ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-94 от 17.05.2011 Суда Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономного округ)

                                                                                    суд Ненецкого автономного округа Ненэцие" автономной округхы суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    суд Ненецкого автономного округа Ненэцие" автономной округхы суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

 Дело № 33 – 94/2011г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нарьян-Мар 17 мая 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего - Мартынова Е.А.,

судей - Куриленко М.Ф. и Лисицына А.А.,

при секретаре - Коткиной Ю.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Нарьян-Маре дело по кассационной жалобе представителя Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО1 на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 19 апреля 2011 года, которым

иск прокурора Ненецкого автономного округа в интересах ФИО2 к Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» после выделения Министерством образования, науки и культуры Архангельской области денежных средств для обеспечения сироты жилым помещением предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение по степени благоустройства применительно к МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не ниже 33 квадратных метров общей площади жилья, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в срок не позднее трех месяцев с момента поступления указанных денежных средств – удовлетворить частично.

Администрация МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» обязана предоставить ФИО2 жилое помещение по степени благоустройства применительно к МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не ниже 33 квадратных метров общей площади жилья, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

В остальной части иска - отказано.

Заслушав доклад судьи Куриленко М.Ф., объяснение представителя Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО3, поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнение старшего помощника прокурора Ненецкого автономного округа Янзиновой Т.В., полагавшей оставить оспариваемое решение без изменения, судебная коллегия

установила:

первый заместитель прокурора Ненецкого автономного округа Саблин А.П., в интересах жилищных прав ФИО2, обратился в суд с иском к Министерству образования, науки и культуры Архангельской области и Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о понуждении их к предоставлению ФИО2 жилого помещения по договору социального найма.

Свои требования мотивировал тем, что ФИО2, в соответствии с Федеральным законом № 159 – ФЗ от 21 декабря 1996 г. « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилого помещения не имеет, в связи с чем, на основании ст. 8 названного закона она подлежит обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм. Финансирование по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с федеральными законами и законами Архангельской области возложены на исполнительные органы Архангельской области - Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, которым такое финансирование производится ненадлежащим образом, что лишает возможности МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» выполнить переданные ему государственные полномочия по предоставлению жилого помещения ФИО2

В судебном заседании старший помощник прокурора Ненецкого автономного округа Янзинова Т.В. и истец ФИО2 на удовлетворении заявленных требований настаивали по тем же доводам и основаниям и просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик - Министерство образования, науки и культуры Архангельской области о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом и просил рассмотреть дело без его участия.

Не оспаривая законности оснований для предоставления ФИО2 жилого помещения во внеочередном порядке, в представленном суду отзыве пояснил, что отношения, составляющие предмет спора, в соответствии с ч.1 ст.1 Бюджетного кодекса РФ являются бюджетными правоотношениями и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Также считает, что Министерство образования, науки и культуры Архангельской области является ненадлежащим ответчиком, так как жилое помещение сироте ФИО2 должно быть представлено МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», которому соответствующие полномочия переданы Архангельской областью в установленном законом порядке.

Представитель Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО4, не оспаривая право ФИО2 на обеспечение жилым помещением вне очереди, иск не признал, ссылаясь на недостаточность денежных средств (субвенций) на приобретение жилья, выделяемых Архангельской областью для граждан данной категории. Полагает, что указанное обстоятельство лишает ответчика возможности предоставления жилья детям-сиротам в необходимом количестве, в связи с чем, не усматривает оснований для понуждения органов местного самоуправления к исполнению переданных им отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот соответствующими жилыми помещениями.

Определением суда от 19 апреля 2011 года производство по гражданскому делу в части исковых требований прокурора в интересах ФИО2 к Министерству образования, науки и культуры Архангельской области об обязании выделить денежные средства Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» для обеспечения ФИО2 благоустроенным жилым помещением по степени благоустройства применительно к МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не ниже 33 квадратных метров общей площади жилья, отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения в законную силу в соответствии со ст. 220 ГПК РФ - прекращено, поскольку заявленные требования к Министерству не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства в связи с тем, что споры, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, должны рассматриваться и разрешаться в ином судебном порядке (статья 1 БК РФ, пункт 1 часть 1 ст. 134 ГПК).

Определение сторонами не оспорено.

Судом по итогам рассмотрения дела постановлено решение об удовлетворении требования прокурора в части обязания Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» предоставить ФИО2 благоустроенное жилье, с чем не согласилась представитель ответчика ФИО1

В кассационной жалобе она просит решение отменить по мотивам неправильного толкования судом норм материального права. Указывает, что отдельные государственные полномочия МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» переданы с нарушением требований Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку субвенции предоставляются в неполном (недостаточном) объеме. В соответствии с положениями части 6 статьи 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. С учетом вышеизложенных норм считает, что судом обязанность по предоставлению жилого помещения ФИО2 на Администрацию МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» возложена необоснованно.

Проверив законность постановленного судом решения, обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и как лицо, не имеющее в собственности недвижимого имущества и жилья на территории Ненецкого автономного округа, нуждается во внеочередном получении жилого помещения, представляемом по договору социального найма.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что ФИО2, как лице из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющее закрепленного жилого помещения и не обеспеченное надлежащим образом жилым помещением, имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди в соответствии с нормами статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а обязанность по обеспечению истца жилым помещением лежит на Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на анализе приведенных в решении норм материального права и совокупности представленных сторонами доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда мотивированы и приведены в решении.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться в установленном законом порядке отдельными государственными полномочиями.

На основании части 6 статьи 19 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статей 45, 46, 49 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 г. № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления городских и сельских поселений, и городских округов Ненецкого автономного округа.

Для осуществления государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предусмотрено выделение субвенций местному бюджету.

В соответствии со статьей 3 вышеуказанного Закона Архангельской области органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования, вносить предложения по изменению объема финансовых средств, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.

Законом Архангельской области от 21 декабря 2010 г. № 243-18-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» утверждено «Распределение субвенций бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа на 2011 год», в том числе на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» предусмотрена субвенция в размере 5790,0 тыс.руб.

С учетом вышеизложенного, доводы представителя Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о том, что отдельные государственные полномочия переданы с нарушением требований ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что освобождает Администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от обязанности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являются несостоятельными.

Вопреки доводам жалобы обоснованным является и вывод суда о том, что предоставление вне очереди жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), выводы мотивированы и обоснованны нормами материального права, приведенными в решении.

При этом доводы о том, что предоставление жилого помещения ФИО2 невозможно в связи с недостаточностью выделяемых Архангельской областью денежных средств, не могут являться основанием для освобождения Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения.

Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.

Гражданин в силу статей 1, 152 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, а потому право ФИО2 на предоставление ей вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями».

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба представителя ответчика удовлетворению не подлежит, так как содержащиеся в ней доводы не опровергают выводы суда, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных судом обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточных оснований для отмены состоявшегося решения суда.

Учитывая то, что в ходе судебного разбирательства дела судом было вынесено определение о прекращении производство по гражданскому делу по иску прокурора в интересах ФИО2 к Министерству образования, науки и культуры Архангельской области, об обязании выделить денежные средства Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» для обеспечения ФИО2 благоустроенным жилым помещением по степени благоустройства применительно к МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не ниже 33 квадратных метров общей площади жилья, отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, судебная коллегия считает необходимым внести в решение редакционную поправку, исключив из первого абзаца резолютивной части фразу следующего содержания: «после выделения Министерством образования, науки и культуры Архангельской области денежных средств для обеспечения сироты жилым помещением», поскольку Министерство образования, науки и культуры Архангельской области ответчиком по делу при вынесении оспариваемого решения не являлось.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 19 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО1 – без удовлетворения.

Исключить из первого абзаца резолютивной части решения фразу следующего содержания: «после выделения Министерством образования, науки и культуры Архангельской области денежных средств для обеспечения сироты жилым помещением».

Председательствующий: Е.А. Мартынов

судьи: М.Ф. Куриленко

А.А. Лисицын