Саратовский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Назаров П.С. Дело № 33-962 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 21 февраля 2012 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Пашенько С.Б.,
судей Кучминой А.А., Паршиной С.В.,
при секретаре Павловой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Государственного учреждения Центр занятости населения города Балаково на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 07.12.2011 года, которым постановлено:
отказать Государственному учреждению Центр занятости населения города Балаково в удовлетворении исковых требований к Лаврентьеву А.А. о взыскании суммы.
Взыскать с Государственного учреждения Центр занятости населения города Балаково в бюджет Балаковского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 3552 рубля.
Заслушав доклад судьи Паршиной С.В., изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Государственное учреждение Центр занятости населения города Балаково (далее – ГУ ЦЗН г. Балаково) обратилось в суд с иском к Лаврентьеву А.А. о взыскании суммы финансовой помощи в размере 117 600 руб. В обоснование требований указало, что Лаврентьев А.А. зарегистрирован ГУ ЦЗН г. Балаково в качестве безработного. 24.08.2010 года Криворучко (Лаврентьев) А.А. обратился с заявлением об оказании финансовой помощи на организацию собственного дела по аренде строительного оборудования. 03.09.2010 года между ГУ ЦЗН г. Балаково и Лаврентьевым А.А. был заключен договор о предоставлении субсидии безработному гражданину на организацию собственного дела. Согласно п. 2.1.6 указанного договора Лаврентьев А.А. обязался предоставить за 10 дней до окончания срока действия договора: копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданную не позднее 1 месяца до окончания срока действия договора; акт о выполнении условий договора о предоставлении субсидии безработному гражданину на организацию собственного дела и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан; копии платежных документов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. В нарушение условий договора (пункт 3.2) ответчик не представил за 10 дней до окончания срока действия договора: копию выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданную не позднее 1 месяца до окончания срока действия договора и копии платежных документов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, поэтому выделенная субсидия подлежит возврату в полном объеме. 31.08.2011 года в адрес ответчика направлено письмо о необходимости представить вышеуказанные документы, либо возвратить денежные средства в добровольном порядке. Однако Лаврентьевым А.А. в установленный договором срок документы не представлены, деньги не возвращены.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе ГУ ЦЗН г. Балаково просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Автор жалобы, ссылаясь на ст. 333.35 Налогового кодекса РФ, ст. 133 Бюджетного кодекса РФ, просит освободить учреждение от уплаты государственной пошлины. Заявитель указывает, что обязательства, предусмотренные пунктом 2.1.6 договора, Лаврентьевым А.А. не исполнены.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 347 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 года), исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьёй 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ГУ ЦЗН г. Балаково, суд первой инстанции исходил из того, что законодательство по содействию трудоустройству безработных граждан направлено на возврат денежных средств только в случае их нецелевого использования, а поскольку ответчиком денежные средства использованы по целевому назначению, счел требования истца необоснованными.
Выводы суда первой инстанции постановлены с учетом имеющих значение для дела обстоятельств, основаны на законе и материалах дела.
В соответствии со ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Лаврентьев А.А. был зарегистрирован в ГУ ЦЗН г. Балаково в качестве безработного. 24.08.2010 года ответчик обратился к истцу с заявлением об оказании ему финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности с созданием 1 дополнительного рабочего места для трудоустройства безработных граждан.
03.09.2010 года между Лаврентьевым А.А. и ГУ ЦЗН г. Балаково был заключен договор, по условиям которого центр оказывает Лаврентьеву А.А. финансовую помощь в размере 117 600 рублей для организации собственного дела и создания дополнительного рабочего места для трудоустройства безработных граждан в соответствии с бизнес-планом.
По договору Лаврентьев А.А. взял на себя обязательство организовать собственное дело и создать одно дополнительное рабочее место для трудоустройства безработных граждан на срок не менее 12 месяцев (пункты 1.2, 2.1.2), предоставить истцу за 10 дней до окончания срока действия договора: копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданную не позднее 1 месяца до окончания срока действия договора; акт о выполнении условий договора о предоставлении субсидии безработному гражданину на организацию собственного дела и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан; копии платежных документов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды (пункт 2.1.6).
В соответствии с пунктом 3.2. договора субсидия, выделенная гражданину на организацию предпринимательской деятельности, подлежит возврату в полном объеме в случаях: нецелевого использования субсидии; прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до истечения срока действия договора; неиспользования гражданином, открывшим собственное дело, субсидии в течение срока, предусмотренного в бизнес-плане, но не более чем в трехмесячный срок со дня поступления субсидии на его счет; непредставления в ГУ ЦЗН за 10 дней до окончания срока действия договора копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданной не позднее 1 месяца до окончания срока действия договора.
На основании заключенного 03.09.2010 года договора Лаврентьеву А.А. платежным поручением от 23.09.2010 года были перечислены денежные средства размере 117 600 рублей (л.д. 57).
13.09.2010 года Лаврентьев А.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Приказом от 13.09.2010 года Лаврентьев А.А. создал одно дополнительное рабочее место администратора с 01.10.2011 года для трудоустройства безработных граждан (л.д. 50), приказом от 30.09.2010 года ответчик принял с 01.10.2011 года на данное рабочее место ФИО1 (л.д. 51, 52).
Как установлено судом, субсидия предоставлялась ответчику в рамках целевой программы «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год».
Во время заключения договора – 03.09.2010 года действовало Постановление Правительства Саратовской области от 25.05.2010 года « 186-П (в редакции Постановления Правительства Саратовской области от 19.07.2010 года № 309-П) «Вопросы содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан».
Приложением № 2 к данному Постановлению является Положение «О предоставлении субсидии на возмещение затрат безработных граждан, открывших собственное дело в рамках областных целевых программ «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год» и «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год», связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан».
Пункт 3 Приложения № 2 устанавливает, что данное Приложение регулирует предоставление субсидии в рамках областных целевых программ «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год» и «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год» гражданам, открывшим собственное дело (далее - граждан), на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства граждан, признанных в установленном порядке безработными, в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице за каждое дополнительно созданное рабочее место.
Пункт 17 Приложения № 2 устанавливает, что для подтверждения целевого и своевременного использования предоставленной субсидии, а также исполнения обязательств, предусмотренных в договоре, за 10 дней до истечения срока действия договора гражданин представляет в ГУ ЦЗН: копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (на дату выдачи); копии платежных документов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды; в случае неоднократного приема безработных граждан, зарегистрированных в ГУ ЦЗН, на дополнительно созданные рабочие места - копии приказов о приеме на работу и об их увольнении, копии трудовых договоров, справки из органов службы занятости населения, подтверждающие статус безработных граждан на момент трудоустройства на дополнительно созданные рабочие места.
Пункт 21 Приложения № 2 устанавливает, что субсидия, предоставленная гражданину, подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации в полном объеме в случаях: прекращения деятельности в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства до истечения срока действия договора; невыполнения иных условий, предусмотренных договором.
Суд, анализируя указанный нормативный акт, обоснованно пришел к выводу о том, что в нем не содержится прямого указания на возврат субсидии в случае непредставления за 10 дней до истечения срока действия договора: копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, копий платежных документов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.
Обращаясь в суд с иском, истец свои требования обосновал тем, что ответчиком в нарушение п. 3.2 договора за 10 дней до окончания срока его действия не представлены копия выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная не позднее 1 месяца до окончания срока действия договора, копии платежных документов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В соответствии со статьёй 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Пунктом «i» статьи 5 «Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации» государства-участники (в том числе и Российская Федерация) взяли на себя обязательства обеспечить равноправие каждого человека перед законом, в особенности в отношении осуществления права на труд, защиту от безработицы.
В соответствии с частью 1 статьи 14 «Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека» каждый человек имеет право на труд и на защиту от безработицы.
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту от безработицы.
Раздел 2 областной целевой программы «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год» (Приложение к постановлению Правительства Саратовской области от 15 декабря 2009 г. № 622-П) определяет в качестве одной из задач данной программы - стимулирование создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса (пункт 4).
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 января 2011 г. №68-п утверждено Положение о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение затрат безработных граждан, открывших собственное дело в рамках областных целевых программ «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год», «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год», «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2011 год», связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (Приложение № 2), а так же Положение о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение затрат безработных граждан, связанных с реализацией мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (Приложение N 1).
И приложение № 1 (пункт 18), и приложение № 2 (пункт 22) предусматривают, что ГУ ЦЗН в течение 3 рабочих дней со дня истечения срока договора в соответствии с законодательством запрашивают сведения, содержащиеся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, если получатель субсидии не представил по собственной инициативе указанные документы.
Исходя из анализа действующего законодательства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что с учетом целей законодательства, регулирующего защиту граждан от безработицы, целей программы «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год» воля законодателя направлена на целевое использование денежных средств по трудоустройству безработных граждан.
При разрешении дела судом установлено, что ответчиком денежные средства использованы по целевому назначению. Финансовая помощь выделялась для ведения предпринимательской деятельности в установленном законом порядке, то есть с уплатой всех предусмотренных действующим законодательством налогов и иных обязательных платежей. Нарушений целевого использования денежных средств судом не установлено.
Единственным нарушением условий договора со стороны ответчика явилось непредставление в ГУ ЦЗН копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданной не позднее 1 месяца до окончания срока действия договора.
Учитывая изложенное, нельзя не согласиться с выводами суда о том, что данное условие договора, как основание для возврата субсидии противоречит целям и нормам действующего законодательства. Кроме того, на 23 августа 2011 года (дата обязанности ответчика представить выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) действовали нормы Постановления Правительства Саратовской области от 31 января 2011 г. № 68-п, в соответствии с которыми ГУ ЦЗН могло самостоятельно запросить указанные сведения.
Поскольку выделенные ответчику денежные средства использованы по целевому назначению, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика оказанной финансовой помощи в размере 117 600 руб.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции об установленных им обстоятельствах, сводятся к иной оценке заявителем доказательств по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие правоотношения, поэтому не могут являться основаниями для отмены судебного решения.
Доводы кассационной жалобы о том, что в силу ст. 333.35 Налогового Кодекса РФ ГУ ЦЗН г. Балаково, как государственное учреждение, финансируемое из федерального бюджета, должно быть освобождено от уплаты государственной пошлины, также является несостоятельным. ГУ ЦЗН г. Балаково выступало ответчиком по данному делу и решение принято не в его пользу.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы привести к вынесению неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 года), судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратова от 07 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ ЦЗН г. Балаково – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи