ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-871 от 10.06.2011 Орловского областного суда (Орловская область)

                                                                                    Орловский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Орловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 33- 871

  Докладчик: Циркунова О.М. Федеральный судья: Бухтияров А.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  10 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда   в составе судей:

председательствующего Циркуновой О.М.

судей Ларионовой С.В. и Зубовой Т.Н.

с участием прокурора Марковой О.К.

при секретаре Наумовой Н.М.

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Кириллова В.А. на решение Болховского районного суда Орловской области от 20 мая 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Кириллова В.А. к Болховскому районному Совету народных депутатов о признании незаконным решения Болховского районного Совета народных депутатов от  № об удалении главы Болховского района Орловской области Кириллова В.А. в отставку (в окончательной редакции), восстановлении его на работе в должности главы Болховского района Орловской области, взыскании компенсации морального вреда – отказать».

Заслушав дело по докладу судьи Циркуновой О. М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Кириллов В.А. обратился в суд с иском к Болховскому районному Совету народных депутатов о признании незаконным решения № от  «Об удалении Главы Болховского района Орловской области Кириллова В.А.» в отставку и взыскании в его пользу денежной компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указывал, что у ответчика не имелось законных оснований для принятия оспариваемого решения, поскольку он надлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности Главы Болховского района Орловской области, размер просроченной задолженности района не превышал 30% от размера собственных доходов бюджета муниципального образования 2010 года. Указанная в решении сумма задолженности  не является просроченной задолженностью.

И, кроме того, ссылался на то обстоятельство, что в решении Болховского районного Совета народных депутатов не указано, какие именно действия или бездействия он совершил, какова причинно-следственная связь между его действиями и образованием задолженности бюджета муниципального образования. В 2010 г. им, как главой района принимались решения, направленные на сокращение расходной части бюджета.

Помимо этого, полагал, что размер собственных доходов бюджета муниципального образования Болховский район за 2010 год ответчиком был неверно определён при удалении его в отставку: так были учтены в качестве собственных доходов только налоговые и неналоговые поступления в сумме , но не были учтены безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ в виде дотаций, субсидий, размер которых в 2010 году составил более , которые в соответствии со ст.ст. 41,47 Бюджетного Кодекса РФ (БК РФ) должны относиться к собственным доходам бюджета муниципального образования.

В связи с тем, что решение Болховского районного Совета народных депутатов получило широкую огласку как порочащее его, что причинило ему нравственные страдания, негативным образом сказалось на его здоровье.

В ходе разрешения спора, истец уточнил основания заявленных требований, тем, что оспариваемое решение было принято не полномочным органом т.к. после выборов депутатов Болховского районного Совета народных депутатов , Совет народных депутатов прежнего созыва был не вправе принимать никакие решения.

По изложенным основаниям просил суд признать решение Болховского районного Совета народных депутатов от  № «Об удалении главы Болховского района Орловской области Кириллова В.А. в отставку» (в редакции от ) незаконным и отменить его; восстановить его в должности выборного должностного лица местного самоуправления - главы Болховского района с 15 марта 2011 года и взыскать с Болховского районного Совета народных депутатов в его пользу компенсацию морального вреда в сумме

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной и дополнительной кассационной жалобах Кириллов В.А. ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы указывает, что судом неправильно определен размер собственных доходов местного бюджета. Из состава собственных доходов необоснованно исключены безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы за исключением субвенций.

Считает, что суд в нарушение БК РФ и Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. неверно определил размер собственных доходов местного бюджета, исключив в нарушение ст. 47 БК РФ из состава собственных доходов местного бюджета безвозмездные поступления в виде дотаций и субсидий.

Полагает, что судом необоснованно в размере просроченной задолженности вместо  включены 

Указывает, что он надлежащим образом исполнял принятые на себя должностные обязанности.

Ссылается на то, что судом при разрешении дела не было установлено в качестве основания отставки наличие последствия, предусмотренного п.3 ч.1 ст.75 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», свидетельствующих бы о том, что при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

Указывает, что акт проверки контрольного управления не мог быть положен в основу решения суда, поскольку он является необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Кириллова В.А. и его представителя Мирошниченко М.В., поддержавших доводы жалобы, возражения председателя Болховского районного Совета народных депутатов ФИО22, адвокатов Мартиросяна Э.Н., Есиповой Ж.С., Шибаева В.В., мнение прокурора Марковой О.К., полагавшего что решение суда не подлежит отмене, а кассационная жалоба истца удовлетворению, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с положениями ст. 24 Устава муниципального образования Болховский район ( глава района, как исполняющий полномочия главы администрации района, осуществляет ряд полномочий, в том числе:

- на принципах единоначалия в пределах своей компетенции
осуществляет руководство деятельностью администрации района;

- разрабатывает и представляет на утверждение районного СНД проекты планов, и программ социально - экономического развития района, районного бюджета, организует их исполнение;

- осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, подписывает финансовые документы.

Согласно протоколу территориальной избирательной комиссии об итогах голосования на территории Болховского района по выборам главы Болховского района от 03.12.2007 года  Кириллов В.А. был избран главой муниципального образования Болховский район и с 07 декабря 2007 года, согласно собственному распоряжению  приступил к обязанностям главы Болховского района одновременно являясь главой администрации муниципального образования Болховский район.

В силу п.2.1 ч. 6 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 указанного Федерального закона, то есть:

если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении бюджетов указанных муниципальных, образований;

если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

Согласно ст. ст. 112.1, 168.2 БК РФ под возникшей вследствие решений, действий или бездействия органов местного самоуправления просроченной задолженностью по долговым обязательствам муниципального образования в целях Бюджетного кодекса РФ понимается задолженность муниципального образования, образовавшаяся ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения в установленный срок долговых обязательств муниципального образования; под просроченной задолженностью по исполнению бюджетных обязательств муниципального образования, возникшей в результате решений, действий или бездействия органов местного самоуправления, понимаются не исполненные в установленный срок бюджетные обязательства муниципального образования, признанные в качестве таковых судом и (или) органами местного самоуправления, в том числе при представлении в исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации бюджетной отчётности.

По делу установлено, что  Болховским районным Советом народных депутатов принято решение № «Об удалении главы Болховского района Орловской области В.А.Кириллова в отставку», в соответствии со ст.112.1 БК РФ ст. 74.1 ч. 2 п. 1, ст. 75 ч. 1 п. 2 ФЗ № 131, в связи со сложившейся задолженностью бюджета муниципального образования
Болховский район (МО Болховский район) на 01.01.2011 года в
сумме , что составляет 45,1 % от собственных доходов
МО Болховский район.

Указанное решение было опубликовано в номере
газеты «Болховские куранты» от 19 марта 2011 года, впоследствии в
указанное решение Болховского СНД вносились изменения 17.03.2011 года,
21.04.2011 года, которые существенно не затрагивали первоначального
решения СНД в части удаления главы Болховского района в отставку,
уточнив только, что он был удалён в отставку на основании письма
начальника финансового отдела администрации Болховского района от 18
февраля 2011 года №

Основанием для принятия такого решения послужило письмо начальника финансового отдела администрации Болховского района Орловской области на имя Председателя районного Совета народных депутатов Болховского района ФИО22 от 18.02.2011г. №, согласно которого следовало, что собственные доходы бюджета муниципального образовании Болховский район составили , задолженность бюджета муниципального образовании на 01.01.2011г. -, выполнение бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджета Орловской области : дотации -. или 100 % плана, субвенции, субсидии -. 99,6 % плана  Исходя из указанной информации соотношение задолженности бюджета МО Болховский район, понимаемой, как просроченная задолженность, и собственных доходов бюджета МО Болховский район за 2010 год составило 45.1 %, что и послужило основанием для удаления главы района в отставку.

Разрешая заявленные требования, суд с учетом имеющегося в деле муниципального контракта энергоснабжения, акта сверки расчетов, справок муниципальных учреждений, кредиторов о наличии просроченной задолженности муниципалитета за 2010 года ( а также пояснений свидетелей: руководителя Департамента финансов администрации Орловской области ФИО24, сотрудника Департамента ФИО25., начальника КРУ Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области ФИО26, ФИО27 и ФИО28, проводивших проверку исполнения бюджета Болховского района за 2010 год, подтвердивших суду, что  является именно суммой просроченной задолженности, пришел к обоснованному выводу, что указанная сумма задолженности является просроченной. Не доверять пояснениям указанных лиц, у суда оснований не имелось, не приведено их и в настоящей жалобе.

Правильным является и вывод суда о том, что под собственными доходами Болховского района Орловской области следует понимать налоговые и неналоговые поступления непосредственно с территории Болховского района, без учета безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней, иначе глава муниципального образования будет не заинтересован в экономическом развитии муниципального образования, увеличении сбора доходов бюджета непосредственно на территории этого муниципального образования. При этом при разрешении дела судом было установлено, что собственные доходы бюджета Болховского района за 2010 год составили , что соответственно составило доход бюджета Болховского района 10,9 %, а доля безвозмездных поступлений 89,1 %. Указанные обстоятельства подтверждаются письмом начальника финансового отдела администрации Болховского района Орловской области на имя Председателя районного Совета народных депутатов Болховского района ФИО22 от 18.02.2011г. №, а также актом проверки КУ

Обоснованно суд пришел к выводу о наличии причинно-следственной связи между образовавшейся просроченной задолженностью бюджета МО Болховский район за 2010 год и действиями главы Болховского района Орловской области Кириллова В.А., поскольку результаты исполнения бюджета района за 2010 год являются свидетельством ненадлежащего исполнения истцом своих обязанностей, предусмотренных ст. 24 Устава МО Болховский район.

Ненадлежащее исполнение истцом своих должностных обязанностей подтверждается также актом проверки контрольного управления Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области исполнения бюджета Болховского района за 2010 год ; служебной докладной начальника КУ ФИО30 на имя губернатора Орловской области ФИО31 от 22.03.2011г. по итогам указанной проверки  согласно которым собственные доходы бюджета Болховского район за 2010 год составляют  рублей, что составляет в доходах бюджета Болховского района 10,9 %, а доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета составляет 89,1 %, кредиторская, она же просроченная, задолженность бюджета Болховского района за 2010 год увеличилась более чем в 2 раза, с  до , что составило 45,1 % от собственных доходов бюджета, при том, что безвозмездные поступления поступили в бюджет Болховского района в полном объёме.

Помимо того, в ходе проверки исполнения бюджета Болховского района за 2010 год были установлены многочисленные нарушения действующего законодательства и факты неэффективного, нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму , а именно:

- в нарушение ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ФЗ РФ № 94) органом, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных заказчиков, является структурное разделение администрации Болховского района - отдел экономики и прогнозирования;

- в нарушение требований ст. 72 БК РФ и ФЗ РФ № 94, муниципальные заказчики - бюджетные учреждения заключали договоры на оказание коммунальных услуг и отставку продуктов питания без учета лимитов бюджетных обязательств и без указания максимальной цены контракта. В 2010 году лимиты бюджетных обязательств на оказание коммунальных услуг и поставку продуктов питания бюджетным учреждениям составили , а предъявлено им к оплате ;

- планирование расходов бюджета по содержанию бюджетной сферы осуществляется без учета кредиторской задолженности, имеющейся у бюджетных учреждений на начало очередного финансового года;

- в нарушении ч. 11 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 года 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ФЗ РФ № 185) на выплату аванса для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, главой района Кирилловым А.В. были направлены средства в сумме  или 61 % от общего объема денежных средств, что превышает норматив авансирования в два раза, установленный вышеуказанным законом;

- сводные реестры платежных документов не содержат информации о   конкретных получателях денежных средств. В нарушении п. 5 соглашения от 20.05.2010 года б/н между администрацией Болховского района и управляющей организацией о совместных действиях по расходованию субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов ООО  не представлены копии выписок из лицевого счета получателей средств и платежных документов;

- управляющей компанией ООО  в нарушение ч. 3 и 5 ст. 15 и ч. 9 ст. 20 ФЗ РФ № 185 денежные средства в сумме  направлены, на оплату услуг по техническому надзору за капитальным ремонтом многоквартирных домов, что является нецелевым использованием средств;

- администрацией Болховского района в августе 2010 года подписаны акты приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом четырех многоквартирных домов с фиктивно выполненным объемом работ в сумме ;

- управляющей компанией ООО «» при смене подрядчика ООО «» на ДЗАО «» не проводился квалификационный отбор нового подрядчика;

проверкой выполнения работ по капитальному ремонту жилых домов в г. Волхове и п. Петропавловский Болховского района установлено завышение выполненных работ подрядчиками ООО «» и ДЗАО « на общую сумму . Также установлены существенные нарушения и замечания по качеству работ, договорам и актам приемки выполненных работ;

- в нарушение п. 14 ч. 2 ст. 55 ФЗ РФ № 94 администрация Болховского района заключила договоры на выполнение работ по рекультивации площадки твердых бытовых отходов с МУП МУЖКП Болховского района на сумму  без проведения торгов. Администрация Болховского района израсходовала средства резервного фонда на выполнение работ по рекультивации площадки для хранения твердых бытовых отходов в нарушение ст. 15 ФЗ РФ № 131, в соответствии с которой, к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Таким образом, работы по рекультивации площадки для хранения твердых бытовых отходов являются предвиденными и должны финансироваться за счет бюджета;

-администрация Болховского района израсходовала средства
резервного фонда в сумме  для РОВД по Болховскому
району в нарушение ст. 15.1 ФЗ РФ № 131 в соответствии с которой, органы
местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы,
участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если это
участие предусмотрено федеральными законами, за счет доходов местных
бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных
из бюджетов бюджетной системы РФ, и поступлений налоговых доходов net
дополнительным нормативам отчислений. За 2010 год на финансирование
мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории района и
оказание материальной помощи жителям района, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации из резервного фонда было израсходовано всего  или 5,5 % средств резервного фонда;

- в нарушение п. 3 ст. 42 ФЗ РФ № 94 МУЗ «Болховская ЦРБ»
разместило заказ путем проведения запроса котировок без проведения
аукциона на поставку нефтепродуктов на общую сумму ;

- в нарушение ч. 6 ст. 46 ФЗ РФ № 94 МУЗ «Болховская ЦРБ» после продления срока подачи котировочных заявок при проведении запроса котировок на поставку кислородного концентрата и оказанию услуг по комплексному техническому обслуживанию медицинской техники, не направлены запросы котировок потенциальным участникам, которые могут осуществить поставки;

- в нарушение п. 2 и 3 ст. 47 ФЗ РФ № 94 котировочная комиссия рассмотрела и не отклонила котировочную явку ФИО32 на сумму  на поставку расходных материалов для МУЗ «Болховская ЦРБ», которая не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок для субъектов малого предпринимательства;

- в нарушении Письма Минэкономразвития РФ от 18.08.2009 года № 13497-АП/Д05 и ФАС РФ от 17.08.2009 года № АЦ/27510 «О разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ в части размещения заказов у субъектов малого предпринимательства» МУЗ «Болховская ЦРБ» необоснованно допущены и выбраны победителями в проведении запроса котировок ООО  (котировочная заявка на сумму ) и ЧОП  (котировочная заявка на сумму ).

Выводы, отраженные в указанном акте в полном объеме подтвердили в ходе судебного заседания лица, непосредственно принимавшие участие при проведении проверки: начальник КУ ФИО30., сотрудники КУ ФИО27, ФИО35, ФИО36 Указанный акт проверки Кирилловым В.А. оспорен не был.

Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении истцом при осуществлении своих полномочий, как главы Болховского района, норм Бюджетного Кодекса РФ, федеральных законов, неисполнение надлежащим образом возложенных на него ст.24 Устава муниципального образования Болховский район полномочий по разработке и организации исполнения районного бюджета, осуществлению функций главного распорядителя и получателя бюджетных средств, что привело к образованию по его вине просроченной кредиторской задолженности бюджета Болховский район за 2010 год в размере  что соответственно составляет 45,1 % от собственных доходов бюджета района, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Правильным является и вывод суда о том, что процедура удаления истца в отставку была полностью соблюдена.

Доводы жалоб Кириллова В.А. о том, что судом неправильно определен размер собственных доходов местного бюджета и из состава собственных доходов необоснованно исключены безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы за исключением субвенций, также, что судом необоснованно в размере просроченной задолженности вместо  включены  не влекут отмены оспариваемого решения суда, поскольку им дана надлежащая оценка при рассмотрении спора судом первой инстанции, с которой судебная коллегия полностью согласна.

Несостоятельным является утверждение в жалобе Кириллова В.А. о том, что он надлежащим образом исполнял принятые на себя обязательства главы района, поскольку оно опровергается совокупностью имеющихся в деле доказательств, свидетельствующих о ненадлежащим исполнении им своих обязанностей. Обстоятельств, опровергающих выводы суда, Кирилловым В.А. в настоящей жалобе не приведено.

Доводы жалобы о том, что акт проверки контрольного управления не мог быть положен в основу решения суда, поскольку он является необоснованным, не являются основанием к отмене решения суда, поскольку выводы, отраженные в акте Кирилловым В.А. не были оспорены в ходе судебного разбирательства, и, кроме того, Кирилловым В.А. не приведено доказательств, опровергающих акт проверки КУ.

Другие доводы жалобы Кирилова В.А. аналогичны тем, на которые он ссылался в суде первой инстанции, они проверялись судом и им в решении дана надлежащая правовая оценка.

С учетом изложенного, оснований к отмене решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Болховского районного суда Орловской области от 20 мая 2011 года оставить без изменения, а жалобу Кириллова В.А. без удовлетворения.

Председательствующий: судья Судьи: