ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
судья – Новикова О.Б. дело № 33-8697/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июня 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего – Малышевой И.А.,
судей: Серышевой Н.И., Колгановой В.М.,
при секретаре: Лётовой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Серышевой Н.И.
дело по кассационным жалобам Департамента муниципального имущества администрации Волгограда и представителя администрации Волгограда Борисенко Е.С.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда
от 12 мая 2011 года, которым постановлено:
Исковое заявление прокурора Волгограда к Администрации Волгограда и Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о признании незаконным бездействия по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения и обязании принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи удовлетворить частично.
Отказать в признании объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила экипажа бомбардировщика, погибшего в дни Сталинградской битвы», расположенного на территории кладбища бесхозяйной вещью.
Обязать администрацию Волгограда принять установленные законодательством меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила экипажа бомбардировщика, погибшего в дни Сталинградской битвы», расположенного на территории кладбища .
УСТАНОВИЛА :
Прокурор Волгограда обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Волгограда и Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о признании незаконным бездействия по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения и обязании принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила экипажа бомбардировщика, погибшего в дни Сталинградской битвы», расположенного на территории кладбища . В обоснование указав, что у данного объекта нет собственника, в то же время он не зарегистрирован как бесхозяйная вещь, что может привести к разрушению памятника и впоследствии к его утрате.
Просил признать указанный памятник бесхозяйным, обязать администрацию Волгограда принять установленные законодательством мены к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила экипажа бомбардировщика, погибшего в дни Сталинградской битвы», расположенного на территории кладбища .
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационных жалобах Департамент муниципального имущества администрации Волгограда и представитель администрации Волгограда Борисенко Е.С. оспаривают законность и обоснованность судебного постановления, просят его отменить.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, заслушав возражения на доводы жалобы прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Бецковой И.Б., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в соответствии с п. 240 Списка объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденного Постановлением Волгоградской областной Думы от 05 июня 1997 г. № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» одним из таких объектов является «Братская могила экипажа бомбардировщика, погибшего в дни Сталинградской битвы», расположенная на территории кладбища .
Согласно ст. 1 и 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Братская могила относится к такому виду объектов культурного наследия как памятники истории.
Таким образом, памятники истории представляют собой особый вид недвижимого имущества.
Из инвентаризационной карты указанного объекта следует, что состав его не определен, состояние неудовлетворительное, не имеет охранной зоны.
Из материалов дела следует, что объект «Братская могила экипажа бомбардировщика, погибшего в дни Сталинградской битвы», расположенная на территории кладбища , не имеет балансодержателя.
Кроме того, отсутствие у объекта собственника подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 11.04.2011 г. № 01/049/2011-570, письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области от 21.04.2011 № 11/4725, письмом Комитета по управлению Государственным имуществом Волгоградской области от 25.04.2011 № 21-07/3552.
В соответствии с п. 5, 6 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Представление кадастрового плана земельного участка не требуется в случае, если право собственности на земельный участок, от которого собственник отказался, было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в деле правоустанавливающих документов имеется кадастровый план земельного участка.
Указанные нормы закрепляют в целях учета недвижимых вещей обязанность органа местного самоуправления, на территории которого находится недвижимость, обратиться с заявлением и перечисленными приложениями к нему в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Кроме того, возражения ответчиков о том, что нет состава объекта, кадастрового плана также не могут быть приняты во внимание, поскольку закон указывает на необходимость их предоставления органом местного самоуправления.
По ст. 38 Устава города-героя Волгограда, принятому Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 г. № 20/362 администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда. Администрация Волгограда является юридическим лицом. Администрация Волгограда состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего подразделения.
В соответствии с Решением Волгоградской городской думы от 6 декабря 2010 г. № 39/1207 в структуру администрации Волгограда входит Департамент муниципального имущества.
Решением Волгоградской городской думы от 17 декабря 2008 г. № 13/383 утверждено Положения о Департаменте муниципального имущества г. Волгограда, в п. 1.1. которого предусмотрено, что Департамент муниципального имущества администрации Волгограда является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград права собственника муниципального имущества Волгограда в части и порядке, определенных в соответствии с действующим законодательством. В п. 3.9. указанного Положения к компетенции Департамента в отнесено выявление объектов бесхозяйного имущества, подготовка и передача документов в уполномоченный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для постановки на государственный учет объектов бесхозяйного имущества, обращение в судебные органы с требованиями о признании права муниципальной собственности Волгограда на объекты бесхозяйного имущества, принятие в муниципальную собственность Волгограда объектов бесхозяйного имущества, признанных по решению суда муниципальной собственностью Волгограда.
С учетом того, что Департамент является структурным подразделением администрации Волгограда, администрация Волгограда является надлежащим ответчиком по данному делу наравне с Департаментом муниципального имущества. Поэтому доводы ответчика о том, что администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком по делу, не представляются убедительными.
Согласно ст. 290 ГПК РФ заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи. Заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.
Анализ изложенных норм позволяет сделать вывод, что законодатель не предусмотрел такую категорию дел как признание недвижимой вещи бесхозяйной, такое заявление может быть подано в отношении движимой вещи. В отношении недвижимой вещи не требуется судебная процедура признания ее бесхозяйной для постановки на учет. Кроме того, правом обращаться в суд с подобными заявлениями наделены органы, уполномоченные управлять имуществом, но не прокурор.
При таких данных, с учетом приведенных выше норм права, суд пришел к правильному выводу о необоснованности требований прокурора о признании объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила экипажа бомбардировщика, погибшего в дни Сталинградской битвы», расположенного на территории кладбища бесхозяйной вещью.
Вместе с тем, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на администрацию Волгограда принять установленные законодательством меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила экипажа бомбардировщика, погибшего в дни Сталинградской битвы», расположенного на территории кладбища .
Доводы кассационной жалобы о том, что администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком по делу, были предметом исследования суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
Поскольку при принятии решения судом первой инстанции правильно истолкованы и применены нормы материального и процессуального права, то оснований к отмене судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 12 мая 2011 года – оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента муниципального имущества администрации Волгограда и представителя администрации Волгограда Борисенко Е.С. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: