ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-8907 от 28.04.2011 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

                                                                                    Краснодарский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Краснодарский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья – Сидоров В.Л. Дело № 33-8907/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«28» апреля 2011 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Агибаловой В.О.

судей Дунюшкиной Н.В., Башинского Д.А.

по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.

при секретаре Фоменко А.А.,

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации города Сочи ФИО1, действующей на основании доверенности, на решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 марта 2011 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Хостинского района г. Сочи обратился в суд с заявлением, в котором просит суд признать бездействия администрации г. Сочи, в части не осуществления надлежащего контроля за подконтрольными отраслевыми органами в осуществлении возложенных на них функциональных обязанностей по устранению повреждения асфальтобетонного покрытия по .

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Хостинского района г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности и автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории Хостинского района г. Сочи. В ходе проверки установлено, что по улице Бытха повреждено асфальтобетонное покрытие. Бездействием администрации города Сочи в части отсутствия контроля и непринятия мер по устранению повреждений асфальтобетонного покрытия по ул. Бытха нарушают права граждан на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования-города-курорта Сочи, как пешком, так и с использованием транспортных средств.

В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования.

Представитель администрации г. Сочи, возражал против заявленных требований.

Представитель третьего лица, МУП города Сочи «Дирекция заказчика Хостинского района города Сочи» просил суд отказать в иске.

Обжалуемым решением Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 марта 2011 года заявление прокурора Хостинского района г. Сочи удовлетворено.

Признано бездействие администрации г. Сочи, в части не осуществления надлежащего контроля за подконтрольными ему отраслевыми органами в осуществлении возложенных на них функциональных обязанностей по устранению повреждения асфальтобетонного покрытия по  незаконным и не обоснованным.

Не согласившись с ним, представитель администрации города Сочи ФИО1, подал кассационную жалобу, в которой просит решение суда отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, по следующим основаниям.

Согласно ч.8 ст. 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 13 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В статье 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7).

В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 7 «Устава города Сочи Краснодарского грая», принятого решением Городского Собрания Сочи от 28.09.2004 №185 к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с решением Городского Собрания Сочи от 26.04.2007 № 38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» с изменениями, внесенными решением Городского Собрания Сочи от 20.06.2007г. №94 автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), в том числе и , расположенная в границах муниципального образования город-курорт Сочи, включены в реестр объектом муниципальной собственности города Сочи и входит в состав имущества казны г.Сочи. Выделение средств из городского бюджета на содержание автомобильных дорог производится администрациям районов города Сочи.

Согласно п. 1.2 «Положения о реализации вопросов местного значения в области благоустройства в границах муниципального образования город-курорт Сочи и финансировании расходов бюджета города Сочи на благоустройство», утвержденное Постановлением Главы города Сочи от 09.04.2009 № 128 к вопросам местного значения городского округа в области благоустройства относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решение вопросов местного значения в области благоустройства в границах муниципального образования город-курорт Сочи осуществляется за счет средств бюджета города Сочи.

Таким образом, к сооружениям внешнего благоустройства в границах городского округа относятся городские автомобильные дороги общего пользования, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, дорожные ограждающие устройства; дорожные знаки, направляющие дорожные ограждения и т.д.

Согласно п.2.1 Положения планирования расходов бюджета города Сочи на благоустройство на очередной финансовый год и плановый период осуществляется на основании проектов муниципальных зданий на предоставление муниципальных услуг в области благоустройства физическим и (или) юридическим лицам, разработанных главными распорядителями средств бюджета города Сочи в соответствии с Постановлением Главы города Сочи от 28 октября 2009 года №1136 «Об утверждении положения о порядке формирования и финансового обеспечения муниципального задания на предоставление муниципальных услуг» и представленных в финансовое управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи.

Не позднее сроков доведения лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год, главными распорядителями средств бюджета города Сочи утверждаются муниципальные задания в соответствии с объемами бюджетных ассигнований, предусмотренными Решением Городского Собрания Сочи о бюджете города Сочи.

На основании вышеизложенного, формируются перечни и утверждаются руководителем главного распорядителя средств бюджета города Сочи и представляются в финансовое управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи.

Утвержденные Перечни являются основанием для организации и проведения конкурсов по выбору юридических и физических лиц на выполнение работ и оказание услуг в области благоустройства.

Формирование и размещение муниципального заказа на выполнение работ, оказание услуг в области благоустройства производится в соответствии с утвержденными муниципальными заданиями и Перечнями, в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Сочи на очередной финансовый год, в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств главных распорядителей и получателей средств бюджета города Сочи, утвержденного финансовым управлением департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи, при представлении главными распорядителями, получателями средств бюджета города Сочи платежных поручений, документов подтверждающих возникновение денежных обязательств и подтверждающих основание для заключения муниципального контракта (п. 5.1).

Контроль соответствия объема, стоимости, качества работ по проектам, сметным расчетам, контроль сроков выполнения работ, услуг подрядными организациями проводят организации, осуществляющие технический надзор, с которыми заключены договоры по итогам конкурсных процедур, а также муниципальные учреждения, на которые возложены функции ведения технического надзора за выполнением работ в области благоустройства (п.5.3).

Согласно «Положению об управлении автомобильных дорог администрации города Сочи», утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 18.11.2008г. №278 управление автомобильных дорог администрации города Сочи является отраслевым (функциональным)органом администрации города Сочи, осуществляющим в пределах установленной компетенции управление сетью автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности дорожного хозяйства города Сочи для удовлетворения потребностей пользователей автомобильными дорогами местного значения, обеспечения безопасности и комфортности движения автомобильного транспорта.

Проверкой установлено, что  имеет повреждения асфальтобетонного покрытия - имеются ямочность, просадки, выбоины, наплывы, иные повреждения, размеры которых превышают предельно допустимые значения в соответствии с требованиями п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», по всей протяженности .

Таким образом, суд первой инстанции правильно усмотрел бездействие администрации города Сочи в части непринятия мер по контролю за подконтрольными ей отраслевыми органами в осуществлении возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению повреждений асфальтобетонного покрытия проезжей части.

С учетом установленных обстоятельств и руководствуясь приведенными правовыми нормами, суд правильно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора Хостинского района г. Сочи.

Принимая во внимание, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отсутствуют основания для его отмены по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 360-362 Гражданского процессуального кодекса РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 28 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи краевого суда: