Дело № 3а-14/2020
№ 88а-7259/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 08 сентября 2021 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21.09.2021
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа на решение суда Чукотского автономного округа от 23 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО «АКСУ» к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, заинтересованное лицо муниципальное предприятие городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство» о признании недействующими постановлений от 18 ноября 2019 года № 15-к/1 и № 15-к/2.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО1, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 18 ноября 2019 года № 15-к/1 утверждена производственная программа в сфере холодного водоснабжения для ООО «АКСУ».
Постановлением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 18 ноября 2019 года № 15-к/2 установлен тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для ООО «АКСУ».
Данные постановления опубликованы в приложении к газете «Крайний Север» 22 ноября 2019 года № 46(2212) (Ведомости от 22 ноября 2019 года № 46/1 (936/1)).
ООО «АКСУ» (далее – Общество, регулируемая организация) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с вышеназванным заявлением и просило признать недействующими постановления от 18 ноября 2019 года: № 15-к/1 в части не включения в необходимую валовую выручку 7081,2 тыс. рублей, и № 15-к/2 в части определения размера тарифа без учёта экономически обоснованных расходов ООО «АКСУ» в сумме 7081,2 тыс. рублей.
Определением судьи Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 13 мая 2020 года дело передано на рассмотрение в суд Чукотского автономного округа.
Определением судьи суда Чукотского автономного округа от 27 октября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено муниципальное предприятие городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство».
Решением суда Чукотского автономного округа от 23 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта ноября 2020 года, административное исковое заявление ООО «АКСУ» удовлетворено: постановление Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 18 ноября 2019 года № 15-к/1 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО «АКСУ» и постановление Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 18 ноября 2019 года №15-к/2 «Об установлении тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКСУ» признаны недействующими с 01 ноября 2019 года; на Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 18 ноября 2019 года № 15-к/1 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО «АКСУ», от 18 ноября 2019 года № 15-к/2 «Об установлении тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКСУ»; с Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа в пользу ООО «АКСУ» взыскана уплаченная государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
В обоснование своей позиции Тарифный орган указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Так, Общество осуществляет регулируемую деятельность в сфере водоснабжения с 2013 года. В указанный период Обществу устанавливались тарифы на 2014, 2015, 2016-2018 годы. При этом, на 2016 год было заявлено расходов для выплат социального характера в размере 428,0 тыс. рублей, фактически расходы составили 134,6 тыс. рублей. В 2017 году в размере 444,6 тыс. рублей, в 2018 году 468,5 тыс. рублей, по факту в указанные годы выплаты не производились. На основании заявления ООО «АКСУ» от 24 октября 2019 года об установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2019-2020 годы, Тарифным органом было открыто дело, назначено уполномоченное лицо, проведена экспертиза предоставленных документов, и 11 ноября 2019 года подготовлено Заключение по результатам экспертизы производственной программы, а также расчет тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ОО «АКСУ». 12 ноября 2019 года от Общества поступил уточнённый расчет тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение), с приложением документов, в частности копии приказов о премировании работников в 2019 году, уведомление о размерах страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, а также Общество просило включить в необходимую валовую выручку (НВВ) расходы по статье «нормативная прибыль» (раздел 8.3) в сумме 7081,20 тыс. рублей, не предоставив документов, подтверждающих необходимость этого включения. Тарифный орган считает, принятые им решения об исключении из расчета НВВ нормативную прибыль в размере 7 % от расходов (7081,2 тыс. рублей) законными, поскольку данные расходы экономически необоснованны, завышены и ранее не заявлялись (поступили после окончания экспертизы). Также кассатор указал, что коллективный договор ООО «АКСУ», после устранения замечаний Департамента социальной политики Чукотского автономного округа, был подписан только 20 ноября 2019 года, а зарегистрирован 26 ноября 2019 года за № 65.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 июля 2021 года кассационная жалоба Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения прокуратуры Чукотского автономного округа, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО1, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания).
В соответствии со статьёй 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению подлежит государственному регулированию.
Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, кроме прочих, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; утверждение производственных программ.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого административным истцом регионального нормативного правового акта, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу, что он принят уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Комитетом государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, действующим на основании Положения о Комитете государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, утверждённого постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 07 июня 2007 года № 75), в рамках его компетенции, с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликованию.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «АКСУ» является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение для потребителей на территории городского округа Анадырь.
Приказом руководителя Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 31 октября 2019 года № 92-д открыто дело по установлению тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКСУ на 2019-2020 годы.
Заседание Комитета по рассмотрению вопроса об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКСУ» на 2019-2020 год назначено на 14 ноября 2019 года, о чем Общество было уведомлено извещением от 11 ноября 2019 года.
Сопроводительным письмом от 12 ноября 2019 года ООО «АКСУ» направило в адрес Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа уточнённый расчёт тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на 2019-2020 годы, и дополнительно Общество просило включить в необходимую валовую выручку расходы по статье «нормативная прибыль» в размере 7081,2 тыс. рублей. Расчёт данных расходов, копии Коллективного договора от 11 ноября 2019 года, Положений об оплате труда и премирования работников ООО «АКСУ» от 03 октября 2016 года, от 15 декабря 2018 года, от 11 ноября 2019 года направлены в Комитет 14 ноября 2019 года.
На заседании Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа 14 ноября 2019 года принято решение, что регулирование тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКСУ» на 2019-2020 годы осуществлять методом экономически обоснованных расходов (затрат); принять в расчёт необходимой валовой выручки расходы в размере 101112,7 тыс. рублей. Нормативную прибыль в размере 7 % от расходов (7081,2 тыс. рублей) в расчёт необходимой валовой выручки предложено не включать по тем основаниям, что в тарифной заявке, представленной Обществом 24 октября 2019 года, величина нормативной прибыли отсутствует. В связи с представлением ООО «АКСУ» дополнительных материалов по включению нормативной прибыли в размере 7081,2 тыс. рублей окончательное рассмотрение вопроса об установлении тарифов перенесено на 18 ноября 2019 года.
На основании экспертного заключения, на заседании Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа 18 ноября 2019 года были утверждены: производственная программа ООО «АКСУ» в сфере холодного водоснабжения; принят расчёт тарифов на питьевую воду расходы и необходимую валовую выручку в размере, предложенном Комитетом; установить и ввести в действие с 01 ноября 2019 года по 30 сентября 2020 года тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКСУ». В протоколе заседания указано, что расчёт тарифа произведен Комитетом, исходя из расходов, формирующих себестоимость питьевой воды, определённых Комитетом и согласованных с организацией, и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Объем финансовых потребностей организации и расходов, подлежащих включению в состав необходимой валовой выручки, определён в размере 107566,7 тыс. рублей. В необходимую валовую выручку ООО «АКСУ» не включена «нормативная прибыль», поскольку изменения по данной статье расходов поступили после окончания экспертизы.
Согласно пункту 13 Правил регулирования тарифов открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
Пункт 17 названных Правил содержит перечень документов, необходимых для представления в орган регулирования при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 20 Правил регулирования тарифов решение органа регулирования тарифов об открытии дела об установлении тарифов или уведомление о необходимости представления указанных в пункте 17 данных Правил материалов в полном объеме (в случае их отсутствия полностью или частично) направляется органом регулирования тарифов заказным почтовым отправлением в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов, орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Пунктом 30 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406, Методические указания по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённые приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э, проанализировали обоснованность заявленных ООО «АКСУ» расходов по статье «нормативная прибыль», и пришли к выводу, что регулируемая организация вправе, до принятия тарифным органом решения, представить дополнительные документы, необходимые для установления экономически обоснованных тарифов. Каких-либо запретов для направления уточнённого расчёта расходов, предлагаемых для включения в необходимую валовую выручку, дополнительных документов после проведения экспертизы производственной программы и расчета тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) законодательство не содержит.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, Комитетом по государственному регулированию цен и тарифов Чукотского автономного округа не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, ООО «АКСУ» представило все необходимые документы для установления экономически обоснованных тарифов до принятия Тарифным органом решения.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа в судах первой и апелляционной инстанции, и его несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение суда Чукотского автономного округа от 23 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по государственному регулированию цен и тарифов Чукотского автономного округа - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи