ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 3А-11/2021 от 20.07.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 3а-11/2021

№ 88а-6566/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 20 июля 2022 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 02.08.2022

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Кудриной Я.Г. и Тымченко А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» на решение Приморского краевого суда от 25 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» к агентству по тарифам Приморского края, заинтересованные лица: КГУП «Примтеплоэнерго», администрация Хорольского муниципального округа о признании нормативного правового акта недействующим.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «УК «Жилкомхоз» ФИО8, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителей агентства по тарифам Приморского края ФИО9, КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО10, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Царевой М.Г., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

постановлением агентства по тарифам Приморского края (далее – Тарифный орган) от 29 апреля 2020 года (далее – Постановление № 18/2) были внесены изменения в постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9 (далее - Постановление №72/9) «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района». Данное постановление опубликовано на официальном интернет – портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 30 апреля 2020 года, и в печатном издании «Приморская газета», № 34(1768) 07 мая 2020 года.

Постановлением агентства по тарифам Приморского края от 20 мая 2020 года № 22/5 в вышеуказанное постановление внесены следующие изменения: изменено наименование постановления на «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории пгт. Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального округа»; установлены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории пгт.Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального округа, согласно приложению; отменены постановления департамента по тарифам Приморского края: от 19 декабря 2017 года № 72/9 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района» и от 27 декабря 2018 года № 73/2 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района». Данное постановление опубликовано на официальном интернет – портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 21 мая 2020 года, и в печатном издании «Приморская газета», спецвыпуск, № 39(1773) 26 мая 2020 года.

Согласно Приложению к Постановлению № 18/2 (в ред. постановления от 20 мая 2020 года № 22/5) для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями без наружной сети горячего водоснабжения установлен норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в размере «0,06487 Гкал/куб.м», для системы горячего водоснабжения с неизолированными стояками и отсутствием полотенцесушителей - «0,05988 Гкал/куб.м».

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» (далее – ООО «УК «Жилкомхоз», Общество) обратилось в Приморский краевой суд с вышеназванным административным исковым заявлением и просило признать недействующим постановление агентства по тарифам Приморского края от 29 апреля 2020 года «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района».

Решением Приморского краевого суда от 25 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 августа 2021 года, в удовлетворении заявленных административных требований ООО «УК «Жилкомхоз» отказано.

В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, по мнению кассатора, судами необоснованно сделан вывод о законности оспариваемого Постановления № 18/2, поскольку им были внесены изменения в признанное судом недействующим Постановление №72/9, то есть постановление, исключённое из системы правового регулирования с даты вступления в законную силу решения Приморского краевого суда от 28 августа 2019 года. Кассатор полагает, что судами сделан ошибочный вывод о законности применения Тарифным органом расчётного метода вместо метода аналогов, поскольку судами допущено смешение двух понятий: «бесперебойность предоставления коммунальных услуг» и «непрерывность работы прибора учёта», а также что не верно определена последовательность действий Тарифного органа при решении им вопроса о возможности или невозможности применения метода аналогов, а именно нарушена последовательность действий, установленная разделом V Правил № 306: 1 - формирование предварительного объёма выработки, в которую входят лишь дома, которые имеют общедомовые приборы учёта, аналогичные конструктивные и технические параметры, и в которых осуществляется бесперебойное предоставление соответствующей коммунальной услуги; 2 - составление плана проведения измерений и снятия показателей; 3 - снятие показаний приборов учёта первого и последнего числа отопительного периода, из которых затем исключаются результаты измерений тех домов, приборы учёта в которых не проработали непрерывно в течение всего определённого планом срока снятия показаний. По мнению кассатора, в рамках подготовки оспариваемого Постановления, Тарифный орган запросил сведения о показаниях приборов учёта одновременно со сведениями, необходимыми для формирования предварительной выборки (объёма выборки), что является нарушением пункта 31 Правил № 306. Тарифный орган не воспользовался свои правом на уточнение полученных сведений и на запрос дополнительных сведений о наличии или отсутствии перебоев в предоставлении коммунальной услуги, он располагал лишь сведениями о наличии либо отсутствии показаний приборов учёта на начало и конец отопительного периода 2018-2019 годов, то есть у Тарифного органа отсутствовали достаточные основания полагать, что предоставление коммунальной услуги в Ярославском городском поселении осуществляется бесперебойно. Кассатор полагает, что причиной принятия незаконного Постановления №18/2 является, в том числе некорректно составленные запросы Тарифного органа? а также не оформление соответствующих запросов у организаций, также осуществляющих управление многоквартирными домами в Ярославском городском поселении: ТСЖ «Мой дом», ТСЖ «Лазо 11», ТСЖ «Надежда», ТСН «Уют» и других. Кассатор ссылается на пункт 35 Правил № 306, в соответствии с которым непрерывность работы приборов учёта, для определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, должна иметь место в течение всего срока снятия показаний, после составления плана измерений и снятия показаний, а именно – в ходе самих измерений и снятия показаний, осуществленных в соответствии с указанным планом, который должен предшествовать установлению факта наличия или отсутствия непрерывности работы прибора учёта. Кроме этого, Тарифным органом необоснованно выбран показатель температуры горячей воды, поступающей потребителям из системы централизованного горячего водоснабжения равный минимальному значению 60°С, при наличии диапазона до 75°С, и неверно определена продолжительность отопительного периода.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 года кассационная жалоба ООО «УК «Жилкомхоз» передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель администрации Хорольского муниципального округа в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ООО «УК «Жилкомхоз» ФИО8., возражения представителей агентства по тарифам Приморского края ФИО9, КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО10., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Царевой М.Г., изучив письменные отзывы агентства по тарифам Приморского края, КГУП «Примтеплоэнерго», судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса РФ, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними, а также могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 (далее – Правила № 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил № 306).

В соответствии с пунктами 13 и 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов или расчётного метода.

Расчётный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил № 306).

При этом в соответствии с положениями пункта 21 указанных Правил метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учёта в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.

Кроме того, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, устанавливается с учётом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей (пункт 32.1 Правил № 306).

При этом информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг (пункт 32.2 Правил № 306).

Таким образом, установление нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур.

Агентством по тарифам Приморского края, действующим в рамках полномочий, предусмотренных Положением об агентстве по тарифам Приморского края, утверждённого постановлением администрации Приморского края от 30 сентября 2019 года № 628-па, 29 апреля 2020 года и 20 мая 2020 года приняты Постановление № 18/2 и Постановление № 22/5, которыми установлены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории пгт. Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального района.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, установили, что Тарифным органом были сделаны многочисленные запросы в администрацию Ярославского городского поселения, в ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, оказывающие услуги на территории пгт. Ярославский и села Вознесенка, в том числе в ООО «УК «Жилкомхоз» о предоставлении исходных данных для определения нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, что полученные по запросам сведения отражали наличие коллективных приборов учёта тепловой энергии и горячей воды раздельно по ресурсам только в двух многоквартирных домах, и пришли к правильному выводу о правомерности применения при определении оспариваемых нормативов расчётного метода, в связи с недостаточностью данных приборного учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки и невозможности применения метода аналогов, правильности расчёта температуры холодной воды в сети водопровода, правильности выбора минимального значения температуры горячей воды 60°С, правильности определения продолжительности отопительного периода, признав оспариваемое постановление не противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом, суды не согласились с доводом административного истца, что оспариваемое постановление является недействующим, поскольку вносит изменения в исключённый из системы правового регулирования нормативный правовой акт, поскольку оспариваемое постановление действует в новой редакции, и является нормативным правовым актом, устанавливающим новый норматив.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, представителем ООО «УК «Жилкомхоз» не представлено.

Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее действующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административного ответчика, заинтересованных лиц, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.

Между тем, в кассационной жалобе ООО «УК «Жилкомхоз» по существу просит дать иную оценку обстоятельствам дела, а также имеющимся в материалах дела доказательствам.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Разрешая данный административный спор, суды правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.

В целом все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ООО «УК «Жилкомхоз» в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Приморского краевого суда от 25 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» - без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи