администрации муниципального района Буздяский район Республики Башкортостан от 30 марта 2011 г. № 232, с учетом изменений внесенных постановлением от 25 апреля 2011 г. № 325, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Урзайбаш с 11 апреля 2011 г. реорганизовано в основную общеобразовательную школу, в форме присоединения к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Старые Богады. Постановлено внести соответствующие изменения и дополнения в учредительные документы Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Старые Богады и зарегистрировать в МРИ ФНС РФ № 32 по Республике Башкортостан в установленном порядке (л.д. 72-73, 74).

Экспертной комиссией, созданной приказом от 28 марта 2011 года для оценки последствий реорганизации МОБУ СОШ с. Урзайбаш, установлено, что школа построена в 1975 году на 250 ученических мест, в настоящее время в ней обучаются 73 ученика - 29 % от проекта. По штату количество работающих в 2010 году 24 человека, из них учителей -15. Соотношение учителей к обслуживающему персоналу по нормативу должно быть 65 : 35, а в 2010 году в школе 58:42, что ведет к неэффективному расходу средств. В связи с тем, что в РБ финансирование нормативно - подушевое с учетом субвенций потребность на оплату труда в 2010 году составляет 3695840,40 рублей, при подсчете по подушевому финансированию исходя из 73 учеников финансирование будет составлять 2048189 руб. С 2012 года финансирование школы с. Урзайбаш будет производится по нормативу, выделенная сумма из количества учеников хватит на оплату труда 6,6 месяцев. Комиссией установлено, что из года в год количество учеников уменьшается с 2012 года по 2016 год с 72-на 53 учеников. В 2012 году в 10 класс идет 1 ученик, в 2013 году в 11 класс 2 ученика, при этом неэффективно обучение в старших классах. Учащиеся 1-9 классов будут обучаться в ООШ с. Урзайбаш, старшеклассники 10-11 классов в СОШ с.Старые Богады. Подвоз учеников будет осуществляться на школьном автобусе. Школа в с.Урзайбаш не ликвидируется, а присоединяется к МОБУ СОШ с.Старые Богады. Ссылка, что дети начнут учиться хуже, считает неосновательным, это связано с повышением требований к образовательному процессу, при обучении в базовой школе в комплектном классе, а не с одним учеником.

При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителей о признании постановления администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан от 30 марта 2011 г. № 212 о реорганизации Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Урзайбаш, поскольку оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав и законных интересов заявителя, оснований для удовлетворения заявленного требования у суда первой инстанции не имелось. Судебная коллегия соглашается с выводом суда о необоснованности доводов заявителей о том, что при принятии решения не учтены права и интересы участников образовательного процесса, поскольку ни ст. 57 Гражданского кодекса РФ, ни другими нормами законодательства не предусмотрено право участников образовательного процесса на участие в решении вопроса о реорганизации государственного образовательного учреждения. Уставом заявителя определены права и обязанности участников образовательного процесса, и право участников образовательного процесса на участие в решении вопроса о реорганизации государственного образовательного учреждения им не закреплено. При этом также является необоснованной ссылка заявителей о необходимости в соответствии с действующим законодательством учета мнения сходе граждан схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых школой, а также обязательного проведения комплексной предварительной экспертной оценки последствий реорганизации школы, поскольку обязательное выполнение указанных требований действующего законодательства предусматривается только в случае ликвидации образовательного учреждения. Доказательств наличия решения муниципального органа или решения суда о ликвидации Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Урзайбаш суду представлено не было.

Доводы кассационной жалобы и дополнения к кассационной жалобе ФИО1 о том, что обжалуемым постановлением ликвидируются только 10-11 классы школы; ликвидация школы допускается только с согласия схода жителей населенного пункта; не была проведена комплексная предварительная экспертная оценка последствий реорганизации или ликвидации школы; судом не учтено, что фактически количество детей с 2012 г. по 2016 г. будет держаться на уровне выше 70 учащихся, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

Не может быть принят во внимание довод жалобы о несогласии с протоколом судебного заседания от 18 мая 2011 г., поскольку определением суда перовой инстанции от 03 июня 2011 г. замечания заявителей на протокол судебного заседания были удовлетворены. Вместе с тем, указанные замечания на протокол судебного заседания не могут повлечь за собой отмену принятого решения суда, как не содержащие какие-либо факты, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд вынес законное и обоснованное решение, и оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам кассационной жалобы у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Буздякского районного суда Республики Башкортостан от 18 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: А.М. Габитова

Судьи: Ф.Т. Нурисламов

Г.Ф. Васильева

Справка: судья Нагаев И.З.